«Ваш досуг» совместно с Telegram-каналом «On The Corner» запускает серию материалов для любителей джаза: о джазе, новых джазовых альбомах и концертах в Москве.
Переиздания старых пластинок нужны не только для развлечения продвинутых меломанов, но и для восстановления непрерывности традиции. А белых пятен в итории джазовой звукозаписи еще предостаточно. Ведь даже в дискографии титанов есть пластинки, не издававшиеся в пост-виниловую эпоху. В нашей рубрике «забытые пластинки» мы будем рассказывать о примечательных альбомах, прошедших мимо радаров широкой публики. Начнем с «Опасных связей» Телониуса Монка.
27 июля 1959 года в нью-йоркской студии на Манхэттен Стрит 57, Телониус Монк вместе с группой поддержки в лице барабанщика Арта Тейлора, басиста Сэма Джонса и саксофонистов Чарли Роуза и Барни Вилена за один день записал саундтрек к фильму «Опасные связи» Роже Вадима. Официального релиза музыка Монка так и не получила, и по невыясненным причинам в течение почти 60-и лет пластинка считалась потерянной навсегда.
Однако в 2014 году главный охотник за утерянными джазовыми сокровищами, продюсер Зев Фельдман (последний концерт Колтрейна, неизданные ранее пластинки Билла Эванса и т.д.) исследовал белые пятна в дискографии того самого Барни Вилена и, копаясь в архивах работавшего с Вадимом продюсера Марселя Романо, обнаружил мастер-ленты с подписью «Телониус Монк».
Во время прослушивания выяснилось, что перед пытливым джазоискателем не просто неизданные записи Монка, а настоящи Священный Грааль - затерянный, казалось бы, во времени саундтрек к Les Liaisons Dangereuses.
Известно, что находившийся с середины 1958 года в затяжной депрессии, Монк дал согласие на участие в записи саундтрека в самый последний момент. Времени для создания оригинальных композиций не было, поэтому звуковое сопровождение к фильму решили составить из главных хитов Монка, Rythm-A-Ning, Crepuscule with Nellie, Well, You Needn't.
В условиях дикой спешки и, как следствие, спонтанности и тотальной импровизации во время записи, Монк чувствовал себя как рыба в воде. Поэтому пластинку можно считать квинтэссенцией его твореческого метода: отрывистая штрихпунктирная игра, угловатые звуки, иррациональные паузы, обрывающиеся на полуслове мотивы. Удивительная, вопиюще "неправильная" и в то же время очень красивая музыка.
Осколки великого джазового прошлого, чудом долетевшие до нас.
Слушать: Monk Rythm-A-Ning