Патриция Чьофи – оперная примадонна ХХI века: помимо безупречного вокала, в каждую сыгранную ею роль она привносит впечатляющую актерскую игру. Для своего дебюта в Москве на сцене Концертного зала им. Чайковского она выбрала одну из своих лучших партий – Виолетты в «Травиате» Верди.
Патриция Чьофи дебютировала на профессиональной сцене в 1989 году и практически сразу же получила известность как необычно разносторонняя исполнительница – ее партии охватывают временной отрезок в четыре столетия – от Монтеверди до Равеля. Только за последние годы она выступила в таких театрах, как миланский La Scala, Лондонская Королевская опера Covent Garden, Парижская опера, Вашингтонская опера, Цюрихская опера, не говоря уже обо всех крупнейших сценах Италии. Среди дирижеров, с которыми она сотрудничала – Риккардо Мути, Зубин Мета, Лорин Маазель, Джеймс Конлон, Антонио Паппано. Помимо опер бельканто, Чьофи прославилась как исполнительница барочной музыки – она чрезвычайно востребована в операх Вивальди и Генделя.
Патриция, главная роль в «Травиате» – мечта всех без исключения сопрано, но мало кто может исполнить ее действительно хорошо. В чем сложность этой партии?
В ней сложно абсолютно все. В каждом из трех действий вокальная партия строится по своим законам – фактически, нужно обладать тремя разными голосами, чтобы исполнить роль! Но даже если не вдаваться в такие тонкости, то просто представьте себе – за два с половиной часа вы должны пройти путь от беззаботной куртизанки до глубоко страдающей и смертельно больной женщины, которая решилась на огромную жертву – оставить своего любимого в угоду общественной морали.
В Москве «Травиата» пойдет в концертном исполнении, вам это мешает или наоборот открывает какие-то новые возможности?
Я много раз участвовала в концертных исполнениях опер, и иногда они превращались в настоящие спектакли без костюмов. И, тем не менее, мне будет не хватать театральной сцены.
Список исполненных вами ролей уже превысил полсотни. Вы комфортнее чувствуете себя в легких комических партиях или в партиях трагических героинь?
Думаю, что большие серьезные роли подходят лучше и мне, и моему голосу. Они помогают выразить больше эмоций. Трудность всегда одна: найти баланс между выразительным вокалом и убедительной актерской игрой, чтобы не обеднить музыку с одной стороны, и не удариться в актерскую безвкусицу – с другой. Одно лишь совершенное бельканто, как было распространено пятьдесят лет назад, меня не убеждает – я смотрю записи великих примадонн прошлого, восхищаюсь их вокальной техникой, но через пятнадцать минут становится скучно.
СМИ постоянно пишут о том, что оперное искусство постепенно умирает. Вы согласны с этим мнением?
В Италии, на родине оперы, дела, к сожалению, действительно стали идти хуже – пропадает интерес не только к опере, но и к другим видам искусства. В других странах такого кризиса я не заметила. Конечно, мы должны думать о том, кто будет покупать билеты в оперные театры через пятьдесят лет. Чтобы заинтересовать молодое поколение классической музыкой, нужно научить их понимать ее и всячески поощрять походы на концерты и в театр.
Вы разительно отличаетесь от стереотипных представлений об оперных примадоннах, которые чаще всего бывают довольно крупной комплекции? Как вам удается сохранять хорошую форму?
На сцене я всегда стараюсь максимально выложиться – соответственно, можно представить, какое количество энергии я теряю. Кроме того, в процессе работы тратится много нервов – я очень чувствительный человек: например, после премьеры постановки никогда не читаю прессы и открываю газеты, только после того, как спет последний спектакль.
Какую музыку слушают оперные певцы дома?
Оперную – практически никогда (Смеется). Иногда я вообще предпочитаю находиться в полной тишине – так лучше всего отдыхает и тело и сознание. В целом же, в отношении музыки я почти всеядна: если это классика – то симфоническая или фортепианная музыка, из других стилей люблю джаз и поп-музыку. Прекрасно расслабляюсь, когда слушаю какую-нибудь этнику – она приносит новые ощущения. Оперу же я оставляю для профессиональной жизни: мало кто дома хочет заниматься работой…
Только факты
• Пресса возвела Патрицию в ранг звезды, когда она согласилась заменить заболевшую Натали Дессей в опере «Лючия ди Ламмермур» Доницетти в Лионской опере. Партнером певицы стал звездный тенор Роберто Аланья.
• Патриция Чьофи обладательница Grammy. Эту престижную премию получила запись «Свадьбы Фигаро» Моцарта, в которой певица исполняет роль Сюзанны.
• Дирижировать исполнением «Травиаты» в Москве будет муж примадонны – итальянский дирижер Лучано Акочелла.
Патриция Чьофи о дебюте в Москве
Помимо безупречного вокала, в каждую сыгранную ею роль она привносит впечатляющую актерскую игру.