Вновь редакция «Вашего досуга» собирает самый показательный хит-парад России. Вместо голосования мы направились к студентам мехмата ведущего ВУЗа, которые получили статистику всех ключевых стриминговых сервисов и музыкальных магазинов — Apple Music, Яндекс.Музыка, Vk и Youtube — и разработали специальный алгоритм, который позволил рассчитать, что именно Россия слушала в прошедшем сезоне.

В хит-параде треков, которые россияне слушали весной, оказались пересечения с предыдущим хит-парадом песен, которые помогли россиянам пережить зиму. Мы вычеркнули их, чтобы наши читатели узнавали только о новинках. Ознакомиться с ними вы можете в нашем материале, где экспертами выступили композитор Сергей Невский, поэт Андрей Родионов и певица Наталья Пшеничникова. В этот раз нашими экспертами стали певец, композитор и перформер Алексей Коханов и композитор и саунд-дизайнер Владимир Горлинский.

На фестивале Нового Европейского театра Алексей впечатлил многих своим вокальным перформансом «Марксофония» на текст «Капитала» Карла Маркса. А уже ближайшей осенью в рамках фестиваля «Территория» он выйдет на сцену в одной из главных оперных премьер года — опере Дмитрия Курляндского «Октавия. Трепанация». Они первыми услышали то, что Россия слушала всю весну и дали свои комментарии.

Владимир — один из музыкальных кураторов шумового оркестра и курса исследования времени, сна и музыкальных импровизаций «Dreamtory». C 2015-года в качестве композитор сотрудничает с Электротеатром Станиславский. Автор произведений «След» для вокального ансамбля N’Caged и «Пространственная композиция #3» — мобильные игры для двух импровизирующих ансамблей и изобретённых инструментов.

10 место: bülow — Sweet Little Lies

Коханов: Простая мелодия, цепляющая своей примитивностью. Кажется, что слышал похожее сотни раз. Интересна манера исполнения – пение с воздухом, словно у певицы несмыкание. Благодаря этому запоминается не сама песня, а именно манера исполнения. Кроме тембра ее голоса в принципе ничего больше не выделяется из множества таких же композиций. Кажется, что голос еще и подправлен автотюном – в любом случае, какой-то эффект наложен. Как продукт песня сделана очень хорошо, это мог бы быть голос андроида. Еще из-за того что звук сильно сжат, получается эффект, будто девушка поет у тебя в голове.

Горлинский: Жуткая ерунда, построенная на известнейшем гармоническом обороте, когда бас движется по квартам вверх. Это основа любой сопливой песни о не очень получающейся любви. Почему? Самый интересный вопрос — семантика этого хода. Вот бас на минорной тонике (это точка начала, задание координаты) — далее минорная субдоминанта (история чуть продвинулась, драма чуть усилилась) — далее VII мажорная ступень (наметилось просветление, может все еще получится?) — мажорная III ступень (да! получится, главное здесь и остаться) — мажорная VI ступень (эй, зачем дальше то? от добра добра не ищут) — уменьшенное трезвучие II ступени (все идет нахрен, старания напрасны, перелом судьбы) — мажорная доминанта (все, падаем в черную дыру) — снова минорная тоника (рекурсия, рекурсия, у нас с тобой экскурсия). И так много-много раз. Максимально драматический перелом — излет мажора VI ступени и уменьшенное трезвучие II — столкновение самого-самого светлого и ярчайшей ущерблины.
Самое противное, что текст, чаще всего, структурой эмоций повторяет эту схему. Во многих-многих песнях. Не обязательно в него вслушиваться, и так понятно, где что — и, главное, что ловить здесь нечего.


10 место (поровну с предыдущим): ALMA — Perfect

Коханов: Интересно, что они разделили место пополам – общее в обеих композициях это именно нарочитое “не-пение” – а напевание. Не меньше эффектов, но здесь более чувственное “живое” звучание. Живенький ритмический припев, под который хочется лениво подтанцовывать. Кажется, это будет новый хит лета. Чувственное произношение согласных  вызывает  ощущение АМСР (автономная сенсорная меридиальная реакция – мурашки или приятное покалывание в затылке). Это конечно хитрый ход продюсеров с желанием зацепить слушателя. Противоречивость желаний девушки подчеркнута двумя языками — “ты не заслуживаешь меня” на английском, “хочу тебя целовать” на испанском. Разум борется с чувствами, это очень близко каждому. Нравится, что песня начинается со звонка в дверь, мне это напомнило нашу оперу про маньяка.

Горлинский: Дико круто насколько эта песня емкая и короткая! В начале звонок в дверь прикольно переходит в синтезаторный аккорд, а дальше шшшшшшшш.


9 место: Аlyona Аlyona —  Пышка Пушка

Коханов: Мне очень нравится Алена, недавно как раз смотрел ее перформативное видео «Рибки», и узнал про нее. Задорная музыка, хочется подтанцовывать. Как я понимаю, это восходящая звезда. Очень люблю украинский язык, хотя и не говорю на нем, но мне нравится его звучание. Вообще такое ощущение, что в Украине сейчас очень много свежих талантливых певцов. Так же и звучит ее голос – свежо и талантливо. «Тату на лице» – наверное она имеет Фейса в виду? Самоирония и пародия на рэперов. Нравится и позитив песни, буду ставить ее себе каждое утро, чтобы поднять настроение. Вспомнил еще рассказ «Пышка» Мопассана, хотя не знаю есть ли тут связь. Вообще побольше бы таких певиц, бодипозитив — это круто. И здорово, что у нас слушают ее. Хотя мне и не близка такая музыка, но это уже не в категории музыки, а перформанса и политики, и конечно же противостояние попсе в любом случае.

Горлинский: Пластмассовые синты в начале, плывущие микротонами гармонии. Мне нравится баланс в этом треке, он неправильный, слишком громкая «бочка», слишком далеко гармонии, лупы. Пространство трека довольно широко воспринимается. Но кроме этого нет особо интересного, заскучали по грибам.


8 место: HammAli & Navai — Девочка война

Коханов: Красивый мужской низкий голос, но песня довольно занудная, с постоянными повторениями. Нравится акцент, и наверное этим цепляет. Еще интересная вещь – в русской поп-музыке слова произносятся особенным приемом – как бы добавляя гласные к согласным звук «ты жэ девочЭка вайэна». В классическом вокале за такое ругают.

Горлинский: Похоже на все арабские треки, что звучат в такси. Этот вкус зажеванного русского языка и застрявших в зубах гласных. «Сексуальное» понижение интонации буквально в конце каждого слова. Мне лично больше нравится «... твоя пррравда бежим как-будто от гепарррррда».


7 место: MARUV — Siren Song

Коханов: Неожиданный немецкий в начале. Тембр певицы напомнил почему-то раннюю Алсу – много воздуха в голосе, придающем индивидуальность тембру. В общем-то ничего нового для себя не услышал, но неплохо.

Горлинский: Здесь используется любимейшая мной гармоническая цепь — I — VI — II (уменьшенный)— V. Эта основа основ, саму её я готов слушать очень долго. А еще в клипе снимается прекрасный театральный режиссер Даниил Чащин (или его альтерэго).


6 место: Монеточка — Падать в грязь

Коханов: Нравится ее стиль пения – здесь слова конечно важнее музыки, поток мыслей, когда ты едешь в такси. Мне не все песни Монеточки близки, но нравится что в ее творчестве она выражает себя, и поэтому наверное она так популярна, в ней есть честность, которой не хватает в нашей действительности. В музыке и пении нет эсперимента, поэтому я ничего для себя не открываю, но это и не цель ее творчества. Вообще мне нравится что текст и стиль напевания идеально подходят друг другу.

Горлинский: Пытался послушать эту песню несколько дней назад, когда проверял, как там дела с проектом Монеточка. Услышал мощную закольцовку на саму себя, на те старые песни, что я прослушал прошлым летом (там были прикольные и легкие в ощущении, этим она и понравилась). Самое лучшее — в «Последней дискотеке» на конце квадрата одновременно (в гармони) минор и (в вокале) мажор. Классно, что это именно в конце музыкального квадрата — этой ситуации некуда дальше разрешиться, она так и зависает в памяти. В «мета-мета» суб-доминантовые заходы, когда просится доминанта — чувствуется какая-то связка с английской музыкой (что барочный, что поп-рок — «Биттлз», например) — эти обороты сразу как-то подкупают. В этом треке те же заходы, так же, в той же концентрации поданные. Эта стабильность смыслов не прокатывает.


5 место: Zivert — Зеленые волны

Коханов: Песня начинается с цитаты из фильма «Розовая пантера», только непонятно к чему. Увертюра прерывается довольно банальной композицией – это какая-то общая тендеция российской поп-музыки. В плане вокала тоже ничего особенного, но неплохой продукт на мой взгляд, годится для афтерпати в 6 утра.

Горлинский: Мне нравится доза 80-х в этой музыке. Припев, правда, мелодически и гармонически слизан с песни Андрея Губина «Ночь», которая, в свою очередь, вдохновлена запевом песни «Fantasy» Earth, Wind & Fire.


4 место: Rammstein — DEUTSCHLAND

Коханов: Очень-очень крутая композиция, Rammstein на мой взгляд достигли высоты своего творчества. Конечно, нельзя отделить музыку от видео. Очень яркое высказывание про современный мир и место, которое Германия занимает в нем. Weltschmerz, немецкая философия – диалектика противоречия, клубная культура и тонкий стеб нео-нацистов. Эпохальное высказывание на мировом уровне. Одна из любимых композиций. Пример, когда идеально все – вокал и музыкальное сопровождение и потрясающее видео, конечно. 

Горлинский: Сразу слышна монументальность мышления — вступление в духе бетховенского симфонизма занимает 1/5 песни, финал (кода) — еще 1/5. То есть, почти половина песни — это вход и выход. Приятно, что даже при моем полном незнании немецкого, используются те 15 слов, что я распознаю. Но, вообще, неплохо, что у немцев есть песня о своей стране, которая не является стыдным бессмысленным трэшем про общие национальные ценности.


3 место: Тима Белорусских — Привычка убегать

Коханов: Пение приближено к речи, бормотание, акцент произношения, драматургия – постепенно добавляется двухголосие. Использует интересно голос – разные приемы. В этом смысле он интереснее многих исполнителей. Способ звукоизвлечения следует смыслу текста. Качественная работа с голосом, с использованием всех регистров. Низкий регистр, полубормотание, и в сочетании с полукриком в верхней тесситуре создает ощущение объема.

Горлинский: Если я скажу что-то нехорошее про эту песню — моя дочь Ева меня растерзает. Основной гармонический риф — расстроенный микротоновый синтезатор. Как ни странно, в песне есть довольно неплохое «скрытое» развитие, когда аккорд перекрашивается, расстраивается, и микротонально смещается, это происходит при переходе от запева к припеву. Сразу видно, что исполнитель много слушал итальянского аристократа Джачинто Шельси, у которого песни тоже построены на той же микротональной перекраске аккордов. Кто у кого слизал мне трудно судить. Шельси был провидцем. Еще отмечу, что в этой песне я узнаю обороты из других песен Белорусских (которые неплохо уже знаю). Вот, например, в середине песни всегда есть знаменитый казацкий надрыв, в этой песне это — «как, как — никак, никак». 


2 место: Billie Eilish — bad guy

Коханов: Опять напевание, добавляет хрипотцу. Девушка виртуозно владеет голосом, такие разные краски, ювелирная работа исполнителя. Интересный эффект, наложенный на голос в словах «Baaaad guuuuuy». Очень качественно сделанная работа, саунд-арт.

Горлинский: В треке довольно интересный момент — странно расположенные голоса-инструменты относительно друг друга. Голоса — дико близко, «висят» на ушах, со всеми этими кш, шшп, мшк от смыкания рта. Отдельная область — хрипотца в голосе, которая в припеве размножается электронно, становится целой отдельной расширенной областью. Темп трека (его первой части) как-будто быстрее, чем нужно, немного впопыхах. Второй (медленный) темп тоже как-будто не туда, немного медленнее, чем «должен». Вот эти вещи, в сочетании с то слишком близким, но невнятно отдаленным звуком — хорошо найденное неудобство, очень ясное. Этим мне и запомнился — мне, слушающему, негде встать, не на что облокотиться. А еще после первой минуты есть какие-то мелкие электронные искажение голоса (бит-клиппер), это приятно, поскольку тут такая доза эффекта почти несчитываемая, это как-бы твоя личная находка. Но он там есть, можно ходить и помнить.


1 место: Артур Пирожков  —«Зацепила»

Коханов: Ничего интересного ни в музыкальном, ни тем более в вокальном плане не представляющая композиция. Текст тоже не интересен. Хочется развидеть видео. Апофеоз пошлости и фальши. Голос, подправленный автотюном (чтоб не было слышно, что фальшивит), но при этом все так грубо сделано, абсолютный минус.

Горлинский: Сразу скажу, что этот трек написан в одном темпе, бите, гармонической сетке с треком Билана «Молния». Эти два трека я уже хорошо изучил, поскольку их неплохо изучила Ева. Когда она их включает один за другим, я не сразу въезжаю, что трек сменился. Разница в том, что этот начинается с интродукции — струнный оркестр с пластмассовым сэмплерным звучанием, что нормально коррелирует с образом бесконечного конвеерного выбора принцем принцессы. Единственное, что хоть немного интересно в треке — это реверс-синтезатор, который играет в запеве на слабые доли по восьмым. Остальное — шшшшшшшшшшшшшшшшшш.


ГРАН-ПРИ: Triplo Max - Shadow

Коханов: Миленькая танцевальная композиция, заедающая мелодия в голове. Второй раз не хочется слушать, но понимаю, почему она может нравится.

Горлинский: Тут нет каких-то оригинальных решений, даже для музыки направленной исключительно на получение денег. Тут все по остаточности — достаточно одного «нормального» битка, одного «вкусного» восточного щипкового инструмента (он звучит с микрохроматическими отклонениями, как и положенно) — его звучание «проблемное», «не такое» по сравнению с вычищенным вокалом (голос повышен вверх на несколько тонов для «неземного» образа — «я не отсюда»). Есть еще «модненький» бас, который по звучанию похож на барабан уду (за счет огромного октавного глиссандо — съезда). Звуковое пространство одномерно, выбраны «нормальные» сопряжения и балансы инструментов друг с другом. Так они всё время и работают, таща эту звуковую баржу до конца трека.


Выбор редакции «Вашего досуга»: АИГЕЛ — На нашей стороне

Наша редакция продолжает пользоваться служебным положением и добавляет трек, который Россия массово не слушала, но который мы с даты релиза не можем перестать напевать. Переходите на «нашу сторону».

Коханов: Безупречный вокал, бит в стиле любимой группы The Knife. Нравится что они делают, пример продуманного имиджа певицы и идеального сочетания с вокалом.

Горлинский: Классно — смещенные квадраты формы (последняя рифма куплета «как досталась я такому» — вместо шестнадцатого каденционного такта — в первом такте нового куплета — так вообще-то не делают). В словах тот же принцип смещения акцентов, это то, что еще было в «ТатарИне», а теперь проникло на уровень музыкальной формы. И еще в середине («ни песчинки больше ни по одномУ») — замечательная малая секста вверх голосом. Но, вообще, мне гораздо больше нравится песня «Ариадна» Кедр Ливанский.