15 апреля Алла Пугачёва отмечает юбилей, и событие это обещает быть масштабным. Певица готовит первый после 10-летнего молчания большой сольный концерт в Кремле. Коллеги по сцене планируют концерт-подарок певице на сцене Крокус Сити Холла. Многие творческие коллективы Москвы объявляют трибьют-концерты из хитов Примадонны. Ночные клубы анонсируют дискотеки её музыки. А недавно стало известно, что режиссёр Кирилл Серебренников прямо из-под домашнего ареста поставит на сцене Гоголь-центра концерт-посвящение под названием «Наша Алла».

Звезду подобного масштаба и значимости в России найти сложно. В стране сменялись Президенты, страна меняла свое название, но неизменно на первых местах всех опросов и рейтингов оказывалась Алла Пугачёва.

Редакция «Вашего досуга» решила выяснить, в чем заключается феномен Пугачёвой. А попутно попыталась рассказать совсем молодой аудитории, почему рано или поздно каждое поколение для себя Аллу Борисовну открывает с неожиданной стороны. Она была и рокером, и госпел-певицей, одной из первых начинала читать «рэп», делать дорогие видеоклипы. И все это в стране, где эталонным считалось стояние на сцене с вытянутой спиной и зычное распевание патриотических песен.

Когда-то Алла Пугачёва заявила, что она — не певица. Она — просто женщина, которая поёт. Но как нам удалось выяснить, поёт эта женщина разное. И не только поёт. Похоже, Алла Борисовна — это женщина, которая наше всё.

Женщина, которая взорвала советскую эстраду

Далеко не все знают, что известной Пугачёва стала задолго до знаменитых хитов вроде «Арлекино» или «Миллион алых роз». В 1965 году 16-летняя девушка Алла заканчивает 496-ю среднюю московскую школу и получает приглашение записать песню для популярной передачи «С добрым утром» Всесоюзного радио. Так появился трогательный «Робот», который очень полюбился слушателям. Люди не помнили, кто именно его поёт. Они вообще исполнительницей интересовались мало. Но песня запала в сердца не только из-за научно-фантастической тематики, но и благодаря уже различимой в вокале живости и живописности. На фоне пресных и выверенных военно-патриотических баллад «Робот» звучал слишком человечным.

А уже через год певица записывает ещё одну песню, которая становится всесоюзным шлягером. «Дроздов» знают многие, они моментально ушли в народ и популярны до сих пор. Но не все догадываются, что поёт их молодая Пугачёва. Вновь певица не просто исполнила дежурную песню, которая побуждает гордиться Родиной, но и наполнила её ощущаемой в обертонах тревогой за происходящее вокруг. 

Однако узнаваемость и известность к самой певице приходили не быстро. Многие песни того периода оказались вовсе утерянными. Так, лишь в этом году, благодаря счастливому случаю, нашлась запись песни «Ты меня к себе не примеряй», исполненной 18-летней Аллой. 52 года эта песня считалась безвозвратно утраченной.

Только спустя 5-6 лет, с песни «Посидим, поокаем», жители СССР открывают для себя Аллу Пугачёву. И грядёт череда хитов — «Арлекино», «Миллион алых роз», «Айсберг», «в тени» которых  оставались многие её не менее сильные работы. Одним из таких примеров является песня «Кто виноват» 1976 года на довольно простенькую и незатейливую мелодию композитора Александра Зацепина. Но Пугачёва впервые в ней демонстрирует всю мощь своих обертонов и бархатных нижних нот, что превращает типичную «советскую социально полезную песню о добре» в полную драматизма личную историю. Этой схемы певица будет придерживаться почти всю свою карьеру, и ни разу она её не подведёт.


Женщина, которую знают даже дети

Ожидая сносящую всё на своём пути волну популярности, Алла Пугачёва охотно записывала детские песни. Например, широко известную забавную песенку про сноровистую «Белочку» вы наверняка слушали ребёнком, а может и сами напевали своим детям.

