«Зеркало человечества» Мэрилина Мэнсона, первый за 8 лет альбом дуэта Hurts, «диалог скрипок» Патриции Копачинской, «альбом-достоевщина» Хаски, а также новые записи Валерия Гергиева, Владимира Юровского, ЛСП, группы «Мегаполис» и других. Специально для «Вашего досуга» знакомилась с релизами сентября 2020 музыкальный критик Дина Якушевич.

WE ARE CHAOS

Исполнитель: Marilyn Manson


ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ МЕСЯЦА

Новая пластинка Мэнсона – свидетельство его зрелости. Диск заявляется «зеркалом человечества», и к его выходу действительно сошлось все так, как должно было: безумный, перевернувший все с ног на голову 2020 год, перевалившая четверть века карьера Мэнсона, символическая дата – 11 сентября. Заявленный синопсис спродюсированного Шутером Дженнингсом диска грозил ультрадепрессивной, жесткой альтернативой - а на деле вышел, пожалуй, самый тонкий и лирический альбом рокера. Неожиданные склейки, прыжки из одного ретро-стиля в другой – здесь и молодой Оззи Осборн, и Элис Купер, и хитовая любовная баллада «Paint you with my love», и даже ностальгические клавишные из 80х, чуть-чуть приправленные электроникой и мягким гитарным рифом. Вместе с размышлениями о судьбах человечества Мэнсон дает здесь абсолютно классическое, выбивающее ностальгическую слезу звучание настоящего хард-рока. И кто бы мог подумать, что самый эпатажный из всех королей вдруг станет романтиком? 

Apple Music | SpotifyЯндекс.МузыкаVk

WHAT'S NEXT, VIVALDI?

Исполнители: Patricia Kopatchinskaja (violin), Il Giardino Armonico, Giovanni Antonini


ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Идея концептуального альбома-спектакля под авторством возмутительницы спокойствия Патрисии Копачинской уже не раз доказала свою состоятельность. Прослойка привычных концертов Вивальди сочинениями авторства современных итальянских композиторов - концепт куда менее броский в сравнении с тем, что скрипачка делала до того, и оттого, вероятно, куда более значительный. Интеллектуальный диалог между языками, эпохами и стилистиками не нов, ему посвящены практически все программы Патрисии: однако здесь усложняющееся человеческое сознание третьего тысячелетия выступает рядом с эталонно исполненной аутентикой особенно уместно. Диск записан совместно с ансамблем Il Giardino Armonico под руководством Джованни Антонини - блестящими и яростными бунтарями от исторического исполнительства: они обращаются с барочной ритмикой и темпами так, будто для них не существует никаких ограничений, впадая порой в настоящее джазирование. Здесь открываются новые имена итальянской музыки, ряд которых увенчивается бесконечно пронзительным «Moghul» Джованни Соллима; барочная чеканность здесь распадается на всхлипы и вздохи, но сохраняют при этом свою суть – кто бы мог подумать, что теорба и барочная флейта смогут стать актуальными для сегодняшних реалий? «What’s next, Vivaldi?» - программа-хит, интеллектуальный блокбастер, который завершается трагическим диалогом для двух скрипок Белы Бартока – своеобразной пострефлексией изменившегося навсегда человеческого сознания. 

Apple Music | SpotifyЯндекс.МузыкаVk

«ХОШХОНОГ»

Исполнитель: Хаски


ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКИ

Долгожданный альбом Хаски звучит ровно, профессионально и единообразно: тексты растворяются в гулком электронном звучании, которое своей изобретательностью перекрывает тексты, не всегда прослушивающиеся по причине его довольно невнятной дикции (стоит заметить, ранее Хаски этим не страдал). «Хошхоног», который является ничем иным, как бараньей кишкой – это альбом-достоевщина, альбом-теракт; жизнь здесь – фантасмагория, состояние героя нашего времени – один сплошной деструктивный сценарий, доведенный до абсурда. Приходится признать, что сегодняшний Хаски – главный проводник хардкора в русском рэпе, и привело его к этому ничто иное, как состояние серьезного экзистенциального переворота («Птицы», «Ода ничему» - не главные, но показательные треки о том, как абстракция съедает смысл). К самым многослойным и интересным можно отнести «Владыку слов», где отчетливо слышен Стравинский и диалоги с Батаем; вообще же интеллектуализм, помноженный на абсолютную беспросветность – сочетание сильное, бьющее наотмашь; трагический талантливый сюр.

