Можно не обращать внимания на мрачных подростков, которые  гуляют по кладбищам и предаются приятным мыслям о смерти. Но игнорировать общемировую тенденцию вряд ли удастся. Готика – модный тренд, а люди в черном вдохновляют лучших художников современности на создание новых шедевров.

А началось все традиционно с музыки. На западе готическое движение появилось в 1979 году на волне пост-панка. Тогда панковская эстетика слилась с эстетикой смерти и всякими вампирскими штучками. Молодые люди зачитывались готическими романами, смотрели черно-белые кошмары в кинотеатрах, депрессировали, поэтому носили черную одежду, худели, бледнели, от вечного недосыпа имели черные круги под глазами  (впрочем, некоторые готы специально выбеливают лица и подводят черным глаза). За тридцать лет мало что изменилось. До сих пор готическим символом остается египетский крест, так называемый «анх», символ вечной жизни (кстати, вошел он в субкультуру после выхода на экраны вампирского «Голода» с Дэвидом Боуи).

До России «черные» веяния дошли с небольшим опозданием, в конце 90-х. Собственно, тогда на улицах и стали появляться инфернального вида подростки с застывшей многовековой печалью в глазах. Не важно, откуда гот родом – из Питера или Кельна, - ему свойственна любовь к меланхолии и черному цвету, а так же тяга к поэтизации смерти. Это и есть суть готики как движения. Из всех молодежных субкультур эта, пожалуй, самая романтичная, поскольку неразрывно связана с душевными переживаниями, печалью и глубоким вниманием к собственным рефлексиям. Главное желание гота - абстрагироваться от мира, чтобы погрузиться в мир собственный.

Большую часть культурных явлений, порожденных «черной» модой, можно с уверенностью назвать красивыми и утонченными. Но, несмотря на то, что сами готы страдают со значительной долей эстетства, зачастую они становятся заложниками собственного мрачного образа.  Общественное мнение объединяет их с панками из-за сходства  внешней атрибутики, хотя между ними мало общего: дебоширам и маргиналам не понять грустных романтиков. Другая распространенная версия, что готы культивируют образ сатаны и практикуют элементы язычества. В действительности же им гораздо ближе католические хоралы, символика креста и распятия.

Любое молодежное течение, независимо от направления, - это не просто объединение близких по духу людей, но и своеобразная форма эскапизма, побега от реальности. Самые острые из явлений постепенно проникают в массовое сознание и становятся трендом. Так произошло с готикой. Ее эстетика оказалась настолько привлекательна, что нашла отражение в музыке, моде, литературе и актуальном искусстве. Образ нового романтика, рыцаря печального образа получил второе рождение в массовой культуре.

Топ-5: Интернет-ресурсы 
www.gothic.ru
www.aisthetikos.ru
www.rgpjournal.ru
www.darkdairy.ru
www.goth.ru

Певцы депрессии
Переоценить влияние готики на музыку сложно. «Певцы депрессии» - это особый жанр, актуальная тенденция в шоу-бизнесе, которой следуют даже те, кто всегда был далек от подобной эстетики и работал в иных форматах.  Основным направлением готической музыки считается готик-рок. Этот жанр возник в конце 1970-х годов и появился в творчестве таких западных групп как The Sisters of Mercy, Bauhaus и Joy Division. Его отличают мрачные тексты о судьбе, любви и смерти, а также мрачный, «готичный» имидж участников групп.

Позднее из сочетания готик-рока  и элементов дум-металла родилось еще одно модное направление - готик-металл. Его можно узнать по характерному медленному, меланхоличному звучанию с активным использованием клавишных. Музыка сопровождается женским оперным вокалом, либо сочетанием грубого мужского и пронзительного женского голоса. На стиль направления оказал значительное влияние мюзикл британского композитора Эндрю Ллойда Вебера «Призрак оперы». Наиболее популярными в этом жанре были признаны группы Lacrimosa и Theatre of tragedy. Последняя известна тем, что сделала пение каноном (спевку с разным параллельным текстом) на фоне эмоционального музыкального ряда своим фирменным знаком, который затем был растиражирован бесчисленными группами-последователями.

