Редакция «Вашего досуга» продолжает знакомиться со вкусами большинства россиян. Наш традиционный, сезонный хит-парад составлен не на основе предвзятых голосований. Мы обратились к студентам-математикам ведущих московских ВУЗов, которые проанализировали статистику самых распространенных стриминговых сервисов (Apple Music, Яндекс.Музыка, YouTube Music и Vk), рассчитали поправочные коэффициенты (учитывается динамика прослушиваний, сделана поправка на дату релиза) и составили объективный ТОП-10. Из него мы убрали несколько треков, с которыми знакомились в предыдущем материале. А результат — дали послушать представителям «высокой культуры», драматургу Марте Райцес и академическому композитору Кириллу Широкову, попросив их каким угодно образом оценить услышанное.

Марта — драматург, основатель и методист проекта «Книжный гид», организатор литературных фестивалей и автор книги «Читательский дневник» — знает все о текстах и драматургии. Кирилл — композитор, импровизатор, поэт, автор около 150 сочинений (в том числе текстовых партитур, опер, оркестровой, камерной, вокальной и объектной музыки) — знает все о музыке, а его лучшие альбомы вы можете послушать тут, тут, тут и тут. Оба приглашенных эксперта героически делятся своими впечатлениями от вкуса большинства россиян.

10 МЕСТО: ЛЕША СВИК — «ТОРНАДО»

КИРИЛЛ ШИРОКОВ: Тяжёлый бас и плотные, но прозрачные ударные сбивают гитарно-клавишный эмбиент вступления. Далее первый вариант аранжировки соперничает и сотрудничает со вторым, видимо, как драматический субъект песни — с присвоенным им в качестве болящего alter ego другим/другой. Повторяющийся катабасис символизирует необратимость исходного события, а финальное гитарное соло, сопровождаемое, можно сказать, криком героя — продолжение трагического жизненного пути. Плотный плачущий тембр солиста вместе со сдавленной артикуляцией усиливает эффект до гротескового. Мелодия и гармония стандартны. 

К слову, объединение «я» и «другого» в одном расслоенном субъекте, возможно, прорыв в такой реальности, где концепт «я» почти утрачен, а «другой» тиражирован до исчезновения значения.

МАРТА РАЙЦЕС: Поток сознания, в котором, «не вернуть слова, они как птицы улетают». Ну и «торнадо», «раны», «звезды», «ужас»... Не важно что петь, когда ты в Нирване. Понятная и пока не общеупотебимая метафора «Сносишь, как первый затяг» оседает в легких дымком ностальгии. Еще в 2016 году по цифрам ВОЗ наркотики в России попробовали 18 миллионов россиян. Какое знакомое чувство.

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Такие песни слушать с бутылкой водяры после расстования» (FaraonGamer).

9 МЕСТО: ОЛЕГ КЕНЗОВ — «ПО КАЙФУ»

КИРИЛЛ ШИРОКОВ: Трек без сбоев с простым набором средств: обыкновенный мелодизм, плоский рэп, соло зурны, незначительные вариации тембра голоса. Внешние (смартфон и проч.) звуки могли бы стать интересным доп. материалом, но функционируют здесь как обслуживающие. Это собрано в образе постмаскулинного мачо, он проработан фрагментарно, поэтому — язык из прошлого. 

Песня, чтобы слегка акцентировать (или развеять) неспешную изоляционистскую тоску по корпоративным вечеринкам и новому опыту.

МАРТА РАЙЦЕС: Обещание горячего мужчины «обстановки по кайфу». Некоторые девушки выросли на сериалах второй кнопки, не видели 90-е, но слышали, что по ним можно скучать. Они танцуют под эту песню на деревенских дискотеках, высматривая того, кто увезет в местечко с живым диджеем: в клуб областного города, а если повезет в миллионник типа Краснодара. Даже если с тобой он хочет быть только сегодня, это понятнее ЕГЭ, работы и феминизма. 

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Когда первый раз услышала, думала армянин поет 😂😂, а это Олежа» (slavnaya mallaya).

