«Ваш Досуг» обратился к двум ведущим музыкальным фотографам. Александра Муравьева снимает дирижеров, оперных певцов, работает преимущественно в концертных и филармонических залах. Только ей доверил снимать свои концерты Теодор Курентзис. Марина Захарова снимает рокеров, эстрадных исполнителей, рэперов и работает в клубах, на огромных стадионах и опен-эйрах. Только ей доверила снимать свои концерты Земфира.
Мы решили понять — как выглядит музыка? И так ли много «видимых» различий между музыкой «классической» и «популярной»?
КОГО СНИМАЛИ?
Александра Муравьева: «Я снимала Теодора Курентзиса, Владимира Юровского, Чечилию Бартоли, Стефани д’Устрак, Карину Говен, Наталью Осипову, Диану Вишневу, Сергея Полунина и многих-многих других».
Марина Захарова: «Я снимала очень многих артистов разных жанров. Ленинград, Светлана Лобода, Brainstorm, Ольга Кормухина, Тина Кузнецова, Оксимирон, Хаски, Александр Панайотов, Звери, Океан Эльзы, Sirotkin, Kasabian, Mujuice, Three Days Grace, The Prodigy, Shinedown, Little Big — список можно продолжать почти бесконечно. Но, конечно, больше всего горжусь работой в туре «Маленький человек» Земфиры в 2016 году. Я же карьеру концертного фотографа начала только благодаря тому, что в свое время захотела показать красоту Земфиры, как ее вижу я. Она стала стимулом моего профессионального развития и становления. Очень благодарна ей за это».
КАК СНИМАТЬ МУЗЫКУ?
Марина Захарова: «Мое личное убеждение — чтобы отснять красиво концерт, категорически необходимо на это время полюбить артиста. Даже если его музыка не интересна и не нравится. Обязательно просматриваю какие-то фотоотчеты перед выступлением, чтобы понимать специфику и узнать, чего можно ожидать на выступлении. Слушаю какие-то треки. А дальше уже как идет».
Александра Муравьева: «Перед каждой съёмкой я ухожу в состояние Дзаншин – сосредочение перед боем, для меня охоты. Музыку предварительно не слушаю. Зато площадку изучаю. Я должна оценить всё: свет в зале, мою позицию и тех, кого снимаю. Поэтому я не очень разговорчива со знакомыми перед концертом. Во время съёмки я все же музыку больше чувствую, чем вижу. Мой фокус нацелен на композицию, гармонию в кадре».
САМАЯ СЛОЖНАЯ СЪЕМКА?
Марина Захарова: «Был концерт Земфиры в Одессе в открытом клубе, куда предприимчивые одесситы продали билетов раза в 3 больше, чем клуб вмещает. Зажаты были так, что фотоаппарат к уровню глаз я поднимала около получаса. А когда подняла, пошел дикий ливень. Все кадры с того выступления были сделаны за 2,5 минуты».
Александра Муравьева: «Не получила аккредитацию на концерт Теодора в 2016 году. Обиделась на всех! Купила билет за 15 тысяч рублей в партер. Снимать не собиралась, но в последний момент уговорила себя взять камеру с небольшим объективом и бросила в сумочку. В зале было невыносимо жарко. Я пыталась уловить воздух от соседнего веера... Однако все находящиеся на сцене, казалось, участвуют в страшной битве. Я понимала, что происходит что-то невероятное. Поэтому достала камеру. А это тоже непросто для меня, нет аккредитации – значит снимать нельзя, а я ужасная трусиха. В общем я ее приложила к груди и начала снимать от сердца».
САМАЯ ПРИЯТНАЯ СЪЕМКА?
Александра Муравьева: «Одна из самых приятных съёмок — это проект Сергея Полунина ‘’SATORI’’ при участии Натальи Осиповой и других мировых звезд балета. “Приятная” – это не только уровень постановки, но и техническая возможность: использование разных объективов и точек съёмки».
Марина Захарова: «Много было приятных съемок. Но если подходить именно к такой формулировке, то самая приятная была на концерте Земфиры на Стрелке в сентябре 2014 года. Из-за небольшого количества людей, открытого места, зрителей на мосту, создалась такая уютная домашняя атмосфера».