Apple Music | SpotifyЯндекс.МузыкаVk

CHOPIN: MAZURKAS & SONATE NO. 3

Исполнитель: Lukas Geniusas (piano)

Новый релиз одного из самых ярких молодых пианистов радует смелостью интерпретации: наконец Шопен звучит так, как то задумывал, вероятно, сам композитор – очищенным от напластования исполнительских традиций. Мазурки в руках Генюшаса превращаются в сюжетные новеллы, почти чеховские в своей стройности; Соната  – обнажает структуру и архитектурную свою стройность. Умная игра в духе высокой шопеновской школы Веры Горностаевой отличается здесь чистым, беспримесным ощущением польского фольклора. Это тот Шопен, от которого мы успели отвыкнуть – зрелый, все переживший и мудро, тонко судящий о мире, без экстатики и какого-либо намека на сентиментальный перегиб. Даже привычное жемчужное perle становится у Генюшаса мужественным и полновесным, а сам релиз – тихой, но бесспорной исполнительской удачей.

Apple Music | SpotifyЯндекс.МузыкаVk

«НОЯБРЬ» 

Исполнители: «Мегаполис»

Звание «самого осеннего альбома» определенно достается краудфандинговому проекту хедлайнера отечественного дрим-попа, полному неясных звучаний, потрескиваний и пришептываний, недосказанностей и тумана. В песнях на стихи двенадцати знаковых поэтов (среди которых Михаил Кузмин, Сергей Шестаков, Андрей Вознесенский и неожиданно уместный здесь Осип Мандельштам) много воздуха и так называемой «новой исповедальности», которая с первого звука вступительной композиции «Я вздрагиваю от холода» увлекает в полет в духе Марка Шагала – над остывающим городом и остывающими чувствами («Снег и лед», «Перетекаем»). Импровизационность и легкий, не переходящий в беспросветную тоску сплин с налетом изысканного декадентства – компоненты беспроигрышно удачные: пластинка получилась пронзительной, полутоновой и неброской, как все по-настоящему значительное.

Apple Music | SpotifyЯндекс.МузыкаVk

SYMPHONY NO. 11 IN G MINOR 'THE YEAR 1905'

Исполнители: London Philharmonic Orchestra, Vladimir Jurowski

В исполнении Лондонского Симфонического оркестра под руководством Владимира Юровского представлен довольно лощеный европейский вариант одной из самых трагических симфоний Шостаковича. С кем только ее не исполнял Юровский — в том числе, с хором зрителей Концертного зала имени Чайковского, включившегося в перформанс и спевшего «Мы жертвою пали борьбы роковой»: это было яркое политическое высказывание. В этом варианте симфония становится иллюстрацией трагических революционных событий, и где-то это выходит удачнее, как в случае с первой часть («Дворцовая площадь»), где-то – довольно выспренно, как в случае с неубедительными второй и третьими частями («Девятое января», «Вечная память»). Стоит отметить прекрасный баланс между оркестровыми группами и в целом качество исполнения – однако в целом оно напоминает какую-нибудь голливудскую экранизацию Толстого: ярко, плотно, подавляюще хорошо сделано и почему-то совершенно не о том. 

Apple Music | SpotifyЯндекс.МузыкаVk

FAITH

Исполнители: Hurts

Еще одно лирическое откровение молчавшего восемь лет дуэта – пятая по счету пластинка, на которой лежит печать преодоления тяжелого жизненного периода. Темы здесь поднимаются вечные, а музыкальная ткань хотя и не поражает яркими открытиями, но тонко варьирует классическое поп-звучание. Мощные вступительные вещи сменяются тяжкой меланхолией «Liar», «Somebody» и «Redemption», а затем выходят в катарсическое просветление «Darkest Hour» - и хотя в общем массиве треков читается некоторый оттенок гламура, форма не мешает проявиться действительно серьезному содержанию.

