Вновь редакция «Вашего досуга» собирает самый показательный хит-парад России. Пока все объявляют непрозрачные голосование и малопоказательные «выборы редакции», мы направились к студентам мехмата ведущего столичного ВУЗа, которые собрали статистику всех самых массовых стриминговых сервисов и музыкальных магазинов — Apple Music, Яндекс.Музыка, Vk и Youtube — и разработали специальный алгоритм, который позволил рассчитать, что именно Россия слушала в прошедшем сезоне.
Но на этом мы не остановились. Мы пригласили экспертов, которые с позиции «высокого искусства» знакомятся с популярным. В этот раз экспертами стали композитор Владимир Раннев и драматург Валерий Печейкин. Владимир — композитор, автор опер, камерной музыки и музыки к драматическим спектаклям, лауреат премии «Золотая маска». Валерий — куратор Гоголь-центра, драматург, сценарист, ведущий мастерской CWS.
Один знает все о музыке, другой — о тексте, и оба они, не без ужаса, реагируют на вкусы большинства россиян.
10 место: GAYAZOV$ BROTHER$ — «Увезите меня на Дип-хаус»
ВЛАДИМИР РАННЕВ:
Уголок провинциального инфантилизма – хочу того и сего, сделайте мне так и сяк, увезите туда и сюда. Музыкально все это хоть плохо, но не криминально — братья Гаязовы крепко держатся за надежные, проверенные сотнями танцполов, свадеб и корпоративов штампы, что создает общее впечатление пусть заурядной, но не стыдной для такого типа досуга продукции.
ВАЛЕРИЙ ПЕЧЕЙКИН:
Это песня про усталость. Идеальный трек для новогоднего корпоратива. Когда все «зае...». Когда все получили тринадцатую зарплату, но не успели получить подарки с алиэкспресса. Интересно, что песню исполняют два голоса: густой баритон и травестийный тенор. Оба как бы обращаются к телу и душе слушательницы. А она устала. Она хочет, чтобы просто #сказочноебали.
9 место: NЮ — «Веснушки»
ВЛАДИМИР РАННЕВ:
Становящийся модным в свете «московских дел» типаж — в самом соку мужчина, возможно даже брутальный, испытывающий при этом «нестерпимые моральные и физические страдания». Русский Вертер. Надтреснутый голос, вдохи с сипотцой, в тексте — то «свеча», то «сука», в сюжете — то «к сердцу прижмет», то «к черту пошлет». Все это под незамысловатый бит, в котором нет ничего от томлений духа исполнителя, а напротив — все как положено, все по уму.
ВАЛЕРИЙ ПЕЧЕЙКИН:
Типичная спермодрама. Но, в отличие от предыдущей песни лирический герой существует в социальном контексте: «По съёмным хатам вдвоем без бабла». В тексте есть даже религиозный мотив: «Как закончится ночь буду предан дважды». «Трижды» не подходило по рифме. Все остальное более чем ожидаемо. На половине песни, как сказал сам автор, «стало, сука, неинтересно».
8 место: Макс Корж — «2 типа людей»
ВАЛЕРИЙ ПЕЧЕЙКИН:
Педагогическая поэма: речь вожака к бета-самцам. Это ясно по обращению «юнец» к слушателю. Не случайно после прослушивания песни фейсбук предложил мне рекламу школы для мальчиков, где ребят учат «мужским качествам». Думаю, всю эту школу можно заменить этой песней и совместным походом в баню. Главное, как говорится, «не разорвись». Из хорошего: автор не воспользовался рифмой «людей-****** («разгульных женщин» — примечание редакции)», которая словно создана для этой песни. Но ее там нет.
ВЛАДИМИР РАННЕВ:
Человек силится понять, что к чему, и это хорошо. Но еще недопоняв, вываливает на голову какие-то железобетонные моральные императивы, предваряя каждый заклинанием «Запомни!». Учит жить. При этом, нескладушки в ритме и мелодии импонируют — солист как бы впотьмах нащупыввет ноты, как и несущиеся по их колее мысли, и, возможно — пусть не в этой песне, так в другой — доберется до понимания, что типов людей не два, а сильно больше, и что вся эта арифметика сложнее, чем считалочка до двух. И музыки требует тоже не двухкопеечной.
7 место: THRILL PILL, Егор Крид, MORGENSHTERN — «Грустная Песня»
ВАЛЕРИЙ ПЕЧЕЙКИН:
Это гимн для группы «Бабораб», где мужики обсуждают, какие все женщины плохие. И хотят они от лирического героя денег. В обмен на них герой предлагает «поработать в постели». Далее есть слова «Я кручу дерьмо прямо на постели». Признаюсь, что перверсивность этих наклонностей меня пугает. Вероятно, девушкам нелегко доставались их деньги. Их можно понять и простить.
