Главное событие предстоящих десяти дней – фестиваль современного искусства «Территория». Но за его аппетитной программой можно не заметить еще полдюжины отменных событий.

Вне «Территории» случится много чего. На фестивале старинной музыки Early music продвинутых меломанов ждут по-настоящему гурманские концерты: испанский квинтет старинной музыки Hesperion XXI играет чудные старинные опусы барочных времен под общим заголовком «О времени и мгновении» (6.10). Их итало-нидерландские коллеги, ансамбль Concerto Palatino, исполняют духовную музыку для баса и духовых инструментов 1580 – 1650 годов с меткой De profundis, «из глубин» (8.10). К десятому разу фестиваль обосновался на постоянной площадке Римско-католического кафедрального собора Непорочного зачатия. Его акустику также оценили неформалы, которые ждут изысков с патиной от фестиваля современного искусства «Территория». В этом же соборе будет концерт солистов новосибирского оркестра Musica Aeterna Ensemble и хора The new Siberian Singers (10.10), у которых в Москве толпы поклонников. Под водительством своего лидера Теодора Курентзиса музыканты исполнят малоизвестных и анонимных авторов XIV века, а в виде бонуса добавят дисгармоничный опус Альфреда Шнитке.

Но главная особенность нынешней «Территории» – обилие спектаклей современного танца. Театралы уже давно обсудили тотальное недоверие нынешнего театра к слову, и «Территория», будучи фестивалем как минимум не замшелым, реагирует на веяния адекватно. Три любопытнейших европейских труппы привозят свои лучшие постановки.

Теро Сааринен и его компания, которые в Москве второй раз, показывают «Человек в комнате» и «Охота» (7.10). Этот чудный финн с классическим балетным образованием на сегодня один из самых продвинутых скандинавских хореографов. Перетанцевав принцев и героев в балетных спектаклях, он «пошел на восток», увлекся буддизмом, дыхательными практиками и прочими способами расширить сознание. Спектакли его отчетливо северные, прорисованные и странные, но ни на что не похожие.

Афрофранцуз Эдди Маалем с пятнадцатью негритянскими танцорами переформатирует инстинкты «Весны священной» Игоря Стравинского (8.10) в африканские страсти и делает это так естественно, что маленьких детей брать на спектакль не стоит.

А бельгийский театр Les Ballets C. de la B с удивительным тонким режиссером Аланом Плателем играет VSPRS, он же «Вечерня Пресвятой Деве» с музыкой Клаудио Монтеверди (11, 12.10). Верьте на слово и запасайтесь на него билетами.

Главный интеллектуальный проект «Территории» выглядит роскошной шуткой. «Вываливающиеся старухи» (6.10) на тексты Олейникова и Хармса вдохновили главных надежд нашей музыкально-театральной действительности Леонида Десятникова, Алексея Ратманского, Алексея Гориболя и Марата Гали. Обещают некую пропорцию абсурда и хаоса в идеально точной форме с чуточкой импровизации; иными словами – полный сюрприз. Если пропустите, посмотреть больше будет негде.

На фестивале «Владимир Спиваков приглашает» желательно не пропустить вечер с певицей Уте Лемпер(5.10). На фоне НФОРа она воскресит облик германских див первой половины прошлого века вроде Марлен Дитрих с их изысканно ломким стилем. Женщина из «сумерков богов» исполнит «Семь смертных грехов» Вайля. И, наконец, праздник для поборников лучших традиций. Грядет концертная «Травиата» Верди со звездной итало-румынской командой во главе с Патрицией Чьофи(8.10). Любимица лучших сцен мира в вердиевском репертуаре и эксклюзивное сопрано EMI Classics, Патриция Чьофи исполняла Виолетту в том числе на открытии обновленной сцены легендарного венецианского театра La Fenice, где состоялась премьера «Травиаты» полтора века назад. Не лишайте себя удовольствия.