Apple Music | SpotifyЯндекс.МузыкаVk

BRUCKNER: SYMPHONY NO. 5

Исполнители: Münchner Philharmoniker, Valéry Gergiev

Массивный, в чем-то глубоко старомодный симфонизм пасторальной по сути и глубоко романтической по замыслу симфонии. Здесь не будет ни субъективного героя, ни безудержных страстей – одно патетическое любование миром. Разговор о «божественных длиннотах», которые приписывают обыкновенно Шуберту и Малеру, непосредственному ученику Брукнера, как раз наиболее уместен здесь, в этом широком повествовании, которое уместно сравнить, скажем, с прозой Томаса Манна. Взрослая, позднеромантическая, вагнерианская парадигма в трактовке Валерия Гергиева и Мюнхенского оркестра демонстрирует всю свою скрытую тонкость; маэстро считывает этот громоздкий код мистериальности крупными мазками, не патетично, а серьезно и просто рассказанного откровения. Диск знаменателен еще и тем, что завершает цикл записей симфоний Брукнера Мюнхенским филармоническим оркестром.

Apple Music | SpotifyЯндекс.МузыкаVk

NECTAR

Исполнитель: Joji

Второй альбом японского музыканта, с создания роликов для ютуба переключившегося на синти-поп. Несмотря на расслабленную лаунжевость релиза, здесь можно говорить о качественно новом подходе Joji к своей музыке. Nectar – это последовательный глубокий эмбиент; яркого экпериментирования со звуком здесь не найти, зато ряд треков способен задать настроение тонкое и меланхолическое, пусть и немного провисая к концу. Особенно стоит присмотреться к треку «Run», который неожиданно выстрелил достойной балладой с философским подтекстом и отсылками к The Weeknd. 

Apple Music | SpotifyЯндекс.МузыкаVk

J. S. BACH: GOLDBERG VARIATIONS, BWV988

Исполнитель: Lang Lang (piano)

Ланг-Ланг работал над культовыми «Гольдберг-вариациями» более 20 лет, очевидно, занимаясь перестройкой своей исполнительской оптики на новое исполнительское качество. В одном из интервью пианист рассказал, как играл «Вариации» Николаусу Арнонкуру, и тот заметил, что они звучат недостаточно одиноко – Ланг-Лангу нужно найти в себе чувство внутренней тишины. Запись на лейбле «Deutsche Grammophon» стала, таким образом, итогом этих поисков – и, нужно заметить, успешным. Хитросплетения голосов в самой сложной полифонической ткани из существующих прослеживаются безупречно. Ланг-Лангу удается соблюсти меру и вкус в интонировании, и в целом запись если не гениальная, то, безусловно, одна из достойных. 

Apple Music | SpotifyЯндекс.МузыкаVk

ONE MORE CITY

Исполнители: ЛСП

Долгожданный диск белорусского рэп-коллектива ЛСП, чуть отсроченный гротескным псведо-альбомом «Свиное рыло», неожиданно стал самым светлым в их карьере и завершил нашумевшую трилогию («Magic City» — «Tragic City» — «One More City»). Еще одна концептуальная история обретения зрелости и тонкости лирическим поп-героем, блуждавшим между классической для русского рэпа пресыщенностью славой и легким депрессивным расстройством. У нас в стране пишется не так много оптимистического мелодичного рэпа – вернее, его и вовсе нет: жанр в новом релизе оборачивается своей самой неожиданной стороной. В чувстве юмора и умении встраивать интригу ЛСП отказать уж точно нельзя – забросить наживку в виде аудиопьески про поросят, а затем набросать сразу 15 треков в одной и той же легкой танцевальной стилистике, которая спаивает их все в некий прототрек, не имеющий ни внятного начала, ни определенного конца. Всерьез стоит выделить, пожалуй, трек «Мамонтенок», который сильно выделяется из окружающих его вещей как музыкой, так и поэтической ритмикой: она многослойно играет с советскими культурными кодами - здесь ЛСП уж точно прорывается в какое-то новое измерение. В остальное же время его герой остается приветливо-равнодушным как к женщинам, так и к себе самому; «Я хочу забыть боль, я хочу на танцпол» из трека «Амнезия» звучит как девиз глубоко разочарованного, но светло смотрящего на мир человека. 

Apple Music | SpotifyЯндекс.МузыкаVk

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: