«Ваш досуг» продолжает следить за вкусами большинства россиян и составлять самый непредвзятый музыкальный хит-парад. Пока все объявляют непрозрачные голосования и мало показательные «выборы редакции», мы направились к студентам мехмата ведущего столичного ВУЗа, которые собрали статистику всех самых массовых стриминговых сервисов и музыкальных магазинов — Apple Music, Яндекс.Музыка, Vk и Youtube — и разработали специальный алгоритм, который позволил рассчитать, что именно Россия слушала в прошедшем сезоне. 

На этом мы не остановились и традиционно пригласили экспертов, которые с позиции «высокого искусства» знакомятся с популярным и пытаются его понять. В этот раз экспертами стали композитор Антон Светличный и драматург Юлия Поспелова. Он знает все о музыке, она — о тексте. Оба они вызвались погрузиться в пучину ада и прокоментировать вкусы большинства россиян.

10 МЕСТО: IOWA — «В ТАНЦЕ»

ЮЛИЯ ПОСПЕЛОВА:
В этой песне есть три вопроса, которые давно нашу страну волнуют: кто виноват, что делать и почему помялось платье. IOWA так же, как и страна, не может ответить на третий вопрос. Но зато она знает ответ на первые два. Виноват, понятно, мотылек. А что делать? Стой! Стой! В танце! Давай влюбляться! Снова, снова, снова! В танце! Давай влюбляться! Влюбляться! Влюбляться! В танце! Давай влюбляться! Снова, снова, снова! В танце! Давай влюбляться! Влюбляться! Влюбляться! Танцуй!

АНТОН СВЕТЛИЧНЫЙ:
Танцевальный поп, сочиненный как танцевальный поп. Гитарное интро неожиданно лирическое и отсылает то ли к Пярту (Pari intervallo), то ли к стандарту All The Things You Are — но на самом деле нет; скорее уж к The XX (Angels), киносаундтрекам и неоклассике. Припев собран не из мелодических хуков (вокальная линия довольно невзрачна), а, скорее, из ритмической ямы, медных труб и агрессивно-истерических скачущих интонаций. Слово «влюбляться» пропевается с некоторым даже наездом. Слово «танцуй» в самом конце трека удивляет манерно капризной подачей. Вообще, если вслушаться, то хочется не танцевать, а наоборот, остановиться и предложить лирической героине сеанс у психолога; кажется, она слегка не в адеквате. 

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Вы же так звучали, как никто, а сейчас как все... Зачем?».

9 МЕСТО: ТИМА БЕЛОРУССКИХ — «ОДУВАНЧИК»

ЮЛИЯ ПОСПЕЛОВА:
Наша страна всегда верила в идею всеобщего спасения и счастливый завтрашний день. Был и Петр I с европейским проектом, и Екатерина II с византийским, и большевики с коммунистическим. Тима Белорусских нашу страну прекрасно понимает. Так иногда хочется пропеть кому-то: «Унеси меня в наш завтрашний день, подари мне разноцветные краски, я зарисую на твоём лице тень и дорисую только яркие маски. Унеси меня с собой насовсем, закрывай своей рукой от снега с дождями, прижимай меня ладошкой к себе, обещай, что меня никто никогда не раздавит, даже если всё очень плохо».

АНТОН СВЕТЛИЧНЫЙ:
Не знаю, для чего вам эта информация, но на белорусском он зовется Цiма, в сниппете к выходу альбома носит дачную шапку, как у товарища из клипа «Тает лед» (или Снусмумрика), а в интернете ценится комментаторами за тексты «без грязи, фальши, пошлости». Сниппет, кстати, показывает, что трек сразу планировался как один из хитов на будущем альбоме — ну и вот.

Тут песня как раз опирается в основном на выразительность мелодии. Кроме нее заметны:

  • голос, тембром и манерой немножко напоминающий Ивана Дорна;
  • прикольно извивающийся бас в куплете;
  • натуральный минор, до какой-то степени освежающий самую типичную на свете гармоническую сетку I-VI-IV-V;
  • постоянные небольшие изменения в каждом новом квадрате аранжировки — то аккордик заменим, то переставим пару других местами, то такты вклеим, то рояль смешаем с органом; снять отсюда структуру детально будет сложнее, чем кажется на первый взгляд;
  • инди-танцевальный грув всю дорогу.

Если сравнить «Одуванчик» с треком, который оказался на четвертом месте хит-парада, можно услышать, как один и тот же (а он реально один и тот же) рисунок барабанов меняет свой характер под влиянием различий в окружении. Тут все сделано проще и грубее — не дизайнерская мебель из непостижимых уму материалов, а деревянная табуретка, крепко сбитая и в своем роде вполне, между прочим, эффективная.

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Почему ты поёшь про любовь??? Нет, мне нравится, просто интересно».

8 МЕСТО: MIYAGI & ANDY PANDA — KOSANDRA

ЮЛИЯ ПОСПЕЛОВА:
В этом тексте есть загадки, процесс разгадывания которых завораживает. Гугл исправляет последнюю букву в слове «падра» на «е» и объясняет мне, кто такой падре. Падре — это священник или монах в Италии, Испании, Португалии, Латинской Америке; любой священник в Индии. Не туда. «Моя дикая Касандра, игривая падра». В таком контексте падра — это какая-то дикая кошка (пума или пантера). Скорее пантера. Черная, блестящая, опасная, которая, как песня Мияги и Энди, очень медленно подкрадывается к тебе и сжирает, придерживая мягкими лапами с острыми когтями. А еще мне нравится представлять, как аллегории съедают пиратов. И как время табунами лошадиных сил ломилось умирать. Пока писала, нашелся добрый человек, объяснивший, что Косандра – это косяк марихуаны, а падра – это подруга. Так не интересно.

АНТОН СВЕТЛИЧНЫЙ:
У меня есть один знакомый, который тоже делает биты, что-то, кажется, покуривает, шлет всем послания добра и любви и пишет дичайше косноязычные тексты. Правда, он не так известен — но кто знает, что нас дальше ждет. Еще одно доказательство, что смысл слов в песне не имеет никакого значения. Конкретно здесь гораздо важнее выровненный ритм и артикуляция — и то, что голос благодаря этому превращается в такой хитрый квази-барабан. А про что он там себе стучит и чем окружен (хип-хоповый бит, сдержанная по краскам аранжировка) — не все ли вам равно? Комментаторы на youtube кстати дружно благодарят авторов за тексты без телок, понтов, наркотиков итд. Лейбл Black Star, Тимати и Егор Крид, кажется, утверждаются в статусе воплощенного зла (бабла), а здесь у нас, значит, противостоящее им добро. Типа.

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«С*** п****ц как нравитса только услишал и скачал топ лайк сменя!!!!!!!!»

7 МЕСТО: BILLIE EILISH — NO TIME TO DIE

ЮЛИЯ ПОСПЕЛОВА:
В каком-то интервью Билли Айлиш сказала, что все свои песни записывает не в студии, а в крохотной спальне брата. Когда слушаешь ее песни, кажется, что спальня брата в момент записи взлетает в космос. И летит среди звезд кровать, покрытая полосатым покрывалом, и чашка с недопитым кофе, и детские фотографии в рамочках.

АНТОН СВЕТЛИЧНЫЙ:
Безусловный гений был тот, кто придумал Джеймсу Бонду исходный саунд-дизайн. Сердитая гитара с легким перегрузом, резкий медный саунд мейнстримного бигбенда, угловатые мотивы с широкими скачками, хроматизм от 5 ступени вверх и обратно, аккорд 69 в миноре. Эталонный пример как из ничейного, всем принадлежащего материала собрать уникальный аудиобренд, который даже не особо стерся от тиражирования. Но Бонд-песням рядом с титульной темой почему-то тяжело. Как-то пресно они обычно звучат, чего-то им не хватает — то ли гармония простовата, то ли как-то слишком приземленно все, но чаще не взлетает, не хотят эти же буквы собираться по-новому в другое слово. Ну вот Skyfall, да. Может, еще Tomorrow Never Dies. Пара других более-менее удачных. И Radiohead надо было брать вместо Сэма Смита, как по мне. И всё.

А что здесь? Здесь авторы решили не взлетать, а наоборот — окапываться. Песня страшно камерная, углубленная внутрь себя, как поза эмбриона. Приглушенный рояль, приглушенные ударные, приглушенная гитара (а это, на секундочку, Джонни Марр), даже скрипки во втором куплете — и те приглушенные. Спето будто тебе прямо в ухо. Мощь и пафос сведены до минимума (хотя это, на минуточку, Циммер). Никаких резких контрастов, вообще ничего острого — чтобы случайно себя не порезать, вероятно. При этом какие-то жутковатые металлические скрипы, причем сохраняемые и в лайв-версиях (т.е. чем-то им важные). Если песни должны обобщенно передавать настроение франшизы, то здесь не просто «обстановка в мире тревожная, но спецслужбы ее Величества стоически и не без лоска преодолевают трудности» — это уже чистая паника. Бонду очевидно нехорошо и хочется спрятаться ото всех в норку. Кажется, в реальности оно примерно так и есть.

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Боже, как же она кричит 3:21 мурашки по коже».

6 МЕСТО: 2МАШИ — «СПАСИБО»

ЮЛИЯ ПОСПЕЛОВА:
Выражать благодарность в стихах и песнях – традиция. Лермонтов: «За все, за все тебя благодарю я: за тайные мучения страстей, за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов и клевету друзей…». Цветаева: «Спасибо вам и сердцем и душой за то, что вы меня не зная сами, так любите за мой ночной покой…». Боярский: «Спасибо за день, спасибо за ночь, спасибо за сына и за дочь…». Земфира: За эти слезы, чистые как снег, спасибо! За миллиарды человек, спасибо!». Две Маши: «За все, что было между нами – спасибо, все это было очень красиво…». 

АНТОН СВЕТЛИЧНЫЙ:
Смесь испано-латинской гитары, чего-то восточного дудук-стайл, цыганского хора, рэпчика про нещастную любовь, бита с синкопированной бочкой и уже названного тремя песнями ранее гармонического оборота, который, кажется, пора бы законодательно запретить лет на двадцать. Т.е. максимально возможно типовой набор компонентов, скоро такие будут в магазинах лежать на полке между быстрозамороженной едой и мебелью из ИКЕИ. Песня «собери меня сам», хит по ГОСТу. На первых же секундах ютуб предлагает послушать Ирину Дубцову — ну да, это примерно в ту же сторону. Текст проваливает «инстаграм-тест» на попсу, рекомендованную лучшими (зачеркнуто: собаководами) маркетологами. Маркер простой: если в стихах упоминается инстаграм, значит текст говно. Что мы и наблюдаем: этот холодный город, сердце, согреться, все было так красиво, почему мы не ценили итд. Можно, конечно, похвалить людей за умение всерьез генерировать продукт, составленный из стертых до дыр идиом — но больше хвалить особо не за что.

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Пока писал коммент, что трек х***я, он мне понравился».

5 МЕСТО: MORGENSHTERN, ВИТЯ АК — «РАТАТАТАТА»

ЮЛИЯ ПОСПЕЛОВА: 
Ра-та-та-та-та-та-та-та-та-та-та-та. Ра-та-та-та-та-та-та-та-та-та-та-та. Ра-та-та-та-та-та-та-та-та-та-та-та-та. Та-та-та -та-та-та-та-та (е!).