Tokio Hotel Особое место в музыкальной культуре занимает нео-классика, которая по звучанию максимально приближена к симфонической музыке. Помимо гитары и ритм-секции добавляются «живые» инструменты, часто используются вставки из классических органных или скрипичных композиций. Родоначальниками жанра считаются немцы Stoa, их дело продолжили такие команды, как Endraum, Ophelia’s Dream, Dargaard, Dead can dance.

Популярность готики подтверждается и тем, что за последние 10 лет появилась целая армия артистов, не отождествляющих себя с идеологией, но использовавшие для своего продвижения внешнюю «темную» атрибутику. Главный предмет споров у готов – творчество Мэрлина Менсона, который позиционирует себя как «король тьмы», использует элементы готического костюма и выглядит как андрогинное существо. Другой известный проект – финский love metal коллектив HIM, популярный в основном у молодой женской части готического сообщества. Группа исполняет меланхоличные рок-баллады о смерти и несчастной любви. Готический имидж – подведенные глаза, белое лицо, чувственный печальный вокал использует и немецкая поп-рок команда Tokio Hotel, а фронтмен Билл Каутлиц напоминает солиста HIM Вилле Вало даже внешне. Также близким  по стилю можно назвать финскую поп-рок группу Rasmus.

Топ-5: CD
Bauhaus. Volume One
Sister of Mercy. Floodland
Within Temptation. The Silent Force
HIM. And Love Said No. The Greatest Hits 1997 – 2004
«Агата Кристи». «Опиум»

Чернокнижники
Книжные готические бестселлеры вызывают не меньший интерес, чем эпатажные выходки Мэрлина Менсона. У современной и классической гот-литературы есть общие каноны, которые соблюдаются современными авторами и теми, кто творил в прошлом веке. Все произведения объединяет мистический сюжет, по ходу которого герои встречаются с потусторонними силами и участвуют в таинственны ритуалах. Как правило, местом действия становятся старинные замки, леса или кладбища. Также большое значение уделяется описанию костюмов, интерьеров и философской составляющей. Ну, и, разумеется, ни в одной книге не обходится без тема смысла бытия и неизбежности гибели.

«Дракула» Брэма Стокера Поскольку философия и эстетика готики сопоставимы с романтической культурой начала 19 века, среди главных литературных предпочтений готов в основном романы: произведения Анны Редклиф, Эдгара Алана По, Брэма Стокера. Ключевое поэтическое произведение – «Божественная комедия» Данте Алигьери, повествующая о жизни и смерти. Современные западные авторы, пишущие по мотивам готических романов, - достойные продолжатели «черных» традиций. В середине ХХ века законодатель мистического реализма Густав Мейринк создал  роман «Голлем» о том, как из глины был создан человек, оживленный каббалистическим заклятьем. Готические рассказы писал философ Мэнли П. Холл, посвятивший жизнь изучению мистицизма.

Самая яркая представительница новой волны – американка Энн Райс, автор романа «Интервью с вампиром», который был впоследствии экранизирован.  Творчество писательницы приходится на 70-90-е годы ХХ века, в десятке книг она осветила характерные темы ведьмовства, вампиризма и родовых проклятий. Кстати, что касается готических кино-шедевров, то большинство из них родилось именно благодаря литературе. Лучшие в жанре картины – не что иное, как экранизация культовых готических книг.

Если говорить о современных русских писателях, которые обращаются к готической теме, то их немного. Можно выделить работы  Сергея Смирнова «Собачий бог», «Солнце для мертвых» и книги Влада Соболева «Легенда о леди Мангейм», «Декабрь сэра Тобиаса Линча». Все произведения объединяет историческая основа, элементы мистики и отсылки к классической немецкой и английской готической литературе.
Топ-5: книги
«Граф Дракула» Брэма Стокера
«Мейфейрские ведьмы»  Энн Райс
«Вампирские хроники»   Энн Райс
«Интервью с вампиром» Энн Райс
«Кармилла» Шеридана   Ла Феню

Адский гламур
Мода – совершенно особая тема, поскольку готика, пожалуй, одна из самых «костюмных» субкультур. Одежда самих готов может быть абсолютно разной: от роскошных платьев Ренессанса до имиджа панков 80-х годов, но в любом случае она является визитной карточкой «черного» сообщества. При таком многообразии идей и образов, немудрено, что многие элементы готической моды встречаются в современных российских и западных коллекциях.

Готы одеваются в черное
Уже несколько сезонов в моде главенствует черный и серый цвета, в них облачились даже вполне оптимистичные по натуре люди. А многие мастера пошли дальше. Из западных дизайнеров  особенно восприимчивыми к этому тренду оказались итальянцы Dolce&Gabana. В коллекции осень-зима 2007 модели появлялись на подиуме в черных, красных и серебристых «мятых» платьях, а вместо поясов на них были металлические корсеты с настоящими замками. Британец Джон Ричмонд не только одел моделей в черную кожу и платья-сетки, но и предложил двуцветные прически и черную помаду как ключевые элементы make-up. И конечно незабываемое впечатление производят гламурные модели-вампиры Джона Гальяно в черных и красных полупрозрачных платьях  и в шляпах с перьями. Любимый ювелир Мадонны и Кристины Агилеры Стивен Вебстер делает брутальные готические украшения, перстни с черепами, кольца, будто со стрельчатыми арками и витражами.

В России в аналогичной стилистике шьет одежду дизайнер Юлия Синдревич. В осенне-зимней коллекции она предлагает удлиненные черные пальто-сутаны,  черно-красные платьями с корсетами и шлейфами. Первая коллекция дуэта Karin&Gorelik также частично стилизована под готику: длинные черные кардиганы с капюшоном, широкие черные юбки, словно разрезанные ножом, цитаты их классики на белом фоне и черные маски вместо макияжа у моделей.

Топ-5 мест: шопинг
Интернет-магазин www.gothicstyle.ru
Интернет-магазин www.taktako.com
Шоу-рум New Berezka
Пожарский пер. д. 15
Магазин винтажной одежды «Фрик фрак»
Шаболовская, 25/1
Секонд хенд   «Миллион одёжек»
Цандера, 7

Готик-арт
Количество черепов, скелетов, вампиров и сцен в стиле «memento mori» (помни о смерти) на ярмарках современного искусства давно уже зашкаливает за все разумные нормы. То, что было прерогативой закрытых сообществ, превратилось в общее место. Один только Дамьен Херст поставил создание макабрических образов почти на фабричный поток.

Мэрилин Мэнсон. Акварель Тем любопытнее искусство готов, исходящее, так сказать, из первых рук. Сейчас как раз есть возможность посмотреть на акварели Мэрилина Мэнсона в Галерее Марата Гельмана. Экспозиция его акварелей «Цветы зла» открывается 12 ноября. Правда, истинные адепты готической культуры не принимают самозванца Мэнсона за своего и с иронией относятся к его художественным опытам.

Если же брать чистый готик-арт, то его, как ни странно, нужно искать не во французских готических соборах, а в более поздних произведениях. Например, в декадентской живописи XIX века, в творениях так называемых «прерафаэлитов» - английских художников, соединявших романтизм со средневековыми легендами. Не менее интересен плат «готической фотографии»: Виона Илегемс, Анни Бертрам и Стефан Лорд. Впрочем, в снимках слишком много салонности и приторных красот.

Top-5 знаковых тем:
  • Череп. Почти все английские современные художники во главе с Дамьеном Херстом. Голландские натюрморты XVII века в стиле «Помни о смерти».
  • Yтопленница. Прерафаэлит XIX века Данте Габриэль Росетти «Офелия».
  • Князь Тьмы. Многочисленные глянцевые иллюстрации в стиле фэнтези. «Страшный Суд» И. Босха.
  • Незнакомка в черном. Иллюстрации к поэме Александра Блока «Незнакомка». Современная модная фотография.
  • Кровососущие и крысы. «Сон разума рождает чудовищ» Ф. Гойи (как, впрочем, и все гравюры серии «Каприччос»). «Крысиный король» Катарины Фрич.