Скорее всего знакома вам и воспитательно-моралистская песенка «Всё мы делим пополам» того же, что и «Белочка», 1973 года. Примечательно, что в детских песнях Алла Пугачёва отказывается от тревожной дрожи и драматичной подачи и поёт чистым и прямым голосом. Видимо эта «несюсюкающая» прямота и располагает к себе детей.


Женщина, которая за гендерное равенство

В том же 1973 году Алла записывает детскую песню на музыку Владимира Шаинского под названием «Хороший ты парень, Наташка» — песню, которая вдохновила и воспитала не одну феминистку.

Каких-то десять лет спустя Алла Борисовна навсегда станет воплощением сильной женщины, но уже на заре карьеры, в далеком 1969 году, исполняя в дуэте с Юрием Яковлевым песню «Про любовь» на музыку Микаэла Таривердиева, она иронично подмечает, что без королевы любой король — все-таки «полукороль». Песня вошла в знаменитую киноленту «Король-Олень». И поскольку на экране рот открывает актриса, снова далеко не все знают, что поёт этот милый хит именно Алла Пугачёва.


Женщина, которая создавала индустрию видеоклипов

Сегодня поверить, что каких-то 50-60 лет назад к песням не снимались видеоклипы — сложно. Во всем мире эту культуру прививала группа Queen. А в Советском Союзе — Алла Пугачёва. Она работала с самыми разными режиссерами, открывала новые имена, многие с её легкой руки сделали оглушительную карьеру. Но самым знаковым стал клип на песню «Айсберг», выпущенный в 1984 году. Видели его немногие. Советское телевидение ещё не было готово пускать в ротацию кого-то кроме политических лидеров. Тем не менее, клип, который единожды показали в «Утренней почте» в 1984 году, отличается сильной режиссурой и сценарной работой и подкупает не только неожиданным финалом, метафоричной темой двойника и посылом, что «каждый должен сам тащить себя на вершину горы», но и версией песни. Она сильно отличается от растиражированного канона — гораздо живее, драматичнее, динамичнее. Если вы не слышали эту версию, то вы даже не подозреваете, насколько прекрасна песня «Айсберг».


Женщина, которая с хорошим чувством юмора

Чувство юмора никогда не изменяло Пугачёвой. В 1978 году вся страна начала распевать её душещипательную и жизнеутверждающую историю о том, как где-то за городом, очень недорого «Папа купил автомобиль». Песню, которая не только веселила, но и несла ценный посыл, что самые важные в жизни вещи не обязательно дорого стоят, а если все вокруг смеются — это еще не повод думать, что с тобой что-то не так.

Многие вспомнят и уморительного «Волшебника-недоучку», который «сделать хотел утюг, но слон получился вдруг». Однако одной из самых ироничных и остроумных песен Пугачевой остается хит «Только в кино», где певица намекает Никите Михалкову, господину Феллини и другим видным режиссерам обратить на нее внимание, пока она еще «молодая» и «нехудая».


Женщина, которая постиронична

Тонкая ирония, почти не отличимая от реализма, — также одна из визитных карточек Пугачёвой. Так, прочитав про себя гневный пасквиль в одной из главных советских газет, певица выпустила песню-обращение «Уважаемый автор», где с одной стороны нарисовала сатирический образ всех журналистов страны, а с другой — обратилась к одному конкретному человеку. Надо отметить, что музыку к песне Пугачева написала сама, а припев остается актуальным даже спустя 30 лет.

Когда широкая общественность стала активно обсуждать вес и личную жизнь Пугачёвой, называя её рыжей и толстой певицей, которая «мяучит», как кошка, певица не заставила себя ждать — выпустила песню «Кошки», музыку и текст к которой написала лично, разом ответив и злословным «друзьям», и многомиллионной стране на все вопросы.

