Редакция «Вашего досуга» решила узнать, какие песни чаще всего слушали жители России минувшей зимой. И с этой целью отправилась прямиком к студентам мехмата ведущего российского ВУЗа. Они собрали статистику разных стриминговых сервисов и музыкальных онлайн-магазинов, проанализировали топы Яндекс.Музыки, Apple Music, просмотры в YouTube, прослушивания в Vk и поисковые запросы Яндекса. С помощью специально разработанного алгоритма получился хит-парад, который своей непредсказуемостью потрясает воображение, риусет портрет общества и в чем-то ставит ему диагноз. Хит-парад не претендует на стопроцентную объктивность (треки выходили в разное время, иногда в ход шли прогнозы), но максимально к объективности приближен.

Однако на достигнутом редакция не остановилась. И попросила получившийся хит-парад прокоментировать экспертов. Ими стали Сергей Невский (российско-германский композитор, чьи оперы и академические произведения звучат по всему миру), Наталья Пшеничникова (исполнительница, композитор, перформер, художественный руководитель театра голоса «Ла Гол», работает с андреграундом и современной академической музыкой) и Андрей Родионов (один из самых популярных российских поэтов, драматург, работает на стыке литературных и театральных форм).

В ходе прослушивания экперты регулярно пытались отказаться от участия, сравнивая 15 треков с новыми кругами дантовского ада. В одном они оказались правы — хит-парад действительно вышел жарким. Видимо так жители России старались не замерзнуть зимой.

15 место: Филипп Киркоров и Николай Басков — Ibiza

Сергей Невский: На самом деле, это тот же самый «Цвет настроения синий», просто в другом ритме. Думаю, что это попытка поддержать успех предыдущего произведения.

Наталья Пшеничникова: Апофеоз трэша. Забавно и рвотно. Опять же тонкий текст — Ибица и «бицца». Ясно, что это и было целью, да и клип удался. Музыкально — знакомое нам до боли «ум-ца, ум-ца», которое присутствует в половине треков. И это только я слышу на 2:12 «Полёт валькирий» Вагнера?

Андрей Родионов: Сама песня скучная, но певцы очень забавны. Чем-то похоже на «True Detective». Песня может пригодиться в театре для иллюстрации биполярочки.


14 место: Ленинград ft. Глюк'oZa (ft. ST) — Жу-Жу

Сергей Невский: Очень надеюсь, что группа компаний PSA, которая держит акции Пежо и Ситроен, трек оценила. Вокальная линия, конечно, интересная, но клип все-таки, как это часто бывает у Шнура, куда интереснее музыки.

Наталья Пшеничникова: Неплохое аниме, но музыка оставила меня равнодушной. «Жужужужу» — это какой-то скрытый, неизвестный код, который вдруг всё объяснит? Голос Глюкозы оформлен в стиле «девочка на выпускном в караоке» — чистый, пронзительный и гнусавый. Идеально подходит к все-таки неизбежному «ум-ца, ум-ца», и никакие попытки сделать регги здесь не спасут.

Андрей Родионов: Скучная русская клубная песня. Исполнители симпатичные, но в мультипликационном ролике у них очень грустные глаза. Хотелось бы понять, почему. На сцене такая песня могла бы проиллюстрировать, например, карьеру дилера.


13 место: FACE — Мой Калашников

Сергей Невский: Мне кажется, в этом треке главная вещь — это полифония. В тексте акценты на одни доли, во втором слое акценты у бита — на другие. То есть это несовпадение гармонии, несовпадение акцентов. Я тут не специалист, но мне нравится слушать, потому что наступает такая расфокусировка слуха, которая позволяет плыть в потоке текста и слушать асинхронно меняющиеся с текстом гармонии и несовпадающие с текстом ритмические акценты. Это даже не столько качество FACE, сколько хип-хопа в целом, здесь просто все очень хорошо выдержано.

Наталья Пшеничникова: Ну вроде рэп, и трудно уж совсем сделать «ум-ца ум-ца», но зато опять демо звуки и автоматическое ритмическое и аккордовое наполнение. Только гнусавость всегда обязательна? Ну и Чехова вспомнить не помешает, про ружье.

Андрей Родионов: Похоже на квир-песню. Если автор и имел это в виду, то замечательно. Иначе непонятно, про что она. Но в театре пригодится, например во МХАТе имени М. Горького.


12 место: RASA - Под фонарем

Сергей Невский: Это похоже на все сразу, но есть одна песня, которая называется «Мы ребята высший класс». Там важен припев. Послушайте и сравните припевы.

Наталья Пшеничникова: Опять всё одним пакетом — «ум-ца, ум-ца», автонаполнения и демозвуки, гнусавые голоса, «пад фанарём». Но неужели денег на нормальный бит не хватает?

Андрей Родионов: Слышал похожую песню группы «Грибы». В принципе, вещь современная, хоть и не выдающаяся. Подошла бы в спектакль про подростков.


11 место: Imagine Dragons – Natural

Сергей Невский: А каким боком это оказалось в этом хит-параде? Очень сложно с поп-музыкой, потому что все на все похоже. Но здесь, по крайней мере, есть несколько уровней. Мне кажется, что одно из качеств хорошего хита составляет прием остранения, то есть, берется, например, блюз и ускоряется темп, как здесь происходит. И мне кажется, что хорошая песня всегда имеет элемент understatement’a, микс жанров, игру с ними. Мой профессор Гольдман говорил, что самое важное качество в композиторе состоит в том, что ты ставишь традиционный материал в нетрадиционный контекст. Мне кажется здесь это происходит.

Наталья Пшеничникова: Этот трек меня спас, а то я уже была готова сойти с дистанции. Славный ужастик, тонкая стилизация. Тот случай, когда игра во что-то удаётся, хотя и остаётся игрой. Отличная операторская работа. Голос, берущий за душу, очень красивый, чувственный, но без слащавости. Прослушала несколько раз, оставлю в плейлисте «Танцую в утреннем тумане».

Андрей Родионов: Это хит, который может пригодиться везде. Им можно даже иллюстрировать «Горе от Ума» Грибоедова.


10 место: LOBODA – SuperSTAR

Сергей Невский: Я был на этом пляже, который показан в клипе. Мне кажется, деньги в Лос-Анджелесе можно по-разному потратить. Вот Иван Дорн в клипе Collaba хорошо потратил, там и аранжировка хорошая, а это просто музыка для танцпола.

Наталья Пшеничникова: И здесь, чтоб не расслабляться, стандартный пакет. Все почти как у Фейса, только без ружья. Я так понимаю, что если «Мой Калашников» — трек к 23 февраля, то этот, вероятно, к 8 марта.

Андрей Родионов: Запоминающаяся русская попса. Может украсить любой современный документальный спектакль.


9 место: LITTLE BIG – SKIBIDI

Сергей Невский: Нет, ну это большое искусство, я не могу это комментировать. Как говорил Владимир Набоков, очень плохая книжка может быть бестселлером, и очень хорошая книжка может быть бестселлером. Это как раз тот случай, когда все хорошо. И это похоже на Die Antwoord. Есть здесь попытка смикшировать образ русского гопника со Стивом Бушеми. Да, можно сказать, что это наш ответ Die Antwoord.

Наталья Пшеничникова: Тут как раз тот случай, когда всё удалось в лучшем смысле этого слова — и музыка, и исполнение, и идея. По праву хит.

Андрей Родионов: В конце клипа появляются смешные многоэтажки, придающие песне трагичности. Песня невеселая, похожая на нашу жизнь.


8 место: Дима Билан – Молния

Сергей Невский: Русские звезды тоже начали снимать фильмы вместо клипов. Например, все клипы Шнура про то, что надо выйти из пространства клипа и посмотреть на это со стороны. А вообще, музыка здесь очень похожа на частушку. 

Наталья Пшеничникова: «Из искры — пламя» и особенно с «эле - ктричес - ким зарядом» — это такая блатная романтика, которая хоть пытается скрыться за «ум-ца-ца-ца», всё-таки пробивается живучим Ум Ца. Голос не самый гнусавый, но уж очень невыразительный. Чего-чего, а электричества здесь нет и в помине.

Андрей Родионов: Недавно в ЦИМе у нас с мастерской Брусникина вышел спектакль «Зарница». Там про Золотого Ангела, который швыряется молниями. Эта песня могла бы прозвучать в нашем спектакле. Золотой Ангел работал в службе безопасности.


7 место: Ariana Grande - 7 rings

Сергей Невский: Здесь так же, как у Imagine Dragons, коллаж из разных стилей. Куплет и припев в разных размерах. Есть элементы хип-хопа, есть других жанров, и это круто. 

Наталья Пшеничникова: Принцессочки в розовом. Наверное, чтобы это понравилось, надо быть 14-летней провинциалочкой. Но хоть бит сделан, пусть и примитивно, но грамотно. У солистки голос явно неплохой, с хорошими соул задатками, правда, здесь почти совсем не раскрывающийся. Выразительность на уровне обоев в гостинице, а жаль. Надеюсь, что это просто проходной трек.

Андрей Родионов: Ретро-песня. Похоже на Жанну Агузарову. Гербы на пистолете, Калифорния — рай... Мило и грустно.


6 место: #2Маши — Мама, я танцую

Сергей Невский: Это что? «Возвращение Будулая»? Что это такое? Если бы мне сказали, что это София Ротару, я бы поверил. Есть что-то общее в мелодизме. 

Наталья Пшеничникова: Выразительно и экспрессивно. Хорошие голоса. Мне кажется, что это скорее начало чего-то. Эх, ещё бы «ум-ца» убрать, но я слишком много хочу.

Андрей Родионов: Музыка путешествующих по миру дауншифтеров. Кажется, что авторы песни столкнулись с чем-то неизведанным, что осмыслить им не под силу. Как будто писали песню про случай на перевале Дятлова.


5 место: KAZKA — Плакала

Сергей Невский: У людей из СНГ, живущих в Европе, есть такое мнение,что украинский поп рулит, а русский «сосет». Потому что украинские исполнители не боятся работать со своей национальной идентичностью. В треке есть определенная интонационность в вокале, но я, вообще, ставлю любой песне 10 баллов, если есть то, что в музыке называется гемиола. Это когда не совпадают акценты в мелодии и такте, когда мелодия на 3/4 идет в такте на 4/4. Такое есть во многих песнях группы t.a.t.u., включая самую знаменитую. И, по-моему, эта песня очень хорошая. Тот самый случай, когда миллионы прослушиваний абсолютно заслуженные. 

Наталья Пшеничникова: Казалось бы, ещё одна «женская песня». Но в полную противоположность предыдущим трекам, это образец того, как может быть, когда есть талант и искренность. Замечательный, трогающий голос солистки, аранжировка, видео — всё сходится в очень удачном клипе. И несмотря на то, что по отдельности ни музыкальные, ни видео приёмы не являются чем-то абсолютно новым, всё вместе настолько соответствует названию, что у меня самой навернулись слёзы. И думаю не у меня одной.

Андрей Родионов: Запомнились и слова, и мелодия. Украинская песня украсила бы современный спектакль о том, что происходит сейчас в обществе. Хорошая вещь о социуме.


4 место: Artik & Asti feat. Артём Качер — Грустный дэнс

Сергей Невский: Ну я не знаю, что сказать. Это для танцпола, для свадьбы в глубинке, может быть… Но вообще это уныло. 

Наталья Пшеничникова: Опять «ум-ца ум-ца» в пакете демонаполнителей. Фразу «Опять напишешь, что врод» прослушала несколько раз, чтобы понять, что там поется совсем не то, что я, слегка опешив, услышала с первого раза.