8 МЕСТО: ФОГЕЛЬ — «МАЛЬЧИК»

КИРИЛЛ ШИРОКОВ: Фогель меланхолично поддерживает покинутых. Смены саунда строят форму — от лаконичного пианино в начале к привычному инди-поп после первой минуты. За счёт мисбалансированного сведения — тёплый home made эффект. Всё работает в пользу сопереживающего лирического персонажа. Голос из, кажется, девяностых или конца восьмидесятых контрастирует с каждым из предложенных вариантов аранжировки. Контраст оборачивается эклектикой, которая, в свою очередь, как бы предлагает взглянуть на сообщение автора с той стороны реальности.

МАРТА РАЙЦЕС: Буддисткая мантра совсем молодыми устами. Как написано в книге «Дхаммпад»: «Отпусти прошлое. Отпусти будущее. Отпусти настоящее». И мальчика тоже отпусти. «Почти все то что любишь ты по факту не твое». И люди тоже. В первую очередь люди. «Правило гласит, что дважды дурой быть нельзя». Но разочек иногда можно. А значит, рано ездить на випассану, принимать благородные истины и медитировать любящую доброту, если в мире, как сообщает Фогель, много *** (чудаков — прим. редакции). 

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«У Коржа хит для парней, Фогель подумал о девочках» (Нина Демидко)

7 МЕСТО: THE LIMBA & ANDRO — X.O.

КИРИЛЛ ШИРОКОВ: Вступление слегка напомнило заставку Марка Сноу к «Секретным материалам» и ‘Fire Walker’ ‘B.R.M.C.’. Семь четвертей, затемнённый звук, — это могло бы быть началом ethereal трека. Здесь нет принципиальных гармонических или мелодических смещений, всё держится на контрасте двух слоёв аранжировки и quasi случайных вставках/вступлениях второго голоса. 

Интересное — возникающие, обслуживая текст, паузы, кратковременные сбои течения. «Инструментальный» голосовой дуэт перед финалом мог бы своей алеаторичностью отсылать к европейской экспериментальной музыке, но — выдержан в границах слегка обострённого, но обобщённого dark R&B. Поскучать по запредельному.

МАРТА РАЙЦЕС: Реклама высококачетвенного бренди, видимо сочиненная по бартеру. Слова с сайта teenslang доступно объясняют экзистенциальный кризис с его странными вопросами, невидением смысла и завышениями планок вопреки вайбу. Приятно встретить женщину с недопитым бокалом. Но лучше бы Виктора Франкла.

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Когда услышала ее в тик токе, думала там поют на английском😂» (Евгения Аванесова).

6 МЕСТО: JONY — «ТЫ БЕСПОЩАДНА»

КИРИЛЛ ШИРОКОВ: Переобогащённое звучание в скупых и стандартных гармонических и мелодических условиях вместе с яростно примитивным текстом — идеальные партнёры тихого весеннего вечера. Трек соотносится со скандинавским икеа-попом, среднестатистическим инди-роком и неопознанными образцами позднесоветской эстрады. В саунде выделяется крупномасштабный kick drum, без дополнительной эквализации заглушающий остальные слои аранжировки и голос. Усиленная реверберация, бэк-вокальные атмосферы и некоторая общая симфоничность звучания укрупняют катастрофу здешнего субъекта до планетарного масштаба, что, быть может, актуализирует эту песню. Вспомнить то, чего не было никогда.

МАРТА РАЙЦЕС: Пронзительный текст о любви парня к рождественской ели. «Ты беспощадна, когда нарядна. Горишь огнем»; «Те места, где звезда» (известно, где она у новогодних деревьев). Почему это популярно? Май — время снимать гирлянды, убирать на антресоль шары, выметать иголки, которые вчера еще кололи «все мои раны». Выкидывать ель, как и планинги, карты желаний, фото бывшей в постах и последние надежды. Такая кличка весны. Все в природе заново.

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Под эту песню хочется и жить, и умирать» (Юлия Товстолес).

5 МЕСТО: NЮ — «МИ-6»

КИРИЛЛ ШИРОКОВ: R&B паттерны в ритм-секции + немного свободная гитара + звучание à la, возможно, меллотрон поначалу сочетаются сколько-нибудь особенным образом, но вскоре оказываются в перенасыщенном и стандартизированном (одновременно) звучании. Привычное сочетание выхолощенных поп- и рэп-структур формирует, как вариант, очередную неприятную звуковую ситуацию в такси. В контакте с субъектом текста это работает органично.

