Увидев новый клип Криса Брауна Wobble Up, художник Мариус Сперлих с удивлением обнаружил, что часть его работ была «заимствована».
Образ соска, который действует как температурный циферблат, или тропического острова в форме «места чуть пониже спины» оказались художнику до боли знакомыми, и он утверждает, что это наглые копии его работ.
Сперлих — лишь один из целого ряда художников, которые утверждают, что поп-звезды воруют их идеи. Для берлинского художника, чьи работы размещены в Instagram, где у него более 400 000 подписчиков, случай Криса Брауна стал лишь последним, когда его концепции якобы копировались для видеоряда без разрешения и упоминания.
Чаще всего в зоне риска находятся художники, которые пребывают в начале своей карьеры, но при этом уже имеют много подписчиков в социальных сетях. Именно они чаще всего обнаруживают свои идеи присвоенными для клипов популярных суперзвезд.
Так, российских художник-сюрреалист и владелец галереи Владимир Куш вступил в судебную тяжбу с лейблом Арианы Гранде в США за использование изображения для видео God Is Woman, которое, как он утверждает, полностью копируют идею одной из его картин.
Действительно, в сравнении кадры выглядят полной каклькой. «Будет быстрое урегулирование», — сказал Куш. «Обычно так происходит. Я не сомневаюсь, что сразу будет доказано, что это грабеж».
В свою очередь, юридическая команда Кендрика Ламара достигла соглашения с британско-либерийской художницей Линой Айрис Виктор, которая утверждала, что видео рэпера для трека All The Stars позаимствовано из ее серии «Созвездия», с узнаваемыми черно-золотыми картинами.
Виктор отклонила несколько запросов (в том числе от авторов фильма «Черная Пантера»), запрашивающих право использовать ее работы, а ее адвокаты назвали клип Ламара «вопиющим нарушением федерального закона, оскорблением и угрозой средствам к существованию и наследию художников во всем мире».
Хотя у Сперлиха и других художников, которые заявили, что их работы выглядят похожими на изображения в видео Wobble Up (в том числе Тони Футура, Ванесса МакКаун, Кэтрин Лозинг, Пол Фуэнтес и Джейми Кальдерон), разрешения можно было не спрашивать. «Я супер избирателен», — заявляет Сперлих, объясняя, почему он, вероятно, не согласился бы на запрос. «Я пытаюсь перенести свои работы в мир искусства. А они переносят их в музыкальное поп-видео. Я понятия не имею, зачем и о чем они думают».
Тим Максвелл, партнер по направлению искусства в юридической фирме Charles Russell Speechlys, обращает внимание, что многие случаи, связанные с авторским правом, возникли по незнанию режиссеров музыкальных видео и творческих коллективов артистов о законодательных последствиях. «Они предполагают, что люди не будут возражать», — сказал он. «Они предполагают, что могут использовать произведения, опубликованные в интернете, свободно. Существует широкое заблуждение, что, если что-то становится достоянием общественности, то это можно использовать как угодно. Такая позиция невероятно наивна».
Также Максвелл сказал, что юридические последствия могут быть серьезными, в зависимости от охвата проделанной работы: «Один плакат на автобусной остановке может не иметь большого значения, но если его использовать в музыкальном видео, которое имеет глобальный охват, ущерб может быть значительным». «Некоторые художники», — добавил он, «начали краудфандинг, пытаясь покрыть судебные издержки по делу об авторском праве».
Сперлих регулярно встречает цитаты из своих работ в работах других художников, и считает это хорошим знаком, что он делает что-то хорошее и правильное. При этом он добавляет: «Но у меня есть сообщество с более чем 400 000 подписчиков, и я начал получать вереницу сообщений уже через 15 минут после публикации видео Криса Брауна. Поток сообщений не остановился до сих пор. Мне напоминают, что мою работу украли, каждый день».
Представители Криса Брауна и Sony пока на ситуацию не отреагировали.