От многих достижений молодости Примадонна в последние годы отказалась, но постиронии осталась верна. Когда уже в новой России все обсуждали её пластические операции, мужей и прочие подробности, в новогоднем «Голубом огоньке» Пугачёва на фоне триколоров и с саундом в стиле популярной в то время певицы Ин-Грид появилась с гимном «Живи спокойно, страна!», чтобы всех успокоить и «извиниться».

А на прошлом концерте друзей, 10 лет назад, Пугачёва наконец впервые публично решила закрыть тему, которую игнорировала на протяжении всей карьеры, — свой «негласный конфликт» с Софией Ротару. Две звезды дуэтом спели песню группы Тату «Нас не догонят», где сначала недоумевали действительно ли зрители «не догоняют» их посыл, а завершили выступление пылким поцелуем.


Женщина, которая выбрала Россию

Не секрет, что в 80-е Аллой Пугачёвой очень интересовались заграницей. Способствовали этому и победы на международных конкурсах, и яркая «неосоветская» подача. В частности Аллу очень полюбила команда культовой шведской группы ABBA, которая записала с ней целый альбом англоязычных песен и готовила её выход на европейский музыкальный рынок. В образе использовались советские звёзды и прочая атрибутика певицы из-за железного занавеса, а одним из главных хитов стал трек «Watch Out», что переводится как «Остерегайся», где певица предупреждает, что «что-то идёт не так».

Другим хитом шведского альбома стала песня «Song-bird», успеху которой не помешало даже то, что на нее не успели выпустить клип. Песня являлась ремейком, но именно в прочтении Пугачёвой многих цепляла непростая гармония и разноплановая подача певицы. Для выхода на европейский рынок от певицы требовалось немного — просто во время очередных заграничных гастролей не вернуться с них в СССР. Но Пугачёва вернулась.


Женщина, которая не боится

О том, как Пугачёву исключали из концертов и вырезали из эфиров советского ТВ ходят легенды. Смущала непредсказуемость и дерзость певицы. Ее просили не петь песню «Дежурный ангел», где в антирелигиозной, атеистической стране отчетливо рисовался образ ангела, который «нес на крыльях призрачное счастье» и которому героиня призывала открыть «дверцу в клетку». Певица внимательно все просьбы организаторов выслушивала, выходила на сцену, давала музыкантам команду ничего не играть, садилась за рояль и пела эту песню. 

Не боялась Пугачева и петь сатирическую песню «Делу время», где агрессивно обращалась: «Эй вы там, наверху! От вас опять спасенья нет!». На всех концертах в Советском Союзе песню всегда от начала и до конца сопровождали ритмичные и одобрительные аплодисменты зрителей в такт.

Но, пожалуй, главное бесстрашие Пугачёва проявила, когда отправилась на место катастрофы в Чернобыле. Интернета тогда не было, узнать о действии радиации было непросто. Всех пугали мутантами, гарантированной онкологией. Люди ехали устранять последствия катастрофы в качестве смертников. Здоровье безвозвратно испортили многие. Артисты поголовно отказывались ехать «подбадривать» рабочих даже под угрозой завершения карьеры. Пугачёва согласилась. Организаторы предупреждали не пить воду, не подходить близко к залу и ни в коем случае не брать у публики даже цветы. Радиацию в 80-е подавали страшнее, чем СПИД в 90-е. Но на песне «Я приглашаю вас на праздник» Пугачёва не выдержала. Она слезла со сцены и пошла в зал — обниматься и танцевать с пришедшими. Это видео, которое очень тяжело смотреть из-за сильных эмоций, которые видны в глазах людей в зале. Они одновременно радуются, плачут и не понимают, как им реагировать, — ведь приближаться к артистам им было запрещено категорически. Трагедия случилась 26 апреля 1986 года. Концерт проходил 8 сентября того же года.


Женщина, которая от народа

Возможно главная отличительная черта Пугачёвой — за всю карьеру она никогда не пела военно-патриотических песен, всегда обходилась вне политики. Её репертуар был преимущественно о любви и женской доле. Однако, несмотря на грандиозный успех, она никогда не подавала себя как главную женщину и первую леди страны, всегда подчеркивая, что скроена из «Окраины».