МАРТА РАЙЦЕС: Террористичские угрозы от певца, которому с почти всеми женщинами «как-то никак». «Если хочется — убивай», «Я тут все разнесу», «Разбомблю», «Давай мы с тобой просто будем взрывать»: летая на МИ-6. Доказательство парадокса: в основе насилия — скука. Почему это популярно? «Потому что нравится жесть, жесть, жесть».

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Почему это не крутят по радио? Боже, как красиво и достойно. P.S. Я парень и мне 26 лет» (Spyro Lex).

4 МЕСТО: TSOY — «ПОЗОВИ МЕНЯ С СОБОЙ»

КИРИЛЛ ШИРОКОВ: Изящно сконструированный нуар: размеренно разрастающаяся фактура, почти сбалансированно найденный голос, удачно пропущенная (в аранжировке) первая доля первого такта припева. Минимальное обновление в аранжировке второго куплета — как и прочие рудименты минималистического подхода — здесь тоже срабатывает в пользу общей или домашней теплоты, или мистифицированной остранённости лирической ситуации. Напомнило кавер Найка Борзова на «Про дурачка» Егора Летова. Кажется, где-то здесь время переоформления различных позднесоветских/раннероссийских материалов подобным образом. Возможно, за этим переоформлением растёт намёк на необходимость разрыва всех отношений с советским и позднесоветским временем, особенно актуальный во мрачном занавешенном пространстве карантина.

МАРТА РАЙЦЕС: Песня Аллы с текстом Татьяны, перепетая человеком с фамилией Виктора. Эскапизм при закрытых границах на пике. Что в советское, что в ковидное время. «Может быть, хочу улететь я с тобой. Желтой осенней листвой. Птицей за синей мечтой…» Почему это популярно? Потому что нет лучше песни, чем кавер. Во всяком случае, в этом рейтинге. 

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Как мне нравится эта версия! В детстве пела с бабушками эту песню — слова помню 20 лет спустя )))» (Inna Tselishcheva)

3 МЕСТО: LITTLE BIG — HYPNODANCER

КИРИЛЛ ШИРОКОВ: Лучшее в этом треке — долгая пауза перед завершением, наполненная дополнительными звуковыми событиями. Несостоявшаяся (по разным причинам) попытка восстановления евродиско. Как правило, исторический материал, если к нему производится отсылка, нуждается в том, чтобы быть подкреплённым вещественными доказательствами своего присутствия. Но ностальгический базис работает независимо от реального содержимого, и эта работа может оказываться хорошим поводом для заполнения (или усугубления) внутренней пустоты. Отдельное внимание (не глядя на видео) — паузе.

МАРТА РАЙЦЕС: Сеанс танцевально-двигательной терапии на международном языке. Комплексное лечение неврозов (а что наша жизнь — если не невроз?) предполагает физическую активность. В мире битвы экстрасенсов с психологами каждому нужен в себе Hipnodanser. Ваши веки тяжелеют, глаза закрываются... Тело двигается в ритм…

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Стилистика клипа потрясающая. Безумная атмосфера, я ничего не поняла» (орущий кирк).

2 МЕСТО: КЛАВА КОКА — «ПОКИНУЛА ЧАТ»

КИРИЛЛ ШИРОКОВ: «Покинула чат» особенным образом вписывается в общий текст исчезновения реальности. Обыденные музыкальные средства компенсированы несколько персонализированной интонацией. Дисбалансированная аранжировка чуть мешает воспринимать трек, насыщенный субъектностью лирического персонажа, но общий фон характерной подражательности (случайно возникают фигуры от Кати Лель до Билли Айлиш) выдержан строго. Формальных и материальных находок здесь нет, — песня удерживается на несколько энергичном воспроизведении известных паттернов. 

Песня, чтобы не забывать, что всё хорошо всегда.

МАРТА РАЙЦЕС: Недоставленное сообщение в мессенджере от девушки с дурацким ником. Отношения уходят в онлайн: чаты, обмен откровенными фото, голоса из колонок, Pornohub. Почему это популярно? :(

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Твоя песенка спета, спонсоры молчат, я прорекламировала милку и покинула чат» (виктор артёмов)

1 МЕСТО: ZIVERT & NILETTO — FLY 2

КИРИЛЛ ШИРОКОВ: Привычный евро(и не только)поп с незначительным налётом доп. рэп-паттернов. Гармоническая и мелодическая структуры скучны, но некоторая специально (или ненарочито) возникающая подражательность интонации позволяют удерживать эту песню без обозначенной даты реализации, что интересно. Два языка как активизированная иллюзия на производство свободы. Неплохой продакшн, — каждый слой аранжировки работает в пользу целого, а смены тембра клавишных могут быть отдельной историей для внимательного слушателя.

МАРТА РАЙЦЕС: Повтор-повтор-повтор-несамоповтор. Птицы, музыка, облака, ночь, любить, летать... Сибрук в книге «Машина песен» подробно объясняет, что хит — это тот набор слов и звуков, которые мы уже где-то много раз слышали. Например, на радио-волне n-лет вподряд. Почему это популярно? Лучшие пломбир и песни — из детства. Детства наших бабушек.

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Люди, которые занимаются любимым делом и при этом хорошо зарабатывают, поистине счастливые люди! Молодцы!» (MURKA).

ГРАН-ПРИ: CREAM SODA & ХЛЕБ — «ПЛАЧУ НА ТЕХНО»

Традиционно в эту категорию мы выводим абсолютного фаворита — этот трек прослушали весной 2020 в несколько раз чаще первого места, несмотря на то, что это тоже в каком-то смысле обновленный кавер уже отшумевшего хита.

КИРИЛЛ ШИРОКОВ: Аранжировка уводит в восьмидесятые: возникают три времени, — это не столько формальный приём, сколько акцент на переадресации текущего уже несуществующему. Присутствие нескольких пространств отсвечивает в сведении (соотношение голоса и инструментов было найдено, вероятно, быстро и неточно), это задаёт возможность жизни звуковому высказыванию, live эффект даже в домашних условиях. Кроме того — имитация почти любого клуба с плохой акустикой. Очень простая структура, некоторая недосказанность, сублимация, боль, пустота.

МАРТА РАЙЦЕС: Причитание под техно. Гражданам РФ, где по подсчетам ИНСАП 25,2 процента живут за чертой бедности полезно знать, что богатые тоже плачут. Fixprice и Кузнецкий мост 20 — все едино. Vansы и Nike не утешают. Почему это популярно? В фольклоре голосьба была свадебной, поминальной и провожающей на войну. Современники фестиваля Outline обогатили плачевую культуру новой категорией — «по любому поводу». Раньше людей беспокоили переходные состояния: любовь и смерть. А в годы бестселлера «Близко к сердцу. Как жить, если ты слишком чувствительный человек» воют обо всем.

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«
Офигительно.Даже я, металлист прослезился. ЭХ, помню эпоху рэйвов» (Крыс Серый)

ТРЕК ОТ РЕДАКЦИИ:

Обычно треком от редакции мы стараемся завершить эту подборку чем-то жизнеутверждающим. В этот раз нам пришлось сделать исключение и поместить сюда особый трек. Разумеется, он абсолютный рекордсмен — его прослушали весной гораздо чаще остальных. Но включать его в хит-парад было не совсем честно. Причина понятна — многим любопытен кандидат от России на конкурсе Евровидение, как в СНГ, так и на Западе, подключились каналы распространения конкурса с многомиллионной аудиторией. Поэтому мы нашли компромисс — попросили наших экспертов прокоментировать этот трек как «выбор редакции».

КИРИЛЛ ШИРОКОВ: Имитация, выдержанная, к сожалению, в условиях не очень качественного саунда и сведения. Характерная ирония не задаёт заложенного в её основание сообщения, по которой причине организуется пространство двойного симулякра, — относительно имитируемого материала и относительно игроков действия. Смещения объёмов в аранжировке на протяжении трека срабатывают не всегда и только отчасти, а лучшей оказывается пауза — с дополнительным звучащим материалом — в финале трека.

МАРТА РАЙЦЕС: Урок ментальной арифметики на испанском. Папочка (uno) + очаровательная зайка (dos) + больше чем unoмаргарита (tres,… cuatro) = чамми. Рецепт русского коктейля со сладкими сеньоритами очень по вкусу туристам, как шоу травести Тайланда и другие сексуальные обычаи стран третьего мира. Европа видела много наших крестных отцов и их эскортниц «dont be a dummy», кого еще воспеть на Eurovision?

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE:
«Кто эти жалкие существа, которые поставили дизлайки?» (Алина Провод)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: