Международный день музыки Москва отмечает так, как будто ждала этого полгода и вот, наконец, дорвалась. 1 октября и все десять дней вокруг и около ожидается тьма самых звездных событий от самых известных героев.

Открывают список британец Йен Бостридж и «Виртуозы Москвы» на фестивале «Владимир Спиваков приглашает» (27.09 БЗК). Далее солисты, хор и оркестр Мариинского театра с Валерием Гергиевым за пультом исполняют московскую премьеру «Очарованного странника», оперы Родиона Щедрина с его собственным либретто по роману Николая Лескова. Этой новинкой в Зале Чайковского начинается трехмесячный фестиваль в честь юбилея Щедрина, живого классика современной музыки.

Еще один фестиваль не похвастает массовостью двух первых, зато очарует качеством: на юбилейный десятый фест старинной музыки Earlymusic приедут британский контратенор Майкл Чанс и петербургский ансамбль «Солисты Екатерины Великой» с программой «Барокко в узком кругу» (4.10). Сразу вслед за ними концерт Ансамбля старинной музыки Hesperion XXI (Испания) (6.10) с сумасшедше интересной программой «О времени и мгновении». Квартет музыкантов с вокалисткой исполнят традиционную еврейскую, бретонскую, каталонскую, греческую, турецкую и даже афганскую музыку средневековья в акустике Римско-католического кафедрального собора.

В концертных залах тем временем отмечают Международный день музыки точно по календарю: 1 октября в Большом зале консерватории МГАСО с Павлом Коганом играют две очень разных Пятых симфонии – Шуберта и Малера; в КЗЧ Академический оркестр Московской филармонии собрал ласковую программу из Мендельсона, Моцарта и «Спящей красавицы» Чайковского; Владимир Спиваков и НФОР в тот же день выводят в свет скрипачей и вокалистов – лауреатов конкурса имени Чайковского.

Но все эти радости меркнут перед концертом Российского национального оркестра, за пульт которого встанет самый перспективный российский дирижер Владимир Юровский (2.10). Наследника знаменитой музыкантской династии на родине ждут и любят, но у него, худрука и главной гордости Глайднборнского фестиваля, статус желанного гостя в дюжине самых известных европейских съездов и мало шансов для гастролей в Москве. Дав согласие РНО, Юровский вместе с пианистом Николя Ангеличем (Франция) исполнит Второй концерт Брамса для фортепиано с оркестром. Тут же публику ждет сюрприз, который мог бы выглядеть курьезом, если бы не был так серьезен. Ученик Эдисона Денисова, композитор Антон Сафронов дописал шедевральную Неоконченную симфонию Шуберта. И Юровский рискнет исполнить российскую премьеру.

В опере тоже парад планет. Два дня феерических «Паяцев» (3, 4.10) в режиссуре Франко Дзеффирелли сменятся «Пиковой дамой» в Большом, который второй год подряд открывает сезон амбициозной оперной постановкой. В прошлый раз за спектакль полностью отвечал Дмитрий Черняков, а у нынешней премьеры как минимум три автора. Прежде всего, Валерий Фокин, чудом заманенный в оперу вообще и в Большой театр в частности – и слава богу, что у худрука Александринского театра и Центра Мейерхольда остается время всерьез размышлять над своей излюбленной темой мистики на сцене. Затем Михаил Плетнев, который дирижировал оперой где-то не в наших палестинах – для него работа с оркестром Большого тоже серьезное испытание. Плюс сценограф Александр Боровский, над которым довлеет и оперная условность, и слава фамилии. Наконец, Елена Образцова, которая выйдет на премьере в партии Графини. Она не страдает болезнью примадонн, боясь показаться страшной и нелепой, и потому сможет быть и «графинюшкой», и холодной убийцей. Словом, интрига чудо как хороша – слушайте и смотрите.