В сложный период распада СССР Пугачёва первой бросилась развлекать растерянный и голодный народ. Многие критикуют ее за это, считая, что это и стало началом конца Великой Пугачёвой, но иного от певицы, которая всегда была из народа и для народа сложно было ожидать. Одним из ярких примеров того периода стала песня «Ням-ням», которую в 1990 году распевала вся страна и где описывалось всё, что мог обнаружить в своем холодильнике советский человек — а именно сто бесполезных продуктовых талонов и стакан воды. Песня заканчивалась вопросом «Что дальше, товарищи? Что дальше?» и особенно впечатляет, что впервые она прозвучала на ТВ в передаче «С новым 1991 годом!».


Женщина, которая рок

Для кого-то это может стать неожиданностью, но Пугачёва — одна из главных рок-звезд советского времени. В частности многие поклонники лирико-драматического образа певицы были шокированы ее треком «Брось сигарету».

В репертуаре певицы много рок-баллад, которые и сегодня звучат лучше большинства рок-групп того времени, но самым знаковым рок-концертом певицы стало её знаменитое выступление в Федеративной Республике Германия. Такой Пугачёву в Союзе не могли даже представить. А немцы, практически не понимая слов, сильно удивлялись, узнавая, что для советских людей Алла — «поп-певица».


Женщина, которая соул и госпел

Еще меньше людей осознают, что Пугачёва — амбассадор редких для нашей страны жанров госпела и соул. Когда все заслушивались шедевральной песней «Посреди зимы», слово «соул», как собственно и сам жанр, было в СССР неизвестным. Даже если вы слышали эту песню, послушайте ее именно в этой записи живого исполнения, смонтированной телевидением Прибалтики. Ссылку на это видео вы можете без комментариев присылать всем, кто считает Пугачёву переоценённой певицей.

Госпел, да еще и в афроамериканской манере, в отношении Пугачёвой звучит анекдотично. Однако певица активно в этой манере работала, наглядным подтверждением чему является финальная песня «Рождественских встреч» 1989 года «Радуйся».

Использовать приемы соула и госпела Пугачёва не переставала вплоть до 2000-х. Именно в такой манере на большом сольном концерте 1998 года певица исполнила один из своих хитов «Как тревожен этот путь».


Женщина, которая синти-поп

И уж совсем никому неизвестно, что Пугачёва одной из первых начала еще в СССР делать синти-поп и электронный саунд, который у нас стал популярен каких-то 5-10 лет назад. До сих пор трек «Отраженье в воде», релиз которого состоялся в далеком 1984 году, может служить образцом мастерского сведения звука и выстраивания аранжировки. Просто нажмите кнопку «плей», чтобы эта песня навсегда поселилась в вашем плейлисте.

Другим ярким примером использования певицей техник популярного в Великобритании направления является песня «Кафе танцующих огней». В 1986 году заигрывание певицы со странным и «скучным» звучанием озадачивало советских слушателей, но время показало, что Алла была права и знала, что делала.


Женщина, которая блюз

Постепенно Алла Пугачёва начала обращаться к зрелым музыкальным жанрам. Так в ее треках начал узнаваться блюз. Первым наглядным примером стала полная боли и внутреннего крика песня «Куда все уходят?».

Продолжила блюзовать Алла Борисовна и в нулевые. Во многом на этих техниках, переплетённых все с тем же госпелом, основывается её хит на стихи Бориса Пастернака «Свеча горела».


Женщина, которая этно

Не обходила вниманием Алла Пугачёва и жанр этно. И если знаменитая песня «Посидим поокаем» была скорее фарсовой зарисовкой на тему народности, то в треке «Лестница» 1980 года этномотивы используются уже серьезно и с большим мастерством.

Обращалась Пугачёва и к еврейским народным ритмам и мотивам, которые отчетливо слышны в треке «Музыкант» на стихи Осипа Мандельштама.

Пугачёвой принадлежит и этнохит «Реченька», который сегодня можно услышать почти на всех вокальных кастингах и конкурсах России, но приблизиться к оригиналу так никому и не удалось. Этно от аутентичной народности отличает не воспроизведение национального колорита, а именно его реинкарнация и перенос в современность. А так ворожить и ворошить народную душу, как Пугачёва, умеет далеко не каждый. Для этого нужно было с этим народом прожить далеко не самые радужные годы.


Женщина, которая рэп

Наверняка рэперы и их фанаты скорчат презрительную гримасу, но факт остается фактом — полностью выстраивать куплеты на чистом речитативе начала тоже Пугачёва, что отчетливо слышно в ее песне «Мимоходом» 1991 года.

К слову, когда 10 лет назад Примадонна отказалась давать концерты и петь на большой сцене, на шоу Урганта она вернулась к «хорошо забытому старому» и «зачитала» свой новый трек.


Женщина, которая панк

В 90-е новоиспеченные россияне начали носить джинсы со стразами на ягодицах, яркие майки с принтами, наносили на себя всю обрушившуюся из-за железного занавеса косметику. А у Пугачёвой возник новый сатирический жанр — трагикомическая «подвыпившая тетя с тяжелой судьбой». Многие воспринимали этот образ за чистую монету. Кто-то даже обвинял Пугачёву в том, что она выходит на сцену «нетрезвой». Особенно доставалось веселой героине песни «Настоящий полковник». Но точно в то время никому не приходило в голову, что другой суперхит того периода — «Мадам Брошкина» — настоящая панк-песня в лучших традициях группы Tiger Lillies. Просто представьте чуть более жесткий аккомпанемент, и вы все поймете. Неудивительно, что именно на «Брошкину» больше всех каверов делали именно панк-коллективы.

К слову, сделать панк по-жёсткому Пугачева тоже пробовала. Еще и смешав его с этно. Трек «Водяные да лешие» фанаты певицы приняли настороженно. Не-фанаты о нем, к сожалению, так и не узнали. Но это был эксперимент, у которого оказался очень интересный результат.


Женщина, которая шансон

Пожалуй, самым «стыдным» периодом творчества Аллы Пугачевой было увлечение шансоном. Но что поделать, такую музыку в 90-е слушало большинство жителей страны. Было бы странно, если бы певица от народа этот запрос игнорировала. Хотя «Девочку секонд-хэнд» с ее «бухаловом» вспоминать сегодня особенно неловко.

Спасало Пугачёву чувство юмора. Так в треке «Мал-помалу», который она выпустила совместно с Гариком Сукачёвым, звучит вроде шансон, а вроде и трэш, вроде и «мерзкая, блатная лирика», а вроде и жесткий стёб.

Но встречались в репертуаре того времени и очень неплохие песни вроде широко известной «Не делайте мне больно, господа» и куда менее известной «Мэри», музыку и слова к которой Пугачёва написала сама.


Женщина, которая композитор

Собственно одно из неоспоримых качеств величия Пугачёвой — она очень хороший композитор. Многие думают, что Пугачева «закупает» хиты у других авторов, но таких сотрудничеств как с Марком Минковым, Микаэлем Таривердиевым, Раймондом Паулсом или Игорем Николаевым у Пугачевой было немного. Музыку к большинству знаковых и лучших своих песен певица написала сама. И именно поэтому их до сих пор не может никто достойно перепеть. Послушайте диапазон, гармоническое устройство, ритмическую сложность аккомпанемента, стилистическую палитру и интонирование в треке «Ты не стал судьбой», и вы поймете, что спеть это под силу только тому, кто под себя это написал.

В принципе на предыдущем треке можно было и остановиться, но есть и другой показательных хит, написанный самой Пугачёвой, который сколько не пытались, так никто и не смог достойно перепеть — «Три счастливых дня». Вроде ничего особенного. Просто очень красивая музыка, меланхоличная мелодия и почти безжалостные к вокалу композиторские требования.


