Редакция «Вашего досуга» составила рейтинг самых интересных альбомов июня. Принципиально мы не проводим разграничений между эстрадной и классической музыкой, чтобы вы могли не только пополнить свой плейлист, но и найти что-то ценное и неожиданное, выходящее за рамки привычных вам жанров.
THOM YORKE — «ANIMA»
ЗАПИСЬ МЕСЯЦА
Солист Radiohead Том Йорк выпустил очередной сольный альбом, главная особенность которого — Йорк больше не стесняется быть собой и не прячется за коллективным бессознательным, как это было в релизах его сайд-проекта Atom for Peace. Перед нами человек, который одержим сном, релаксацией, грезами и мечтами. В пластинке «Anima» Йорк берет под контроль свое беспокойство, сохраняя при этом фирменную атмосферу запустения. Вновь мы получили запись, которая по сложности и красоте устройства впечатлит даже академических музыкантов. Мерцающие струны, скачущие ударные и устойчивое, отсылающее к Эрику Сати, пианино создают почву для резких переходов к бодрящим импульсам, полным сумасшедших мыслей. А на протяжении всего альбома сквозь полотно электронных звуков музыканту вторит беспристрастный бас: «Я — очень грубый человек», «Я буду смотреть, как твое тело умирает».
KIRILL PETRENKO — TCHAIKOVSKY: SYMPHONY No. 6 «PATHÉTIQUE»
ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Это первая запись Кирилла Петренко в статусе музыкального руководителя Берлинского филармонического оркестра. И здесь дирижер делает ставку на интенсивность, намекая на бурное и захватывающее продолжение. Каждый участник легендарного оркестра выкладывается на полную, не теряет индивидуальности, но и не портит целого. Есть в этой записи определенная магия — для первой работы Петренко обращается к последней симфонии Чайковского. Начало и конец переплетаются, что лишь усиливает посыл «Патетической», где препарируются темы жизни и смерти. Даже если вы не большой поклонник академической музыки, это исполнение впечатлит вас свежестью и драйвом звучания.
BLACK MIDI — SCHLAGENHEIM
СЕНСАЦИЯ МЕСЯЦА
Вам говорят, что рок мертв, а его место занял рэп? Послушайте этот альбом и убедитесь в обратном. Британские экспериментальные рокеры выпустили чуть ли не лучшую пластинку этого года. Это очень сложно устроенная музыка, которая в то же время остается доступной массовому слушателю, поскольку ее все еще важнее чувствовать, чем понимать. Первый же трек дает такой залп гитарных рифов, который заставит вас отложить все другие музыкальные новинки на полку. Все, что вы сможете сказать, нажав плэй: «Schlagenheim необычен, Schlagenheim засасывает, Schlagenheim единственный в своем роде, и это шедевр».
FLIPPER FLOYD — «ЗЕЛЕНЫЕ ВНУТРЕННОСТИ»
ЛУЧШИЙ ДЕБЮТ
Это дебютный сольный альбом участника объединения Glam Go Gang!. Эклектичная музыка с гитарами и долей сумасшедшинки. Больше всего звучащее походит на «альтернативный рок» с широкой палитрой — от тихих и пробирающих баллад до радикального отрыва, от которого выйдет покурить даже «Пошлая Молли». Многие ожидали от пластинки большого количества фитов с артистами из тусовки музыканта, но своим голосом отметился только Iroh — все остальное Флиппер сделал самостоятельно.
MARC MINKOWSKI, LES MUSICIENS DU LOUVRE — OFFENBACH: LA PÉRICHOLE
Опера «Перикола» композитора Жака Оффенбаха, отметившего в июне 200-летний юбилей, способна порадовать любителей музыки любых взглядов и убеждений. Марк Минковский — один из проповедников композитора — постарался воздать ему должное, сочетая исторически информированное исполнительство на старинных инструментах с модными ритмами и неожиданными штрихами фольклора. Звучит диск так, как и подобает опере-буффа, набором хитов. Слушать их — одно удовольствие, поскольку никогда прежде Оффенбах не заходил так далеко на территорию карикатуры на политических лидеров и высмеивания пьянства — вопросов, которые для России продолжают оставаться актуальным и сегодня.