АНТОН СВЕТЛИЧНЫЙ:
Скажем так, это не худшее, на что идут люди, ради популярности или денег. Есть еще телепередачи, где надо есть живых насекомых. Тут еще в сущности есть, о чем поговорить, даже если не обсуждать личность и поступки самого Моргенштерна (а в основном фрик-шоу и обсуждают, конечно). Например, у песни внезапно совершенно классическая форма, трехчастная со вступлением и кодой. Вряд ли это специально, впрочем — просто остальные куплеты решили не сочинять. Там вообще эстетика балансирует между минимализмом и другим — тоже измом, но поху. Мелодия умудряется добывать злющий грув декалитрами из ровно двух звуков. Бит элементарный и толком не меняется, вообще трек звучит как черновое демо (качает при этом, правда, будь здоров). В читке идеи последовательно отбрасываются после пары строчек. Есть намек на дисс, но непонятно, в чью сторону, и заканчивается, не начавшись — просто клише такое, дань традиции. Даже «ратата» уже не раз было — из недавнего, например, очевидный Rockstar (Post Malone). Т.е. люди талантливые, но не очень напрягались. ТрешачокЪ. Стоит ли это слушать? Ну, у нас же сейчас типа постирония и метамодерн, разрешено слушать во-первых что угодно и в третьих 3) что ты мне зделаеш я в другмо городе.

Но честно говоря, я с трудом себе представляю, чтобы нормально развивающийся человек в возрасте, скажем, старше 25 добровольно бы слушал это больше одного раза. С другой стороны, много ли вы знаете вокруг себя нормальных людей?

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Тра-та-та, тра-та-та, мы везём с собой кота!»

4 МЕСТО: THE WEEKND — BLINDING LIGHTS

ЮЛИЯ ПОСПЕЛОВА:
Ночь. Одинокая машина мчится по пустынному шоссе. Свет фонарей сливается в одну линию. Мигающие оранжевым светофоры, неуютные пустые супермаркеты, дома с потухшими окнами. Город спит.  Нью-Йорк спит, Лос-Анджелес спит, Москва спит, Нижний Новгород спит, Вышний Волочек спит, Омск, Курган, Южно-Сахалинск. И только одинокая машина мчится по пустынному шоссе. Свет фонарей в одну линию, оранжевые светофоры, неуютные «Пятёрочки» и «Магниты» вдоль шоссе, пятиэтажки с потухшими окнами. Одинокий водитель из Кургана (Южно-Сахалинска, Омска, Вышнего Волочка) слушает «Blinding Lights», грустно смотрит в ночь через лобовое стекло своей  машины и говорит «город холоден и пуст (о!). Никого нет рядом, чтобы судить меня». 

АНТОН СВЕТЛИЧНЫЙ:
Классический студийный форматный продукт. Три продюсера (включая, между прочим, Макса Мартина), пять райтеров. Гармоническая сетка с движением против естественного тяготения (все фанатеют от negative harmony) и ротацией внутри квадрата. Хипстерский танцевальный бит (родом примерно из Take On Me, как и инструментальный проигрыш). Полностью синтетический саунд над ним. Нет вообще ни одного тембра с традиционными акустическими прототипами — Штокхаузен периода ранней кельнской электроники был бы доволен. Сначала даже удивительно, что человеческий вокал настолько хорошо сюда вписывается — но потом понимаешь, что скрипки или рояли, в общем-то, не менее искусственные конструкции, чем драм-машины и модульные синтезаторы. Человек вписывается везде.

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Русские залайкайте мой комент пусть все иностранцы думают что здесь написано что то крутое» (3 лайка).

3 МЕСТО: ZIVERT — «ЯТЛ»

ЮЛИЯ ПОСПЕЛОВА:
Если о чувствах залпом, 
То ты не случайно невесом.
Это как аттракцион на всю жизнь, 
Кто живёт головой, 
Тот проехал как-то станцию «Любовь»,
Но та искра внутри 
Никогда не догорит, 
Я тебя люблю, я тебя люблю.

Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…

АНТОН СВЕТЛИЧНЫЙ:
ЯТЛ? Ядовитые тараканы Луизианы? Японские теплокровные лягушки? Якорный тормоз ленточный? Ягодно-творожная лазанья? Интересно, что видеоряд к песне про любовь — исключительно финансово обеспеченная молодежь модельной внешности, живущая без особых забот. Море, пальмы, машины, большие светлые дома, дорогие аутфиты, спорт, развлечения. Жизнь как вечный праздник. Про музыку я не придумал, что сказать. Найдите любой обучающий курс «Как создать клубный трек» и изучите тщательно, там есть всё, что нужно, до мельчайших деталей.

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«С*** поживите в бедности. Когда нечего есть. Тоже мне нашли проблему».

2 МЕСТО: ARTIK & ASTI — «ДЕВОЧКА, ТАНЦУЙ»

ЮЛИЯ ПОСПЕЛОВА:
Если бы Татьяна жила сегодня, она бы надевала каблуки не для Онегина, отвергнувшего ее в молодости, а для своего мужа — «толстого генерала», изувеченного в сраженьях («Я вас люблю, к чему лукавить? Но я другому отдана и буду век ему верна»). А когда Онегин, спустя много лет, увидел бы ее в одном из московских клубов (случайная встреча, он просто зашел выпить после  работы), увидел бы ее повзрослевшую, похорошевшую, и влюбился бы, и стал атаковать любовными эсэмэсками, она бы «не отвечала на звонки — в душе цунами, она — та, кто не возьмёт трубку, даже если трясёт. Воспоминания по кругу (сад, скамейка). Да пошло оно к чёрту всё! Номер его в блок. В инстаграме в бан. Он явно не тот, кто был богом дан, а в душе зима, снегом замело, этой ночью не до сна, но ему назло. Дальше слова няни: «Девочка, танцуй, всё пройдёт так скоро, разгоняй тоску, он того не стоит. Девочка, кружи, в танце с этой болью, выжигая чувства крепким алкоголем». Дальше слова Татьяны: «Выпьем, няня, где же кружка?».

АНТОН СВЕТЛИЧНЫЙ:
Вы думали, у нас на шестом месте был рассадник штампов? Забудьте. Инстаграм-датчики снова отчаянно зашкаливают. В душе зима, эта боль, крепкий алкоголь, ночью не до сна, никто не любил его как ты, как в черно-белом кино, завтра будет солнце, сердце в осколки. Аж зубы сводит. Аккорды снова Те Самые. «Спасибо», «Credo», «Грустный дэнс», «Ты так красива», «Город-сказка», «Широка река», «Моя игра» — все в одну калитку. Не хочется повторяться, но что поделать, если они других цифровок будто не знают? Аранжировка тоже — вы ведь не успели далеко убрать обучалку из предыдущего пункта? Вот и не убирайте, тут ровно такое же.

Позитивных моментов два. Первый — в припеве слезный надрыв достигает прямо серьезных величин, будто в солистку вселилась Таня Буланова. Не знаю, стоит ли завидовать людям, которые способны во все эти токсичные паттерны отношений вживаться и переживать их всерьез — но, во всяком случае, продается это прекрасно. А второй — клип в середине внезапно цитирует классический перформанс Марины Абрамович с ножом и пальцами. Это всяко неплохо — глядишь, кто-нибудь и до оригинала доберется.

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Такое ощущение, будто у нас один ***** («чудак» — прим. редакции) на всех...»

1 МЕСТО: ТАЙПАН, AGUNDA — «ЛУНА НЕ ЗНАЕТ ПУТИ»

ЮЛИЯ ПОСПЕЛОВА:
На протяжении многих веков главными в европейском мире были белые гетеросексуальные мужчины. Билли Айлиш на момент записи ее первого суперхита «Ocean Eyes» было шестнадцать. Агунде шестнадцать сейчас. Мне нравится мир, в котором рулят шестнадцатилетние девочки. 