Женщина, которая музыкант

Хорошее музыкальное образование позволило Пугачёвой не только писать сложную музыку, но и виртуозно ее исполнять. Послушайте фортепианное соло-вступление к песне «Летние дожди» на музыку Марка Минкова. Комментарии тут излишни. Вряд ли вы когда-то такую Пугачеву видели и слышали. Это было время, когда не было смартфонов, Пугачева с телеэкранов казалась не такой интимной, но именно так Алла гастролировала с концертной программой. Именно это заставляло зрителей на ее концерты собираться стадионами.


Женщина, которая актриса

Как «поющая актриса» Пугачёва известна давно. Вспомните ее болтающиеся на шарнирах руки в «Арлекино» или тех же «поддатых женщин» из «Настоящего полковника» и «Мадам Брошкиной». Но нагляднее всего понять, что феномен Пугачевой состоит в актерской подаче вам поможет живое исполнение песни «Бокал». Обязательно обратите внимание, что чем дальше развивается песня и чем больше бокалов «опрокидывает» Примадонна, тем «пьянее» она становится.

Пугачёва сыграла роли в нескольких фильмах, многие из которых якобы о себе. В частности вся страна, слушая «Сонет Шекспира», безоглядно верила, что певица переживает боль, нанесенную изменой. Песня, музыку к которой Пугачёва вновь написала сама, вошла в фильм «Женщина, которая поет». Есть и другая, чуть менее известная, но не менее любопытная кинокартина о Пугачёвой — «Пришла и говорю», скроенная из видеоклипов.


Женщина, которая продюсер

В конце 80-х — начале 90-х Пугачёва создала один из самых успешных музыкальных проектов, открывающих новые имена и таланты, — «Рождественские встречи». В них приняли участие почти все звезды российской поп-музыки. Каждому Пугачева придумывала образ — от Ларисы Долиной, которую из джазовой певицы превратила в строгую поп-певицу, до Николая Расторгуева из группы «Любэ», которого впервые облачила в военную форму. Однако, до сих пор, одним из главных продюсерских проектов Пугачёвой является певица Жанна Агузарова. Именно Алла выводила «странную» по советским меркам девушку на сцену, давала ей свои платья, организовывала эфиры, сама на них ходила, повышая рейтинги. Сегодня то, что делала Пугачева, назвали бы «лэйблом». А мы предлагаем вам посмотреть редкие кадры — совместную импровизацию Агузаровой и Пугачёвой, которая состоялась на хмельном афтепати после очередных «Встреч». Пьяным гостям не до Агузаровой, но Пугачёву один талант интересует больше толпы подвыпивших знакомых.


Женщина, которая поэт

Пугачёва также является весьма выразительным поэтом. Её лирика не столь виртуозна как музыкальная композиция, но она никогда и не претендовала на большее, всегда обращалась к опытным поэтам-песенникам, а свои тексты оставляла, только когда предъявляла что-то очень личное. Как например в знаменитой песне «Самолеты улетают», где авторству Пугачёвой принадлежат и музыка, и слова.

Не переставала Примадонна писать лирику и в поздние годы. Собственно авторство текста (как и музыки) к песне «Примадонна» так же принадлежит Пугачёвой. Певица посвятила эту работу Людмиле Гурченко, но в итоге Примадонной все стали называть саму Аллу.


Женщина, которая знает толк в поэзии

При этом Пугачёва всегда знала толк в хорошей поэзии. Ей удалось дать вторую, музыкальную жизнь «Реквиему» Марины Цветаевой. До сих пор не все знают, что знаменитый «Монолог» Пугачёвой основывается на поэтическом шедевре.

Стихи Цветаевой можно услышать и в песнях из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром!», где все женские вокальные партии исполнила Пугачёва. А одна из самых красивых песен фильма «По улице моей» написана на стихи Беллы Ахмадулиной.

Обращалась певица и к Осипу Мандельштаму. Песней «Ленинград» она вернула широкую известность строчкам поэта, долгие годы запрещенного в СССР. На студийной записи закралась ошибка в тексте, которую Пугачёвой припоминали долго, поэтому мы предлагаем послушать живое исполнение.


Женщина, которая исповедуется

Публика всегда верила Пугачёвой. Во многом это объясняется тем, что Пугачёва никогда не забывала о проблемах народа и не теряла с ним родства даже в годы «красивой жизни». Во многом — из-за честного вокала, который певица порой доводила до опасной грани в угоду зрительскому катарсису. Усиливал любовь публики и актерский талант певицы. Но главное, что располагало к ней все эти годы, — умение откровенно говорить о себе. Когда впервые в фильме «Пришла и говорю» певица призналась, что «Устала», многие советские граждане увидели в этом самолюбование. Но Пугачева просто призналась в том, что чувствует.

Когда же усилиями прессы вокруг Пугачёвой начались сплетни, а страна стала обсуждать личную жизнь певицы, сочиняя легенду за легендой, выдумывая скандал за скандалом, Пугачёва выпустила одну из самых сильных своих песен – «Люди, люди», где напрямую обратилась к слушателям, поклонникам и хейтерам.

Окончательно же вопросы к Примадонне отпадают, когда слышишь песню «И в этом вся моя вина». Название говорит само за себя. Это та песня, которую лучше Пугачёвой спеть не сможет никто и никогда. В ней слишком много «настоящей Пугачёвой» — замкнутого и застенчивого интроверта, которая всю жизнь прожила в центре внимания и, пусть временами переигрывая, исполняла для толпы роль экстраверта.


Женщина, которая проповедует

Ещё в 1976 году Пугачёва записала песню «Рисуйте, рисуйте» для кинофильма «Фантазии Веснухина». Сегодня сложно понять, что в этой песне «эдакого», но в Советском Союзе, который рядил людей в униформы с детства, и где осуждалось желание быть «не таким, как все», призыв сомневаться, рисковать и рисовать «не ради толпы», а только то, что видишь сам, поскольку «все мы видим мир по-разному», звучал почти экстремистским.

Пугачёва всегда осознавала ответственность за свою популярность. Одна из немногих она старалась использовать повышенное внимание к себе для того, чтобы облегчать людям жизнь и обращать их внимание на главное. Это началось с таких песен, как, например, «100 часов счастья».

Это продолжалось в общественно-политической повестке. Достаточно вспомнить ее жесткое обращение в эфире федерального телеканала к лидерам криминала после убийства Влада Листьева.

Иногда это соединялось. Пугачева одной из первых в нашей стране стала обращаться с долгой мотивационной речью к публике перед песнями, как сейчас делают Мадонна или Леди Гага. Просто публика у Пугачевой была сложнее. Это были люди, которые пережили техногенную катастрофу, распад страны, бандитские времена. Особенно запомнилась ее долгая и пламенная речь перед исполнением своей авторской песни «В родном краю» — после Чернобыльской катастрофы и незадолго до распада СССР .


Женщина, которая поёт

И, конечно, Алла Пугачева поёт. Гениально поёт. Ее хиты, такие как «Не отрекаются любя» на музыку Марка Минкова, пытались перепевать многие. Кто-то более агрессивно и драматично. Кто-то камернее и спокойнее. Но феномен Пугачёвой заключался в том, что она могла разные подачи соединять в одну и петь не «манерно», а «по-настоящему».

Отчётливее же всего фантастические вокальные данные Пугачёвой раскрываются в песне «Женщина, которая поёт». Эту песню также пытались петь многие, и никто не приблизился к оригиналу. Знаменитая запись была сделана живьем, без цифровых обработок и усилений. Многим кажется, что Пугачёва здесь не столько поёт, сколько «кричит» и «надрывается», но на самом деле поёт здесь она идеально, используя технику бельканто, виртуозно перескакивая с регистра на регистр. И да, такой уровень громкости всегда был Алле Пугачёвой присущ. Возможно поэтому она и стала голосом целой страны.