RSAC x ELLA — «ФЕЛЛА»
Знакомьтесь, наш ответ Билли Айлиш. RSAC — проект, существующий уже больше десяти лет, чей выход из андеграунда случился лишь в 2018-м. Ella — девушка из Донецка, которая выкладывала у себя в инстаграме каверы на чужие треки. Начало их сотрудничеству было положено в прошлом году, когда они записали две песни, одна из которых, получившая название «NBA», завирусилась сначала в Tiktok, а потом везде, и долго занимала второе место российского чарта Apple Music, как раз после Билли Айлиш. С последней ребят роднит шепчущая интимность подачи прямо в ухо и близость инструментов, навевающая ассоциации с ASMR. Вместо перегруженных рифов — хип-хоповый бит и акварельные переборы акустической гитары, вместо циничного мужского скепсиса, приправленного толикой нецензурщины, — романтические тексты, исполненные трепетным женским голосом.
MIRGA GRAŽINYTĖ-TYLA, GIDON KREMER — WEINBERG SYMPHONIES Nos 2 & 21
Дирижер Мирга Гражините-Тила и скрипач Гидон Кремер — два блистательных музыканта, две сенсации музыкального мира с разницей в несколько лет, — возвращают на свет дня наследие недооцененного советского композитора Моисея Вайнберга. В альбом вошли две симфонии. Симфония №21 «Каддиш» — одна из самых масштабных, ее продолжительность составляет 55 минут, которая удерживает слушательское внимание от первой и до последней ноты: здесь страшные события Варшавского гетто (с массовым уничтожением жителей) подаются безжалостно аскетично, без спекулятивности, а глубина и мощь струнного звука от Гидона Кремера рисует картины взрывов пылкого возмущения. Симфония №2 отдаляет слушателя от плача и насилия, показывая неоклассическую сдержанность Вайнберга и окутывая прозрачными струнными пассажами. Появление двух этих симфоний на знаменитом лейбле является еще одним четким указателем на «пере-открытие» долгое время остававшегося в тени композитора.
THE BLACK KEYS — «LET'S ROCK»
Звезды гаражного рока выпустили девятый, долгожданный полноформатный альбом. Предыдущий релиз был аж в 2014 году. Если вы ищете эксперименты со структурой песен и эклектичными инструментами, этот альбом не для вас. Но если вы ищете нечто, что можно включить по дороге на дачный уикенд и врубить на полную мощь в машине с опущенными окнами, ответ прост, и он — в названии этого альбома. «Let's Rock» — не только долгожданная радость для фанатов бэнда, но и отдушина для всех, кто заскучал по электрогитарам.
МУСЯ ТОТИБАДЗЕ — «МАЛЬЧИК»
Певица и музыкант Муся Тотибадзе прославилась треками «Правда о любви» и «Танцуй, Виталик!». Наконец она представила дебютный альбом. Пластинка включает семь треков. Большинство песен Муся написала сама, но есть и исключения — кавер-версия хита Натальи Ветлицкой «Останусь с тобой» и трек «Птицы», текст для которого написал Илья Шаповалов. Над монотонным электронным звучанием возвышается лирика, полная личных ощущений, мыслей и ассоциаций. Как говорит сама Муся, новый альбом — это некая попытка найти «выход из уныния».
HALLÉ, SIR MARK ELDER — WAGNER: SIEGFRIED
Этот альбом — 4 часа и 21 минута эпического удовольствия. Дирижер Марк Элдер вместе с подопечными из оркестра Hallé завершает свой вагнерианский цикл безупречным, монументальным «Зигфридом». Британский дирижер демонстрирует фантастическое понимание как сложной музыкальной фактуры, так и драматических приемов, характерных для композитора. За главные партии отвечают блистательные оперные звезды: Саймон О’Нил — убедительный Зигфрид, Иан Патерсон — рыцарственный Вотан, Рейчел Николс — нежная Брунгильда. В ролях поменьше превосходно проявляют себя сопрано Малин Кристенссон, тенор Герхард Сигел и бас-баритон Мартин Уинклер. Пожалуй, впервые утомительная сцена ковки меча не дает расслабиться ни на минуту.
АНТОХА МС — «ПРО МЕНЯ»
Это уже пятый альбом самого жизнерадостного и самобытного музыканта России. Вновь он чарует танцевальными ритмами и текстами, рассказывающими о бытии простого парня из многоквартирной панельки. Здесь вас ждут и супы-борщи, и усевшийся в кресле кот Василий, и инструкция, что делать, «если бабки на исходе». Приятно в эпоху гегемонии рэп-индустрии слышать релиз, где исполнителя ведет не текст, не концепт, не понты, а музыка, ритмы и мелодии.
FREDDIE GIBBS AND MADLIB — BANDANA
Когда пять лет назад гангста-рэпер из Индианы объединился с немейнстримным битмейкером и виниловым диггером из Калифорнии для записи совместного релиза «Pinata», сложно было представить, что они выдадут столь взвешенный альбом как «Bandana». Дуэт великолепно сыгран: джаз и сэмплы R&B выявляют новые оттенки звучания в рычащей читке Гиббса, а бескомпромиссные стихи наполняют расколотые инструменталы вновь обретенной интенсивностью. Сложно сказать, кто из этого дуэта кого лучше дополняет. Кажется, музыканты объединились, чтобы просто усилить лучшие стороны друг друга.
MAXIM VENGEROV, LONG YU — «GATEWAYS»
Дирижера Лонга Ю уже называют сверхоружием разрастающегося музыкального мира Китая. Записанный с Шанхайским симфоническим оркестром (старейшим оркестром Китая) и скрипачом Максимом Венгеровым альбом включает работы русских и китайских композиторов — Чена, Крайслера и Рахманинова. Так, диск становится точкой единения Востока и Запада, строгих традиций двух разных культур.
MIYAGI — «BUSTER KEATON»
Имя рэпера Miyagi уже на слуху, в основном за счёт огромной популярности его песен, выпущенных в дуэте с бессменным напарником Эндшпилем (ныне именующим себя Andy Panda). Названный в честь актера немого кино альбом «Buster Keaton» — это, по сути, продолжение уже знакомой эстетики. Фирменный сплав раггамаффина, восточных наговоров и распевного хип-хопа. Лишь тексты в сольной пластинке стали заметно темнее по настрою и посвящены ударам судьбы и одиноким ночам. Похоже, именно после этой пластинки Miyagi запомнится как самостоятельная творческая единица.
PALEHOUND — «BLACK FRIDAY»
«А если ты бросишь курить, то просто начнешь пить?» — уже в первом треке чарующий голос вокалистки задает тон не столько любопытства, сколько беспокойства о близких дружеских отношениях. Альбом рассказывает совсем не о вредных зависимостях, он скорее про друга, который сначала долго хочет вам позвонить, а затем пребывает отвергнутым в стыде и смущении, которые приводят его к самосознанию. «Черная пятница» ныряет в потоки любви и риска, которые возникают в отношениях, особенно в платонических. Повсюду группа исследует, как мы движемся к людям, которые нам дороги, и отдаляемся от них, а также — как обе эти интенции выедают наши немногочисленные внутренние ресурсы, предназначенные для любви.
WIENER SYMPHONIKER, PHILIPPE JORDAN — BERLIOZ: SYMPHONIE FANTASTIQUE & LÉLIO
По случаю 150-летия со дня смерти композитора Гектора Берлиоза Венский симфонический оркестр и его главный дирижер Филипп Джордан записали часто исполняемую оперу Symphonie fantastique op. 14 и ее редко слышимую родственницу Lélio ou Le retour à la vie op. 14b. Живая концертная запись вышла на собственном лейбле оркестра и получилась во всех смыслах фантастической. В число солистов входят не только тенор Сирилл Дюбуа и баритон Флориан Семпи, но также известный французский басист Жан-Филипп Лафон в роли рассказчика. От эпизода пляски мертвецов, стук костей которых передается игрой древком смычка на скрипках и альтах, в этой записи стынет кровь в венах. А от плясовой темы хоровода нечисти, соединяющейся с темой Страшного Суда, хочется танцевать ночью на мосту в проливной дождь до рассвета, как в последний раз.
BRUCE SPRINGSTEEN — «WESTERN STARS»
Рок-легенда впервые за 5 лет выпустила полноформатный альбом. По сути, это набор переосмысленных песен из более ранних альбомов, каверов и неизданных мелодий, которые Спрингстин записал в предыдущем десятилетии. Хотя последние работы музыканта связаны со звучанием южно-калифорнийских поп-записей конца 60-х и начала 70-х годов, более заметное влияние Калифорнии, похоже, связано с фильмами голливудских эпосов. Альбом полон широких симфонических пассажей, которые вызывают картины бесконечных небес и просторов американского Дикого Запада.
LES TALENS LYRIQUES, CHRISTOPHE ROUSSET — SALIERI: TARARE
СЕНСАЦИЯ МЕСЯЦА
Рядовому слушателю о композиторе Антонио Сальери известен в лучшем случае слух, что он якобы из зависти отравил Моцарта. Если же знакомиться с творчеством этого композитора, то точно через эту запись пятиактной оперы «Тарар». Здесь трагическое соседствует с комическим, возвышенное с приземленным, преодолевая жесткие каноны классицизма. По музыкальному стилю «Тарар» расположился где-то между барокко и ампиром, предвосхищая, с одной стороны, «оперу спасения», а с другой — жанр «большой оперы». Как и у Моцарта, у Сальери есть вкус к экзотике, он без труда переносит слушателя на Восток. В свою очередь, этой записью ансамбль Les Talens Lyriques завершает публикацию цикла французских опер Сальери и выкладывается здесь на полную. Этот релиз обречен восстановить престиж Сальери навсегда.
TYGA — LEGENDARY
Уже из названия понятно, что этим альбомом рэпер Тайга целился в вечность. И что самое парадоксальное, у него получилось. Все треки собраны по простому лекалу — пригласи звезду и сделай с ней фит в эстетике своего раннего, вызывающего у фанатов ностальгические чувства, звучания. Размещая себя рядом с бесконечным парадом звезд и трендсеттеров, Тайга зарекомендовал себя одним из главных оплотов коммерческой музыки десятилетия, на что намекает и сверкающий Роллс Ройс на обложке. Рэпер точно знает, что нужно людям и торгует стихами и звездными именами, создавая расчетливую и от того умную работу.
KEITH JARETT — J. S. BACH: THE WELL-TEMPERED CLAVIER, BOOK 1
РАРИТЕТ
В марте 1987 года, на пике своего увлечения Бахом, джазмен Кит Джарретт исполнил первый том «Хорошо темперированного клавира» на сцене города Трой, штат Нью-Йорк. Концертная запись увидела свет спустя несколько десятилетий — релиз приурочили к 50-летнему юбилею лейбла ECM. Исполнение Баха Джарреттом лишено джазового флера, это абсолютно академическая работа. Пианист демонстрирует и точное понимание музыкальной архитектуры произведений немецкого гения, и явное увлечение выразительными возможностями барокко. Безупречный звук альбома обусловлен блестящей акустикой легендарного концертного зала Troy Savings Bank Music Hall.
CRUMB — «JINX»
Трудно представить себе лучший концепт для дебютного альбома, чем у Jinx. На протяжении 10 песен в оживленной 28-минутной среде разворачивается бруклинская инди-квартетная туманная история с завораживающей лирикой, перетекая в захватывающий псих-поп. Crumb создают музыку, которая звучит совершенно по-своему, во многом благодаря лиловому вокалу вокалистки. Благодаря пению одновременно с ритмом, доминирующим и подавленным, она притягивает слушателя все ближе, почти шепча над инструментами, которые одновременно гудят и заманивают, а когда раздаются потрескивания и щелчки, вырваться из власти этого альбома уже невозможно.
PETRIFIED DROPS — RAFT IN PLACIDITY
Сегодня найти достойный альбом в жанре фьюжн — задача почти неподъемная. К счастью, лейбл FANCYMUSIC решил эту проблему, выпустив дебютный альбом группы «Petrified Drops». Работая над релизом, музыканты экспериментировали с разными музыкальными стилями, стараясь сохранить эмоциональную наполненность и цельность каждой композиции. В проекте приняло участие огромное количество людей, привнёсших в музыку что-то своё. Каждый трек этого альбома — небольшой след жизненного пути исполнителей, имеющий свою внутреннюю историю. Как результат, под этот альбом можно очень качественно посидеть на подоконнике, смотря вдаль.
THE RACONTEURS — «HELP US STRANGE»
Кажется, есть только одно объяснение тому, почему известный гараж-бэнд вернулся после почти 11-летнего перерыва — они снова готовы веселиться. С первых тактов первого трека слышно, что настроение нового альбома является чрезвычайно игривым. В остальном, группа продолжает находить жизнеспособный путь для продолжения добычи фирменного звука детройтского гаражного рока.
DENIS KOZHUKHIN — GRIEG: LYRIC PIECES. MENDELSSOHN: LIEDER OHNE WORTE
В своем новом сольном альбоме звездный российский пианист Денис Кожухин представляет персональную и красочную коллекцию характеров, взятых из произведений «Песни без слов» Мендельсона и «Лирические пьесы» Эдварда Грига. Объединяя эти миниатюрные жемчужины от самых известных до редчайших, Кожухин демонстрирует яркий пример того, насколько обезоруживающе трогательной и пронзительной может быть простая песня или видение природы, запечатленное в звуке.
MADONNA — «MADAME X»
В 14-м альбоме легенда решила взять публику ритмами латино, рэп-звездами и политикой. Получилось неважно — однообразно и неинтересно. Но именно этим альбом и цепляет. Спустя много лет Мадонна вновь исповедуется, но на этот раз ей уже не интересно редактировать себя для массового потребления и радиоэфиров. Она наконец смогла позволить себе быть скучной. Так, несмотря на некоторые лирические ошибки, в этом альбоме вы услышите страстную и честную Мадонну, которая делает, что хочет, и никто уже не может ей возразить.
CHRISTOPHER JACOBSON, KAZUKI YAMADA — SAINT SAËNS, POULENC, WIDOR
Этот альбом обязателен к прослушиванию всем, кого чаруют звуки органа. Его монументальное и красочное звучание переплетается с мощью симфонического оркестра. Эта запись словно старается продемонстрировать всю палитру двух самых мощных музыкальных средств — через симфонию Сен-Санса, Концерт для органа, струнных и литавр Пуленка и Токкату из Симфонии № 5 для органа Шарля-Мари Видора.
ИИЛАЙ — «ИИЛАЙ МАСК»
Дебютный альбом основателя творческого объединения «Лейбл» Ильи Фоменко, известного как Иилай, — это современная танцевальная музыка с явным влиянием классического электро и EBM. 7 треков открывают новые грани мрачной, но в конечном счете жизнеутверждающей поэзии Ильи. Да и поклон неустаревающей Ирине Аллегровой и ее «Младшему лейтенанту» добавляет зловещности. Обложка сделана в нарочито DIY-манере, подчеркивающей глобальную значимость релиза для лейбла и артиста, отвергающих условности современного шоу-бизнеса.
GEORGE BENJAMIN — LESSONS IN LOVE AND VIOLENCE
Композитор Джордж Бенджамин сам дирижирует свою оперу. Одну из главных партий исполняет Барбара Ханниган. Почти полтора часа воспаленных, перверсивных желаний, пылкой страсти, разъедающих сомнений и болезненных отношений. Несколько лет премьера постановки этой оперы режиссером Кэти Митчелл в главном театре Лондона — Ковент-Гардене буквально взорвала музыкальный мир. Видеотрансляция того спектакля до сих пор бережно хранится и передается из рук в руки на просторах интернета, а теперь есть возможность насладиться качественным звучанием на официальном релизе.