ИСТОРИЯ ОДНОГО СНИМКА
Марина Захарова: «Так как я относилась к фанклубу Земфиры и никогда этого не скрывала, то помимо фотографирования принимала участие и во флешмобах на концертах. И вот был заключительный концерт тура 2013 года в Лужниках, все наши сюрпризы удались, и в конце выступления Земфира решила упасть на руки поклонников. Из-за прямой трансляции я могла стоять достаточно далеко, но этого все равно хватило, чтобы сделать этот запоминающийся кадр».
Александра Муравьева: «Из недавнего. Владимир Варнава. 15 минут обоюдного танца, и сделана прекрасная серия фотографий. С Володей я не была близко знакома, хотя снимала две его постановки. Нужно было сделать портрет. У меня только 15 минут. Просторный серый зал с наряженной елочкой, и много света вокруг. От Володи исходит приятная спокойная энергетика. Он начинает медленно двигаться. Включил спокойную красивую музыку. Я двигаюсь вокруг него, так же под музыку, охватывая все возможные ракурсы, иногда меняю объективы. Потом я чувствую, что наш танец закончился, вошла в соседнее помещение. Я уже чувствовала, что там будет что-то интересное... Узкое высокое окно, несколько кресел в мансардном помещении и лестница – аскетично и красиво. Хочу сказать, я осознавала подарок сверху. Меня просто несло в этом потоке, и я профессионально отработала всё, что мне было дано. Я не знала, о чем смогу разговаривать с Володей, я просто открыла сердце и была самой собой».
СНИМАЛИ ТЕХ, ЧЬЮ МУЗЫКУ НЕ ЛЮБИТЕ?
Александра Муравьева: «Я свободный художник и снимаю только тех, кто мне интересен».
Марина Захарова: «Я не очень отношусь к новым исполнителям псевдорэп волны. Отсутствие почти у всех профессионализма, элементарного слуха и голоса убивает. Сейчас молодое поколение выбирает в качестве кумиров персонажей из социальных сетей. Если у тебя миллион подписчиков, ты уже можешь запеть и собрать зал. Точнее зал сам все споет за тебя. Но при этом снимать весьма интересно, потому что приходится делать вызов самой себе».
КУРЬЕЗНЫЙ СЛУЧАЙ СО СЪЕМКИ
Александра Муравьева: «Не уверена, что это смешно, но однажды у меня зазвонил телефон прямо на репетиции у Теодора. Я сняла чехол с телефона и случайно включился звук. Я же всех ненавижу, когда слышу в зале звонки, а тут у самой. Я снимала сверху, с балкона Московской Консерватории. И минут 5 пряталась между рядами, не вставала. Было ужасно стыдно».
Марина Захарова: «Однажды позвали меня снимать концерт корейской группы Got7. Во-первых, я не ожидала, что будет настолько переаншлаг. Во-вторых, снимать позволили только с одной точки из-за фанзоны. В-третьих, фанаты отрывались так, что весь концерт пришлось снимать на вытянутых руках, не видя вообще, что там происходит в кадре, догадываясь только интуитивно менять фокусное расстояние».
СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ
Александра Муравьева: «Самая необходимая техника для съемки концерта — это техника бесшумного передвижения по залу и техника бесшумной фотосъёмки. А если серьезно, очень хочется обратить внимание не только начинающих коллег на то, что при съемке академических концертов важно иметь муфту, которая заглушает работу затвора камеры или перейти на беззеркальную камеру без затвора. Это банальное уважение к пространству других людей».
Марина Захарова: «Я отношусь к тем фотографам, которые считают, что снимать концерты надо лучшей техникой среди линейки объективов и фотоаппаратов. Раньше я брала в прокат какие-то объективы, которых мне не хватало. Да и сейчас находятся такие, которых мне недостает. Более светлая оптика дает больше возможностей для реализации задумок на концерте. Хотя не спорю, можно и достаточно средним объективом снять отличные кадры при определенном видении.
Для концертов обязательно нужен телевик (длиннофокусный объектив), без него сделать полноценную историю будет сложновато. Общие планы целиком атмосферу не передадут, как и одни портреты.
И конечно же необходимы постоянные съемки. Со временем ты уже начинаешь предвидеть психологию концерта, что позволяет оказаться в нужном месте того же фотопита или зала.
И еще... Когда делаю съемку, считаю очень важным всегда оценивать, понравился бы кадр мне, если бы я была на фото с таким выражением лица? Будь я артистом, я бы себе на этом фото понравилась? Из-за этого иногда приходится отказываться от некоторых кадров, которые могли бы иметь художественную ценность. Но считаю, что уважение к артисту должно быть главным».