Декада пройдет под знаком литературно-музыкальной дружбы и блеснет виртуозным финалом фестиваля Ars Longa, а на ее дальний уикенд выпадут три экстраординарных события.

В Москву едет мировая знаменитость и один из самых титулованных дирижеров современности Риккардо Мути (27, 28.07). Маэстро собирается дирижировать оперой-буффа Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале», и мы бы, пожалуй, неизвестно сколько дожидались этого удовольствия (последний раз Мути дирижировал в Москве оперой 18 лет назад во главе Ла Скала), если бы он три года назад не организовал «под себя» молодежный оркестр Луиджи Керубини (Luigi Cherubini Orchestra). В оркестр мэтр отобрал по творческому конкурсу лучшую молодежь и обкатал ансамбль на престижном фестивале в Равенне. Теперь со своим детищем и сборной известных итальянских солистов он выйдет на сцену в рамках фестиваля «Черешневый лес». Гастроли случатся благодаря участию правительства Москвы, посольства Италии, трудам Центра Галины Вишневской и гостеприимству МАМТа. А на «Дона Паскуале» выбор пал по двум причинам. Сам маэстро почитает ее в числе главных итальянских комических опер, и именно с ней он юнцом дебютировал в 1971 году на фестивале в Зальцбурге, приглашенный самим Гербертом фон Караяном. К тому же это продукция фестиваля в Равенне, что само по себе является гарантией качества.

О двух других событиях категории экстра – концерте Анны Нетребко (28.10) в БЗК и «Королях танца» (28-31.10) в Большом мы расскажем позже. А пока три любопытных литературно-музыкальных проекта, как будто специально собранных в одну неделю. Концерт-спектакль «ДантеExperience» - «опыт Данте» рассматривает отблеск «Божественной комедии» в музыке, живописи и поэзии, а придумал его итальянец, он же дирижер проекта Витторио Брешиани (22.10.КЗЧ). Управлять он будет оркестром «Новая Россия» и академической хоровой капеллой России, нетленный текст читают Екатерина Гусева и Александр Филиппенко, а канвой для построений будут Чайковский, Лист («Данте-симфония») и иллюстрации Доре. Через три дня скрипач Сергей Стадлер играет и дирижирует оркестром Musica Viva (25.10). Тема «Мольер и Гете в музыке», а в фаворитах, само собой, «Мещанин во дворянстве» и «Фауст». Здесь круг композиторов существенно расширен и очень любопытный выбор опусов от Люлли куртуазного современника Мольера до огненного Рихарда Вагнера. Напоследок нечто совсем уж грандиозное - «Война и мир» в версии БСО под руководством Владимира Федосеева. Отрывки из романа-эпопеи читают Дарья Мороз и Михаил Филиппов, а рядом с чувством, толком и расстановкой звучит музыка Бетховена, Чайковского и Прокофьева. Кажется эклектичным, но эта смесь получила признание и награду Эдинбургского фестиваля.

Теперь об обещанном эффектном финале фестиваля Ars Longa (27.10). В качестве главного события этого феста (а может, и музыкального сезона, кто знает) припасен очень эффектный и чудовищно сложный концерт под кодовым названием «24». Скрипач Дмитрий Коган и пианист Иван Рудин рискнули играть 24 каприса Николо Паганини и 24 этюда Фредерика Шопена, причем в рамках театрально-драматического представления с участием артистов и оркестра. Организаторы уверяют, что такое прочтение – мировая премьера, но в любом случае этот красивейший тест на виртуозность исполнителей не оставит меломана равнодушным.