АНТОН СВЕТЛИЧНЫЙ:
Мне кажется, здесь нечего комментировать. Школьница написала стихи, как сумела. Получилось невнятное подобие притчи, луна там, солнце, звезды, ключи от всех дверей, густые переносные смыслы, за которыми не стоит никакой прямой. Симулякр. Пацаны набили музон тоже как смогли. Получился кустарный кавказ-дэнс (впрочем, он всегда кустарный). Уровень что текста, что музыки ниже всякой критики. Если нынешним российским школьникам это всерьез нравится (а оно нравится) — с нашей системой образования что-то не так и мы в большой беде. То и другое, впрочем, не новость. В 16 лет возраст уже должен переставать быть индульгенцией. 16 лет — это, извините, Грета Тунберг (как к ней ни относись) на трибуне ООН. Понятно, никто не требует от всех и каждого попадать на обложки, но способность ясно формулировать хоть какие-то мысли уже пора бы приобрести.

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Каждый человек может послушать эту песню, но поймёт эту песню только тот, кому эта песня вольётся в душу».

ГРАН-ПРИ: МЭВЛ — «ПАТАМУШКА»

Этот трек прослушали почти в 10 раз больше, чем трек с первого места.

ЮЛИЯ ПОСПЕЛОВА:
Мир, в котором хит-парад возглавляет песня под названием «Патамушка», населен светлыми человечками, любимками, зайками, котиками и солнышками. На завтрак в этом мире едят кашку с маслицем, на обед супик, на ужин мяско с макарошками. Если останутся силы на десерт: чаёк с печенюшками или мороженко. Если в этом мире происходит что-то хорошее – это так няшно:))), если плохое – печалька:(((

АНТОН СВЕТЛИЧНЫЙ:
Свадьба-стайл. Баян. Вокальные приемы из народного хора. Отчетливо сконструированная сюсюкающая улыбка в голосе всю дорогу. Солист будто из советских мультиков про какого-нибудь зайца (реинкарнация Клары Румяновой?) или там из Ералашей. Вообще это довольно поразительная вещь — контент вроде для подростков, но по невербальным параметрам сделан как детский.

ЛУЧШИЕ КОММЕНТАРИИ С YOUTUBE:
«Сосед позвонил в 3 часа ночи, попросил сделать громче».
«Если Читаешь Это, Пусть ваши родные живут вечно а вы проживёте жизнь счастливо».
«Тимати вытащил песню своим отсуствием».
«Жду школьников с колонками под окнами».
«Слушать здесь, это стоит всего 1 лайк».

ТРЕК ОТ РЕДАКЦИИ: KATIE GATELY — WALTZ

Редакция «Вашего досуга» не могла не воспользоваться служебным положением и не предложить нашим экспертам прокоментировать трек, который мы особенно активно слушали минувшей зимой.

ЮЛИЯ ПОСПЕЛОВА:
Скажу словами двух Маш: «Спасибо, все это было очень красиво». Без иронии, правда, очень красивая песня. 

АНТОН СВЕТЛИЧНЫЙ:
Это, конечно, круче в сто раз, чем весь остальной список. Вальс не как романтическое кружение, а как мрачная утяжеленная пульсация — отличная идея. Приходит на ум скерцо 9 симфонии Брукнера и прочее в таком же духе — хороший ассоциативный ряд музыка задает, мне нравится.

После пары минут, правда, зачем-то начинается нормальная аккордовая сетка, а ритмика становится больше похожа на вальс в обычном смысле слова — это неудачно, это снижает планку. Ты же умеешь в шумы, писки, стуки, detune дроны, сложные расфокусированные текстуры — зачем тебе эта устаревшая жанровая и гармоническая выразительность, она даже как символ психоза не работает, у тебя и без нее все сложнее и жизнеспособней, а тут доминанты какие-то и блюзовые звукоряды, брр.

В качестве еще одной ассоциации — песня из «Короля Артура» Гая Ричи. Кино критики разнесли — но оно, на самом деле, не настолько плохое, оглушительного провала не заслуживало, а саундтрек там и вовсе блестящий. По конструкции чем-то похоже — фолковый в основе вокал, гармоническая статика, детюн и увесистая шумовая перкуссия. Но структура выдержана гораздо четче (и поэтому, мне кажется, работает даже еще лучше).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: