«Ваш досуг» совместно с Telegram-каналом «On The Corner» запускает серию материалов для любителей джаза: о джазе, новых джазовых альбомах и концертах в Москве.
9 июня не стало Лоррейн Гордон. Ей было 95. Великая женщина. Возможно вы впервые слышите это имя, но именно Лоррейн Гордон долгие годы была для американского джаза точкой опоры. Армстронг, Монк, Эванс, Дэйвис, Колтрейн, Марсалис, Ловано, Гласпер - Гордон стягивала воедино великие имена разных эпох. Убери Гордон - и в джазовой истории образуется невосполнимая пустота.
"Я любила джаз с тех пор, как я себя помню. Я не знаю, почему. Я никогда не спрашивала себя об этом. Просто мне нравился джаз и все", - сказала Гордон в одном из интервью.
С детства она была участником нью-йоркского джазового образования "New Ark Hot Club" и коллекционировала пластинки. В девятнадцать лет вышла замуж за основателя лейбла "Блю Ноут" Альфреда Лайона и помогала ему вести дела: занималась бухгалтерией, отбирала лучшие композиции для записи, продвигала новых артистов. Первый ангажемент Телониуса Монка в Village Vanguard - ее рук дело.
В 1950 году Гордон рассталась с Лайоном и вышла замуж во второй раз - за владельца клуба Village Vanguard Макса Гордона. В то время Vanguard не был джазовым - на сцене клуба регулярно выступали поэты-битники и фолк-певцы. Страстной любовью к джазу Лоррейн оказала на мужа сильное влияние, и за семь лет клуб переключился на джазовую музыку. Полвека Лоррейн помогала мужу развивать клуб и делать Village Vanguard символом джаза. Попутно Гордон увлекалась политикой, участвовала в движении "Women Strike For Peace", добивалась прекращения Вьетнамской войны, а в 1965-м совершила тайную поездку Ханой через Советский Союз.
Макс Гордон умер в 1989-м, Village Vanguard закрылся на один вечер, но на следующий день открылся снова. Лоррейн Гордон взяла управление клубом на себя: "Макс никогда не просил меня управлять Vanguard после его смерти, он никого ни о чем не просил. Но я решила продолжить. Мне не было страшно. Я не стала унывать и бросилась в этот омут с головой". Лоррейн Гордон было тогда 65.
За последующие тридцать лет Village Vanguard удивительным образом удалось избежать форматов и шаблонов - это по-прежнему маленький подвал с выкрашенными масляной краской стенами, отчетливым запахом сырости, тесным залом с маленькими столиками. В Village Vanguard не кормят -только емкая барная карта. Никакого дизайна, трендов и "внимания к клиенту" - джаз никому ничего не должен. Зато в Vanguard лучший в мире звук и пытливый слушатель будет вознагражден сполна. Джазмены ценят акустику клуба превыше всего, берут недельные сессии по два выступления за вечер, а потом пишут материал. "Live At The Village Vanguard" - с таким названием существует более сотни пластинок, из них не менее десятка - великие.
Лоррейн Гордон бывала в Vanguard почти каждый день: сидела слева от сцены или на так называемой "кухне", где болтала с музыкантами, отвечала на звонки и резервировала столики от руки в "клубной книге".
Village Vanguard составлялось на год вперед, и во многом это был результат личного выбора Гордон. "У меня отличный слух, - говорила Лоррейн. - Это мой подарок. Я чувствую, когда кто-то действительно хорош и хочу, чтобы он играл у нас".
Теперь владельцем клуба станет дочь Лоррейн - Дебора Гордон. Сейчас ей тоже 65.