Среди сонма интересных событий декады два стоят особняком: Национальный балет Португалии привозит спектакль «Педро и Инес», а музыканты фестиваля «Возвращения» открывают новую концертную площадку.
На фестивале DanceInversion Национальный балет Португалии (CNB) – первая труппа со статусом государственной. Звучит это серьезно, а по сути располагает к снобизму: этому учреждению культуры только тридцать лет. В репертуаре означены все положенные спектакли, но свойственной государственным труппам твердолобости у португальцев нет: в последние годы труппа смогла пригласить на постановки Уильяма Форсайта и Анну-Терезу Кеерсмакер. Нынешний «Педро и Инес» (17,18 ноября) идеально отвечает всем требованиям к представительскому спектаклю. Он построен на национальной истории, крупноформатен, сделан продвинутым португальским хореографом с классическим образованием и не заношен, премьера прошла четыре года назад.
Хореограф Ольга Рориц сама занималась либретто и подбором музыки. Сначала – холодящий душу сюжет: наследник португальского трона тайно обвенчан с Инес де Кастро, в жилах которой кровь кастильских королей. Придворные провоцируют монарха учинить сыну допрос, а затем, пользуясь его отсутствием, убивают Инес в монастыре. Спустя время монарх умирает, наследник получает трон и первым делом жестоко мстит врагам. А затем выкапывает возлюбленную и мать своих четверых детей из могилы, велит воздать ей королевские почести и только затем погребает ее заново.
Жуткая романтическая история 14 века имеет специфичный национальный колорит и неспроста бередит воображение авторов хроник и опер с тех легендарных времен до сегодняшнего дня. Даже скептичная по отношению к сюжетному танцу Ольга Рориц прониклась ею так, что пришла не к линейному пересказу сюжета, а к прочтению легенды. В ее музыкальном собрании, кроме прочего, Аарво Пярт и Tabula Rasa; сон о грядущей смерти выливается в сражение семерых Инес с семью убийцами; а сюрреалистичный танец короля Педро с мертвой королевой поставлен в воде, среди плавающих роз. Получилось пронзительное зрелище о памяти любви, победившей разрушительную силу времени, что-то вроде настоящего надгробия Инес, на котором ее уносят к небесам ангелы.
О каре земной и небесной говорила музыка в другом конце Европы, под пером «большого» Баха, и программа из его произведений тоже заслуживает самого пристального внимания (21.11). Опусы Иоганна Себастьяна теперь прозвучат в Большом зале Московской хоральной синагоги – так музыканты фестиваля «Возвращение» отвечают на реалии театрально-концертной жизни, где, думая о небе, легко остаться без площадки. Комментарий в этом случае может быть только один: не было бы счастья, да несчастье помогло. «Возвращенцы» оценивают свое первенство как большую радость, не только потому, что открывают зал с уникальными акустическим возможностями, но и по мыслям другого порядка. В конце концов, еще три года назад концерты в Кафедральном Соборе Непорочного зачатия или оперные проекты в Англиканской церкви Святого Андрея были исключением из правила и событием нетривиальным. Теперь эти «очаги культа» стали полноценными концертными площадками, чей светский статус ограничен соображениями религиозного порядка сообразно времени и месту. А эти соображения, в свою очередь, стали прекрасным цензом профессионализма исполнителей. Так что можно поздравить всех участников новоселья: музыкантов-«возвращенцев», со скрипом готовящих свой одиннадцатый по счету январский фест, московскую хоральную синагогу и счастливых слушателей нового зала с особым воздухом.