«Ваш досуг» совместно с Telegram-каналом «On The Corner» публикует прекрасную подборку для любителей джаза: о джазе и новых джазовых альбомах.
Mary Halvorson «Code Girl»
Блистательная гитаристка Мари Халворсон играет так, словно пробует ноты на прочность. Творит нечто большее, чем порядком приевшийся сбивчивый гитарный авант-джаз. Изобретает новый язык, который поначалу сложно понять. Но если вслушаться - начинается чудо.
Ее новая пластинка «Code Girl» - выдающаяся по всем параметрам: ясная мысль, крупная форма, художественная цельность, блистательное исполнение. Эффект усиливается пронзительным вокалом певицы Амирты Кидамби.
Слушать: Apple Music | Яндекс.Музыка |
Makaya Mccraven «Universal Beings»
Материал для альбома «Universal Beings» - magnum opus чикагского барабанщика Маккайи Маккрейвена - наигрывался в нескончаемых джемах в Чикаго, Лондоне, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.
Меняя страны, города и составы музыкантов, Маккрейвен остался верен своему изломанному ритму - единственному универсальному языку в мире, где нет красоты, но есть разнообразие.
Слушать: Apple Music | Яндекс.Музыка
Sons Of Kemet «Your Queen Is A Reptile» (Verve Label Group)
Боевой лондонский квартет под предводительством саксофониста Шабаки Хатчингса производит плясовой джаз, в котором нет ни одного лишнего звука: стремительные барабаны, резкий и точный саксофон, гулкая туба.
Развлекательная форма на альбоме соседствует с серьезным содержанием: Хатчингс объявляет войну королеве Англии, а заодно парламенту, бюрократии, лоялистам и консервативным медиа.
Слушать: Apple Music | Яндекс.Музыка
Hailu Mergia «Lala Belu» (Awesome Tapes From Africa)
Хайлу Мергиа - культовая фигура «золотого века» эфиопской эстрады конца 60-х - начала 70-х. В 1981 году Мергиа вместе со своей группой The Walias Band впервые выехал на гастроли в США и так там и остался.
Сейчас Мергиа 71, он работает таксистом в аэропорту Вашингтона и это его первая пластинка с новыми песнями более чем за 30 лет.
«Lala Belu» - это добрая и веселая музыка. Мергиа транслирует ощущение чистоты и ясности простым инструментарием - обволакивающим родес-пиано, урчащим электроорганом, задушевным аккордеоном.
Слушать: Apple Music | Яндекс.Музыка
Ансамбль Средиземноморской Деконструкции «Day De Senar» (Fancymusic)
«Ансамбль Соедиземноморской Деконструкции» под управлением пианиста Григория Сандомирского исполняет утонченный и изобретательный этно-фьюжн. На альбоме «Day De Senar» московская супергруппа (за плечами каждого участника коллектива - успешный сольный проект) обратилась к песенному наследию сефардов. Музыканты деконструировали старинные фолк-композиции и собрали их заново в изобретательный импровизационный джаз с легким ориентальным флером. Блестящая работа.
Слушать: Apple Music | Яндекс.Музыка
Delvon Lamarr Organ Trio «Close But No Cigar»
Главный грув года - органное трио Делвона Ламарра. Поджарые гитары, напористый бит, Ламарр стелит на «Хаммонде» будто на дворе 68-й.
Предупреждение: будете крутить на повторе пару дней, так и знайте.
Слушать: Apple Music | Яндекс.Музыка
Jon Hassell «Listening To Pictures»
Авангардный композитор и трубач Джона Хассел выпустил новый альбом впервые с 2009 года.
В начале 1980-х Хасселл, научившийся до неузнаваемости изменять звуки своей трубы, ввел в обиход термин «искусство четвертого мира», и в соавторстве с Брайаном Ино записал великую пластинку «Fourth World.Vol 1: Possible Musics». Позже последовали не менее грандиозные коллаборации с Ла Монте Янгом, Джоном Кейлом, Дэвидом Сильвианом и Дэвидом Бирном и еще с десяток запоминающихся сольных работ.
Сейчас Хасселу 81, и он по-прежнему ясен, свободолюбив и чужд возрастного консерватизма.
«Listening To Pictures» - странный, абстрактный, дурманящий джаз-эмбиент - подчиняет себе прихотливым развитием линии глиссандо и вызывает чувство уютной меланхолии.
Слушать: Apple Music
Chad Taylor «Myths And Morals»
За барабанщиком-виртуозом из Чикаго Чедом Тэйлором в этом году было не уследить: он непрерывно выступал и поучаствовал в записи семи альбомов в диапазоне от буйного авангарда до умиротворенного мейнстрима. Но ярче всего Тэйлор проявил себя на сольной пластинке «Myths And Morals»: в одиночку он продемонстрировал безграничные возможности ударной установки и прозвучал убедительнее целого оркестра.
Слушать: Apple Music
Ambrose Akinmusire «Origami Harvest» (Blue Note)
Трубач Эмброуз Акинмузир - яркий выразитель новой американской джазовой школы, искатель смелых звукосочетаний за рамками формальных жанровых границ.
На своем новом альбоме «Origami Harvest» Акинмузир создает замысловатое композиционное пространство, над которым он сможет кружить заостренными медными звуками.
«Origami Harvest» складывается из резких импровизационных выпадов, душещипательных струнных, пронзительного речитатива рэпера Kool A.D. и парящей, ускользающей трубы Эмброуза.
Слушать: Apple Music | Яндекс.Музыка
The Necks «Body»
Новая работа австралийской условно-джазовой группа The Necks «Body» - единый звуковой массив длинною почти час, но разделенный на четыре части (хотя при прослушивании, кажется, что три).
Применительно к музыке The Necks часто встречается определение "статичная", «Body» - запись не статичная, а статная. Особенно, когда разреженное вступление оборачивается мощной, упругой, поступью срединной части.
The Necks создают музыку простую, неделимую, бытийную - в ней есть все и одновременно ничего. «Body» не развлекает, не выманивает у слушателя поспешную эмоцию, а именно проживается, оставляя после прослушивания редкое ощущение "гармонической подлинности".
Слушать: Apple Music
Bobby Previte «Rhapsody»
Бобби Превит - барабанщик со стажем, сколотивший себе имя в группах Джона Зорна, Эллиота Шарпа, Джейми Сафта и Джейн Айры Блум.
Его новый альбом «Rhapsody» - концептуальная работа, посвященная человеку странствующему, оторванному от почвы и социальных связей, поглощенному движением.
Здесь, в отличие от большинства джазовых колективов, лидеры - органист Джон Медески, гитарист Нель Клайн и арфистка Зина Паркинс - осознанно отказываются от броских "электрических" соло в пользу неяркой, ускользающей акустики. Призрачности звучанию добавляет старинный китайский инструмент эрху, на котором плетет узоры артистка Джен Шю. Она же трепетно пропевает обрывочные, будто черновые наброски, тексты о непрерывных скитаниях.
Ударные Превита не расставляют акценты, а скорее очерчивают контур неустойчивых композиций, в которых замысловато прописанные композиторские фрагменты сталкиваются со свободной джазовой импровизации.
Музыканты осознанно уклоняются от обязанности контролировать звучание, лишают его последовательности, делают алогичным. Поэтому слушатель «Рапсодии» будет лишен комфорта - такова плата за уникальное чувство неизмеримости дороги странника.
Слушать: Apple Music | Яндекс.Музыка
Henry Threadgill 14 or 15 Kestra: «Agg Dirt...And More Dirt»
Великий чикагский саксофонист, флейтист и композитор Генри Тредгилл показывает, что и после семидесяти можно находиться на пике творческой формы.
В 2016 году, в возрасте 72-х лет, он стал лауреатом Пулитцеровской премии за альбом «In For A Penny, In For A Pound», записанный вместе с квинтетом Zooid.
В этом году Тредгилл выпустит выпустил новую пластинку "Dirt...And More Dirt». Альбом написан для оркестра из 15 человек (14 or 15 Kestra: Agg) и тематически разделен на две сюиты, которые названы «Dirt» и «...And More Dirt» соответственно.
«Dirt..And More Dirt» - насыщенная, полифоничная и полиритмичная работа. Тредгилл продолжает свой извилистый путь новатора, смешивая традицию и новые формы, и размывая границу между прописанной композицией и свободной импровизацией.
Слушать: Apple Music