ВЛАДИМИР РАННЕВ:
Никак не могу отнестись к центральной мысли песни — «каждая сука хочет денег» — как к критике нравов. Скорее, это проговариваение каких-то затаившихся в исполнителях проблем, с которыми обычно обращаются не к аудитории, а к психоаналитику. Трудно поверить в «сценический образ», если он доносится тупыми оскорблениями. Голос солиста – при всем этом выразительный и узнаваемый – как бы намекает на иронию. Но ирония — это когда Вертинский поет «разве можно от женщины требовать многого» и нам понятно, что сам он всерьез так не считает, и смешно даже объекту насмешки. А тут крепкая вроде музыкально вещь, все по-своему незаурядно, но как-то неловко за невоспитанных ребят – ну найдите себе хороших девушек и пойте про них.
6 место: Miko — «Девочка в тренде»
ВЛАДИМИР РАННЕВ:
Виртуозный в своем жанре текст, емкий и, как раньще говорили, «жизненный» образ героини, музыкально все грамотно, хотя и не слишком оригинально. Но главное — все очень удачно склеивается, и трек получается одновременно насмешливым и человечным. Текущая клубная и соцсетевая реальность воспета с правильным — критическим, но в целом дружелюбным — акцентом. Под эту песню можно и танцевать, и грустить.
ВАЛЕРИЙ ПЕЧЕЙКИН:
Тематика почти всех песен сводится к торговле, предмет которой — половой акт. Если в предыдущем сочинении автор требует полового акта в обмен на деньги, то здесь герой предлагает бесплатно, потому что по любви. Кроме того, это песня о том, что скоро приложение тик-ток захватит весь мир, вытеснив инстаграм и фейсбук. И нам придется передавать друг другу сообщения танцем. Но плохо ли это? Ницше говорил, что готов поверить только в такого бога, который умеет танцевать.
5 место: JONY — «Комета»
ВЛАДИМИР РАННЕВ:
Что-то родственное «Веснушкам» на 8 месте, но сильно поприличней — без соли на ране и разговора навзрыд. Тема та же — неразделенное чувство, неутоленное желание, но тут это вполне сносная мелодрама, в которую как-то неожиданно по-свойски вплетается стихотворение Пушкина. И ничего — не раздражает. Вообще, раньше такие песни были «медляками», ведь трудно сочувствовать тоскующему взрослому мужчине, энергично танцуя. А теперь, видимо, не трудно.
ВАЛЕРИЙ ПЕЧЕЙКИН:
Автор начинает песню рифмами «комета-пистолета» и внезапно срывается на Пушкина. «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя…» Почему это здесь? Зачем? Понять это совершенно нельзя. Но, возможно, нам рассказана драма иного века, а именно — девятнадцатого. Тогда в упомянутом «дуле пистолета» становится виден Дантес, а против него сам Пушкин! Также, возможно, здесь зашифровано имя итальянского художника Микеланджело Пистолетто, или российского порно-актера Александра Пистолетова.
4 место: NILETTO — «Любимка»
ВЛАДИМИР РАННЕВ:
Можно было бы сравнить с «Девочкой в тренде» с 6 места, если бы солист не задался целью проглотить половину от каждого слова, а оставшееся произносить словно на виражах «американских горок». Музыка отсылает к дискотекам 90-х, точнее — к Шуре, только не с пятью, а максимум с тремя звездами. В целом – скучно.
ВАЛЕРИЙ ПЕЧЕЙКИН:
«Любимка» — одно из самых страшных слов в русском языке. Однажды я увидел его на телефоне у парня в метро. В вотсапе он отправлял сообщение «Любимке»: «Скоро буду, малышка». С тех пор я не могу забыть это слово: оно стало для меня ужасом любви. Хуже только, когда в банке говорят «вам еще не поступили денежки». Наверное, это худший текст из всей подборки. Пау, пау, пау...
3 место: SAINt JHN — «Roses (Imanbek Remix)»
ВАЛЕРИЙ ПЕЧЕЙКИН:
Слова, вроде, страстные, а музыка нет. Автор использует тройное отрицание «And I know you won't tell nobody nothing». Этот трек убедил меня в том, что российская поп-музыка находится на том же уровне, что и мировая. На дне.
ВЛАДИМИР РАННЕВ:
Это уже и на две звезды едва дотягивает. Похоже на демо какой-то библиотеки сэмплов — вот такой никакой бит и вот такой никакой голос, поющий нечто на никаком языке. Слушать это можно разве что в такси, перемещаясь из ресторана в бар или из бара в веселые гости, успев уже хорошенько принять.
2 место: FILV, Edmofo — «Clandestina»
ВЛАДИМИР РАННЕВ:
Все очень стильно сделано, как бы под ретро-шансон, но современно. Красивая задушевная песня, в которой есть вся нега французской эстрады от Эдит Пиаф до Патрисии Каас. Но без подражания, как-то по-своему.
ВАЛЕРИЙ ПЕЧЕЙКИН:
Песня о наркотиках. Наркотики, конечно, зло. Но песня красивая. Лучше только «If you want to win Take heroin» у Tiger Lilies. По сюжету это монолог нелегалки в Майами, потерявшей семью из-за кокаина. Что-то такое, насколько я понял. Но это единственная песня из списка, где настроение передается музыкой. Здесь есть музыка.
1 место: Tones and I — «Dance Monkey»
ВЛАДИМИР РАННЕВ:
Эта песня частенько доносится из комнаты моей 11-летней дочери. Относится она к ней правильно — с иронией: «Дурацкая, конечно, но мне нравится». Скорее не дурацкая, а дурашливая, и есть в этом свое обаяние. Из аналогов в моем детстве — «И девочка та, и тот паренек из школьного оркестра» Пугачевой. Вещь для раннеподрастковой аудитории, но не оттолкнет и слушателей постарше. Меня, например.
ВАЛЕРИЙ ПЕЧЕЙКИН:
Героиня предлагает герою закружить ее в танце, в котором она будет плясать как обезьянка. И текст и музыка замечательны тем, что описывают мир обезьян, научившихся говорить. Если в дневниках автора будет найдено признание, что песня сочинена после посещения зоопарка, то я совсем не удивлюсь.
ГРАН-ПРИ: Zivert — «Credo»
Эту песню прослушали такое количество раз, что она лидировала с колоссальным отрывом, почти в 10 раз превосходя первое место.
ВЛАДИМИР РАННЕВ:
Очень похоже на «Любимку» с 4 места, но сделано крепко, профессионально. Текст нестыдный, слегка морализаторский, но сильно не давит. Хотя вещь и вторичная, без выдумки, проходная, но не все же в нашей жизни обязано быть откровением. Есть в ней место и трекам для «просто потанцевать» или поддержать битом утреннюю пробежку, долгое путешествие за рулем. В общем, песня как пенся.
ВАЛЕРИЙ ПЕЧЕЙКИН:
Это песня для конца вечеринки. Для тех, кто остался без партнера и сидит на краю стола, глядя на холодное оливье. Содержательная часть сводится к словам из «Соляриса»: человеку нужен человек. Ну а про «бабочки эффект» сюда добавлено для красоты и рифмы. Красота красивая, а рифма плохая. Популярность этой песни говорит о том, что одиночество в нашей стране не удалось победить. Хотя мы и страна-победитель.
ВЫБОР РЕДАКЦИИ: Billie Eilish — «everything i wanted»
Глупо было бы не воспользоваться служебным положением и не предложить нашим экспертам прокоментировать трек, который взволновал осенью нашу редакцию.
ВЛАДИМИР РАННЕВ:
Задушевное бормотание, прилипнув губами к микрофону. Уверенность в том, что сейчас как подойду, как возьму за душу, и ты мой. Но что-то тут недокручено и песня выдает фальшь, наигранность. Скругленная, с затертыми выступами, мелодия, электроорганный тембр под старый Хэммонд и полунашептывание откровений как бы только тебе на ушко — все это слишком грамотно, стерильно сделано, точнее подделано, и не трогает, а наоборот — отталкивает.
ВАЛЕРИЙ ПЕЧЕЙКИН:
Слушать Билли Айлиш в конце этого чудовищного списка — большая радость. Слышно, что Айлиш не только исполнительница, но и автор(ка) песен. И очень талантливая. Песня о том, как хорошо иметь рядом с собой хорошего парня (брата исполнительницы). Все хотят такого. А еще послушайте, как Vitamin Quartet сыграл ее песню про плохого парня (Bad Guy). Интересно услышать, что академические музыканты расслышали в эмо-попе. И пародию YanGo посмотрите. И еще напомню, что Билли Айлиш едва исполнится в этом году 18 лет. Пожелаем ей здоровья!