Композитор Антон Светличный сравнил две песни на мотив хита «Три счастливых дня» — Аллы Пугачевой и Жанны Агузаровой. Нам же остается только добавить, что музыка этой песни принадлежит авторству Пугачевой, а Агузарова исполняла ее, когда находилась под продюссированием Примадонны.

Наглядный пример, как аранжировка и вообще детали влияют на смысл и, скажем, эстетическое качество продукта. Вот смотрите, две одинаковые музыки — Пугачева с Резником сначала сочинили песню для Агузаровой, а потом забрали обратно себе. Поскольку поют разные люди с разной целью, пространство трека искривляется под эту цель « идеальный материал для сравнения. Пугачева делает хит для «широкой публики», а Агузаровой, кажется, вообще плевать на зрителя, она свои внутренние заморочки выговаривает.

Пугачева — «Три счастливых дня»

У Пугачевой в результате выходит китчевый протошансон — пипл его, конечно, прекрасно хавает и просит добавки, но относиться к этому всерьез совершенно невозможно.

Например, там гармонический язык плавает, куски не стыкуются друг с другом стилистически. Во вступлении слышен явный западный adult contemporary 80-х (строгая диатоника, аккорды с надстройками и даже slash chords, флейта пана и чистая гитара в аранжировке). Такой Джордж Майкл, куда-то в ту сторону, все романтические баллады сразу. Но начинается куплет — и нас вихрем уносит в советский (или брайтонский) ресторан. Отклонение через II-V в субдоминанту - и все, приплыли в лужу, из-под маски Уитни Хьюстон показывается Люба, прстгспд, Успенская.

Со второй половины куплета вползает еще и Игорь Крутой и приносит свой дешевый пафосный рояль. Причем дальше его будет только больше, в припеве по максимуму, а в ключевых местах он еще и голос дублирует, будто ему клавир оперы Пуччини утром показали. И каденция в конце припева — тупая-тупая, шаблонная-шаблонная, как в задаче по гармонии.

Агузарова — «В городе моем»

Переходим к версии Агузаровой — и вдруг оказывается, что из этого же материала можно сделать почти приличную музыку.

Надо написать другой текст — более мрачный и определенный, не сглаживающий, а обостряющий историю и эмоции (придешь — велкам, а не придешь — забуду; в пугачевской версии этой резкости не осталось и следа). Вместо разливанной романтики — темный нуарный свинг. Взамен рояля — панковские расстроенные гитары. Там вообще вместо Крутого в гости на студию зашел, похоже, Курт Кобейн, поиграл, и еще и подпел немного.

Взамен размазывающих гармонический стиль в соплю отклонений и типовых каденций по ГОСТу — блюзовый квадрат в соло и редукция сетки до возможного минимума в остальных местах. Плюс цитаты из Джеймса Бонда. Взамен Любы Успенской — отвязный марсианский вокал (см. особенно конец второго припева и дальше соло).

Результат:

Вариант Агузаровой, как ни странно, вполне можно слушать (не то что это прямо шедевр, но некая целостность присутствует, и какая-то живая душа по ту сторону микрофона), а после Пугачевой хочется помыть уши с мылом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: