Крупных событий четыре: оперой-буффа дирижирует Риккардо Мути, на сцене Большого театра конкурируют друг с другом «Короли танца», Анна Нетребко дебютирует в нетрадиционном для нее амплуа, а «Борис Годунов» предстает в виде барочной оперы.
Кто бы мог подумать, что умница, трудяга и просто красавица Анна Нетребко так быстро задумается об односторонности своего лучезарного имиджа! Наверняка самую обожаемую сопрано из России подтолкнули к этому шагу ее опытные импресарио, но хочется думать, что она и сама к нему готовилась. Был ведь стимул – концерт Анны Нетребко в прошлом сезоне, когда она очертя голову спела рекламный рецитал известной ювелирной марки. Концерт тот откровенно провалился, светская публика пожимала плечами, а меломаны дружно грустили о «бедной девочке», совращенной богатыми дядями. Не та она девочка, и не девочка вообще – нынешний решительный шаг доказывает это категорически. Итак: Анна Нетребко открывает абонемент Московской филармонии «Оратории и кантаты», исполняя строгую каноническую Stabat Mater Джованни-Баттиста Перголези (28.10 БЗК). С этой тяжелой ношей в одиночку не справиться: опус для солистов, оркестра и органа исполняют также меццо-сопрано из Мариинского театра Екатерина Семенчук и Камерный ансамбль «Солисты Москвы» с дирижером из Германии Михаэлем Гюттлером. С Семенчук Анну Нетребко связывают давние приятельско-партнерские отношения: именно эти юные пичуги Наташа (Нетребко) и Соня (Семенчук) очаровали когда-то столицу в гастрольной «Войне и мире» Мариинского театра. Воды с тех пор утекло много. Но именно в этом тандеме Нетребко впервые в жизни обращается к барочной музыке. Контакт с маэстро Михаэлем Гюттлером тоже давний: он работал с примадонной над операми Моцарта, Верди и Доницетти плюс с оркестром «Новая Россия» аккомпанировал дуэтной программе Анны Нетребко - Роландо Виллазона два года назад. Организаторы уверяют, будто Нетребко должна была дебютировать со Stabat Mater еще в августе на Зальцбургском фестивале, но внезапно заболела (хотя вообще-то она редко жалуется на здоровье), и звезды сошлись на Москве. Минимум гламура, максимум качественного пения в самом требовательном репертуаре.
Еще одна победа барокко состоится через четыре дня. Грядет барочная опера Иоганна Маттезона «Борис Годунов». Вместо тяжелых помпезных дум Мусоргского перед публикой предстанет некто Boris Goudenow. Это первая европейская опера на русский сюжет, сочиненная секретарем британского посла в Гамбурге Иоганном Маттезоном, между прочим, учителем Генделя и знаменитым композитором эпохи барокко. Такие в 1710 году были секретари посольств. В то время тема России была модной – Петр 1 только-только разбил под Полтавой шведов. Однако по всяким околомузыкальным обстоятельствам при жизни автора ее ни разу не исполнили, а партитура до недавнего времени считалась утерянной. Ныне за реинкарнацию взялся авторитетный фестиваль EARLYMUSIC, собравший по всему миру первоклассных музыкантов и танцоров. Помогал ему целый сонм государственных институтов, европейская премьера прошла в августе, а российская разделится на Санкт-Петербург (26.10) и Москву (2 и 3.10). Сколько там будет аутентичности – хороший вопрос для хороших специалистов, но гарантировано любопытное зрелище с повышенным культурным уровнем.
А теперь вираж от барокко к самым актуальным темам. В Москве открывается международный фестиваль современного танца DanceInversion – самый серьезный и авторитетный фест такого рода в России. Пройдет он со 2 по 20 ноября и представит целый список любопытнейших событий, о которых мы еще успеем рассказать. А пока сенсация на открытие – впервые в России труппа под названием «Си салиа ни сейду» из Буркина Фасо/Франции (2 и 3.10). Спектакль, названный Weeleni, то есть «Зов», должен разбередить душу проблемами экологии на черном континенте.