Андрей Родионов: Очень мягко, даже приторно подаётся. Аптечная, неясная лирика, декаданс. Лирический герой утверждает, что теряет «красиво». Спорное утверждение и звучит как крик о помощи.


3 место: Dynoro & Gigi D’Agostino — In My Mind

Сергей Невский: Мне кажется, это такая тенденция, когда специально делается так, как будто это на коленке сделано, хотя вероятно на самом деле все наоборот. Очень странно подобраны блоки из ритмического грува, которые как будто стоят не там, где должны быть. И потому, что они стоят не там, ожидание большого акцента находится не там, где оно обычно бывает. Странный фильтр у голоса. В общем, для меня главное — это мнимая простота и несовпадение ожидаемого и реально звучащего. 

Наталья Пшеничникова: Ну это давно безоговорочный хит. Почему-то вдруг вспомнила группу «Зодиак» моей юности. Можно слушать в машине, можно танцевать, можно размышлять о сущностях. Критиковать невозможно — всё идеально: бит, мелодия, пропущенный сквозь фильтры голос, и сам месседж: «In my mind, in my head / This is where we all came from / The dreams we have, the love we share / This is what we're waiting for».

Андрей Родионов: Молодежный ответ на арию Призрака Оперы, веселая песенка.


2 место: Zivert – Life

Сергей Невский: Этот вокодер, который у них используется, очень напоминает Майю и Вику Жигулину с песней «Stereo Love», но там совершенно другой уровень. Вокодер – это искусственное сужение частот голоса. Впервые его использовали военные при прокладке телефонных кабелей, а главный популяризатор вокодера в музыке — Мадонна с альбомом «Music». Но у Жигулиной есть аккордеон, который создает второй план. А в этом треке только вот такой синтетический русский продукт в духе группы Serebro. Такие песни всем хороши, но в них нет изюминки, нет второго плана, нет сложности, которая как ни странно есть во всех американских попсовых песнях, некое несовпадение ожидаемого и существующего, которое есть даже во всех тех песнях, которые мы сегодня слушали. Я думаю, что сложность имеет отношение к качеству, и это большой вопрос к русской культуре, нужно ли нам быть сложными, как это принято в Европе. Потому что я ото всюду и все время в России слышу ответ, что нет, не нужно. 

Наталья Пшеничникова: Хороший голос, чем-то похож на молодую Пугачеву, и вообще удачная песня. Хорошие тексты. И что особенно симпатично, есть поиск собственного пути.

Андрей Родионов: Скука, вполне соответствует скучающим исполнителям. Современная песня о неглавном.


1 место: Тима Белорусских — Незабудка

Сергей Невский: Мне кажется, здесь есть один общий элемент с другой великой исполнительницей — Натальей Ястреб. Потому что она тоже считает, что ударение можно ставить на любой слог. Послушайте, например, ее «Минуты чудес». Проблема этого произведения в том, что мы рассматривали как позитивное качество в американских хитах – зазор между формально разными моделями здесь сделан очень механически. Есть похожее произведение, где композитор Йоханнес Крайдлер взял второй струнный квартет английского композитора Брайана Фернихоу и пропустил его через программу, которая называется Band in the box, которая автоматически подбирает аккомпанемент. У Тимы Белорусских «цепляет» именно некоторое автоматическое соединение текста и плейбека, которое подгоняется механически. 

Наталья Пшеничникова: Могу воспринимать только как трэш. Понравилась ритмическая работа с текстом. И совершенно неясна гендерная принадлежность лица, к которому обращается лирический герой. Про голос говорить трудно, но песня застревает в голове наказанием за всё. Хочется сразу замести следы и предложить от себя послушать трек Луны «Огонек». Вообще хит-парад показывает, что сегодня в популярной музыке присутствует одновременно и кризис, и возрождение жанра. Мне, находящейся вне звукового контекста маршруток и кафе, было интересно, хотя временами и невозможно, невыносимо. Клип Киркорова-Баскова несомненно закрывает определённую эпоху конца времени «ум-ца-ца» в отечественной эстраде. И знаменует наступление нового времени поиска собственного голоса.

Андрей Родионов: Песня близка к русской народной из-за своей отчаянной беспросветной тоски и безвыходности. Мне понравилась.


ГРАН-ПРИ: Тима Белорусских - Витаминка

Этот трек по числу суточных прослушиваний почти в 10 раз опережает каждый трек, представленный в хит-параде. И это при том, что вышел только в конце января 2019-го. Поэтому редакция не нашла лучшего способа выделить его, чем гран-при.

Сергей Невский: Мне кажется, это сделано для внутреннего потребления. Как «Ласковый Май», например. Они тоже не очень старались с аранжировкой. В российской популярной музыке есть две проблемы: ориентация на международный рынок, когда пытаются сделать все правильно и получается никак, а есть проблема ориентации на внутренний рынок, когда совсем не стараются. Вот это, по-моему, второй случай. 

Наталья Пшеничникова: Вначале подумала про частушки. Потом, что эти песни вполне могут стать репертуарными в детских садах. В общем всё неоднозначно. Да простят меня поклонники, но добровольно слушать невозможно. Мне интересно, как ему удаётся так зажимать голос в некую «звуковую колбасу». Но, тем не менее, учитывая юный возраст, не могу не отметить преданное соответствие миру своих образов, нежелание играть в «крутого рэппера», непосредственность и искренность. Это мне очень симпатично, и я желаю автору и дальше оставаться собой — это самое лучшее, что можно пожелать исполнителям поп-музыки.

Андрей Родионов: Песня страшная и категоричная. Автор обещает любить девушку сильно, но только пока в голове действует витамин. Песня напоминает о ритуалах дикарей на далеких островах, когда, объевшись витаминов, первобытные люди на время превращались в кровожадных богов. Вокал максимально противный, текст примитивный. В целом получилось жутковато, ритмично и навевает адские образы людей-жаб Лафкрафта. В этом есть что-то очень современное, дух времени, возможно. Сама песня забывается быстро, но витаминка не уходит из головы.


Трек от редакции: Shortparis – Страшно

Редакция «Вашего досуга» решила отметить этот трек. Он не вошел в число 15 самых прослушиваемых треков зимы. Но вышел почти за неделю до нового года, и заставил десятки миллионов людей променять инфантильное предновогоднее настроение на страх. Такое явление упускать было невозможно.

Сергей Невский: Сложная, прекрасная работа. Опять-таки тот случай, когда сложно равно хорошо, когда у песни есть несколько и семантических, и музыкальных уровней. Песня описывает некое параноидальное состояние. Недавно меня приглашали в Гамбурге на дискуссию о Шостаковиче и музыке протеста, и там я ставил эту песню. Подумал, что в Европе у этой песни была бы коннотация исламофобии, а в России она совмещает все страхи, начиная от керченского стрелка, заканчивая Бесланом. И эта паранойя превращается в искусство. Я соединил этот трек с Шостаковичем, потому что Шостакович тоже выражает бессознательную паранойю. И здесь есть еще несколько важных моментов. Во-первых, это характерный вокал с легким восточным оттенком. Во-вторых, гитарный проигрыш. В третьих, очень непростой электронный бас, где есть глиссандо. Сочетание всех этих уровней дает сложную полифоническую картину, а меня как композитора, всегда интересовала полифония. И тоже, опять-таки, как говорил Набоков, очень плохая книга может быть бестселлером, и очень хорошая может быть бестселлером. На второе мы все и надеемся. 

Наталья Пшеничникова: Это очень сильные и клип, и песня. Замечательный, энергетический голос с бесконечными возможностями. Оригинальная музыка, захватывающая, её хочется слушать и переслушивать. И да, страшно. Очень.

Андрей Родионов: Песня социальная, стягивающая много фактов реальной жизни в один фокус. Молодой фотограф вместо «а сейчас вылетит птичка» сообщает мне: «а сейчас будет страшно». Ну мне и страшно, хоть и не очень понятно.