Два рыцаря инструментальной музыки, подросшая Монеточка, статное исполнение Кирилла Петренко, свежая искренность Брюса Спрингстина и так себе трибьют группы «Мумий Тролль» — специально для «Вашего досуга» знакомилась с релизами октября 2020 музыкальный критик Дина Якушевич.
Searching for Ludwig
Исполнители: Kremerata Baltica, Gidon Kremer, Mario Brunello
ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ МЕСЯЦА
Два рыцаря от инструментальной музыки, руководитель Kremerata Baltica Гидон Кремер и большой друг коллектива Марио Брунелло совершают этим релизом прустовское паломничество «В сторону Бетховена». Они записывают два поздних его квартета (в переложении для струнного оркестра, что добавляет интимности квартетного звучания объективности). Эти два квартета являются самыми сложными в творчестве Бетховена как стилистически, так и концептуально: от них перекидывается мост в современную музыку и современность вообще. Поиск Бетховена для Кремера и Марио Брунелло здесь равнозначен поиску человека в человеке. Время стоит мрачное: стремление приблизиться к самому «человечному» из всех музыкальных гениев означает попытку нащупать ту истину, что прячется сегодня за трагедийностью происходящего. «Людвиг! Людвиг! Музыка! Где же музыка?» - выкрикивает во вступительной к диску композиции Лео Ферре, композитор-революционер. Его «Muss es sein?» - это песня для оркестра, хора и оратора, которая исполняется здесь в переложении для голоса Ферре, ушедшего в 1993 году, а также для виолончели, струнных и ударных. Смотри, Людвиг, вот они мы, мы - человечество, и в 2020 году нам всем очень плохо: ответом на это выступает третья часть бетховенского квартета op. 135 - шедевр созерцания, гимн вселенной и человеческой душе в ней. Вообще поздние квартеты своей экспериментальной формой и кое-где весьма авангардными звучаниями удачно вступают в диалог с сюитой Джованни Соллима «Note Sconte», каждая часть которой аранжирует фрагменты незавершенных тем Бетховена. Так мысли века XIX получают жизнь в русле века XXI, а человечество обретает ответ на свой вопрос. «Es muss sein! Так должно быть!»
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
«Декоративно-прикладное искусство»
Исполнитель: Монеточка
ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКИ
О новом альбоме Монеточки не высказался только ленивый: четвертый (на самом деле второй) диск певицы вышел пусть не прямо противоположным «Раскраскам для взрослых», но и перекличек между ними можно найти немного. Поклонникам надежды российской «интеллектуальной эстрады» можно спокойно выдохнуть – Монеточка растет, делает это стремительно и практически не оглядывается на предыдущие свои опыты. «Декоративно-прикладное искусство» - увлекательный ребус, подобный детской игре в пятнашки: слушателю нужно последовательно выстроить цифры друг за другом, и кажется, что задача несложная – но одна цифра никак не встает на место, она абсолютно неуловима. Вот и с «Искусством» выходит подобная история. На первый взгляд, это ясный и стройный дайджест приношений иконам отечественной эстрады, своеобразный «венок поэтов». Разгадывать, где кто – интересно и приятно: вот оммаж регги от Alai Oli, вот Король и шут («Коза»), вот БГ с его характерными рифмами («Риски ириски»), и, конечно, Сергей Шнур собственной персоной (в самом провокационном треке «Шприц»). Что делает с этим разностилевым многоцветьем Монеточка? Скрещивает его с собственным детством, приправляет продуманным саундом от Вити Исаева, а в самую сердцевину всаживает злободневную остросюжетную лирику - причем гораздо более тонкую, чем в предыдущих альбомах. Но чистого стеба здесь немного, точнее, он становится рефлексирующим, неоднозначным и горьковатым: не поймешь, ирония то ли пост, то ли мета. Два вступительных танцевальных трека «Крошка» и «Папина любовница» здорово снимают пафос этой постиронии: они призваны погладить по голове фанатов, привыкших к определенной стилистике предыдущего альбома. Остальные же треки альбома - усложняющаяся, растущая на глазах структура, ровная по настроениям, не очень внятная по основному концептуальному замыслу – и выдающаяся в целом. «Переживу» - очевидный ритмичный кивок Земфире – и вовсе можно назвать лучшей песней Монеточки; уж точно – самой личной.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
Tchaikovsky: Symphony No. 5
Исполнители: Kirill Petrenko, Berliner Philarmoniker
ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Как и в записи Шестой симфонии, которую Кирилл Петренко сделал с Берлинским оркестром, здесь господствуют ритмическая упругость и сдержанность без единого намека на сентиментальную романтизацию. Идеальная соразмерность звучания, ясная чистота композиторского замысла. Яркие, полноводные кульминации и оглушительные паузы после них. Здесь не будет шокирующих концепций или ярких, идущих поперек традиционной трактовки решений. Маэстро Кирилл Петренко апеллирует скорее к аристократическим и лаконичным интерпретациям Мравинского. Это статная, архитектурно выстроенная форма, где эпическое начало явственно превалирует над лирикой, и все, абсолютно все звучит невероятно хорошо: в первой части вынимаются все подголоски, становясь пассионарными и абсолютно самостоятельными героями, тема рока же видоизменяется, сжимаясь и разжимаясь наподобие страшной пружины. Вторая часть, становящаяся здесь чуть ли не центральной (и сыгранная в полтора раза медленнее обычного) представляет идеальное и пронзительное соло валторны. Возникает стойкое ощущение того, что музыку ты эту слушаешь впервые, и что она совершенна, абсолютно гениальна. Романтическая программная симфония в исполнении Берлинского филармонического оркестра из истории человека, борющегося с роком, превращается в историю титана, этот рок мощным волевым усилием побеждающего и торжествующего свою победу.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
Post Human: Survival Horror
Исполнители: Bring Me The Horizon
Bring Me The Horizon – это рок, в котором можно быть уверенным наверняка. За 16 лет карьеры группа сотни раз занимала первые строчки чартов, раздражая снобов от классики металкора и восхищая всех остальных экспрессией звучания. После удачного альбома «amo», вышедшего в 2019 году, группа решила выпустить целый квартет EP «Post human» - антиутопию, посвященную трагическим испытаниям человечества. «Survival Horror» - первый релиз из четырех, записанный практически целиком в условиях локдауна, и потому воспринимаемый апокалиптически. Здесь собраны вместе dead core, эмо-рок, рейв и ню-метал; в последней балладе, записанной дуэтом Сайкса и Эми Ли из Evanescence и вовсе ясно читается траурный марш, актуальная панихида по всему светлому, что в мире есть или было. «На твоей груди останутся бабочки, пока ты маршируешь навстречу своей смерти» - лозунг, достойный злободневного содержания пластинки. Из наиболее ярких треков стоит выделить оммаж Честеру Беннингтону «Teardrops» («Все так испорчено, что я ничего не чувствую»), трэш-метал «Obey» и блестящий «Parasite Eve» с его ярким фольклорным зачином и злободневным посылом («Когда инфекция забудется, запомним ли мы урок?») Качественный рок реагирует на происходящее в своем стиле – традиционно бурно, но точно и предельно честно.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
Serenata Latina
Исполнители: Rolando Villazon & Xavier de Maistre
Роландо Виллазон, лучший Рудольф из пуччиниевской Богемы, пробует себя в камерной музыке, обращаясь, конечно же, к родной для себя эстетике латиноамериканской песенной традиции. Сопровождает его в этом арфист Ксавье де Местр, и арфа здесь вовсе не вспомогательный и обволакивающий дивный тенор Виллазона инструмент, а собеседник, друг и даже, вероятно, возлюбленная. Арфа придает несложным, но знойным интонациям латиноамериканской классики дополнительное измерение, где-то заменяя гитару, где-то выступая в роли пейзажного образа (условный трепет листьев дерева забвения в песне «Canción al árbol de olvido» Альберто Хинастеры). Большинство имен композиторов ничего нам не говорят, ведь если с французским XX веком вокалисты состоят в довольно близких отношениях, то в Европе латиноамериканскую музыку еще предстоит открывать. Она может показаться ностальгической и несколько «миндальной», но в действительности чрезвычайно изысканна – тексты здесь напоминают Лорку и магический реализм Маркеса, мелодика – несложная, но утонченная. Галерея романтических авторов с их томительными серенадами и оттенками португальского фаду и испанского нуэво рождает представление о длинной, совершенно незнакомой нам, но великой традиции. Виллазон же обогащает ее такими оттенками, такой неизбывной грустью, что остается только ликовать – мир получил еще одного выдающегося камерного певца.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
Карнавала. Нет XX лет
Трибьют к 20-летию альбома «Точно ртуть алоэ» - переосмысление эстетики 2000х в исполнении шестнадцати нестандартных музыкантов из стран бывшего СНГ. Сам альбом - знакомая до боли квинтэссенция гротеска, чисто карнавальная смесь постпанка и глэм-рока, в центре которого пьяно приплясывает известная всем поклонникам МТ «Невеста». Кавер-версии песен «Моя певица», «Без обмана» и «Жабры» стали постмодернизмом в чистом виде, жутковато актуальным для многострадального конца 2020 года - но вместе с тем довольно ровным, сглаживающим острые углы и в чем-то даже отстраняющим. Дорн, «Сансара», Монеточка; андеграунд, фольклор, изобретательный инди-поп – знаковый альбом нулевых превратился в «алфавит» многообразия и легкого безумия неочевидной российской музыки, которая часто остается за кадром. Здесь можно открыть для себя пару звонких артхаусных имен и восхититься универсальности кислотных текстов, которые так гладко ложатся на экспериментальный звук. И на все это глядит неоднозначно улыбающийся Лагутенко сквозь палимпсест из наклеенных друг на друга афиш - обложек 20 альбомов МТ.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
Song Machine, Season One: Strange Timez
Исполнители: Gorillaz
Уже третий альбом в обзоре октябрьских релизов представляет собой не цельный альбом с определенным замыслом, а мозаичный проект с разрозненными эпизодами - многосерийный музыкальный сериал, россыпь разноцветных камней. Седьмая пластинка Gorillaz задумывалась серией самостоятельных синглов, однако пандемия эти планы сорвала. И если трибьют МТ занимается переосмыслением материала через эстетику новых имен, а Монеточка заигрывает с именами старыми, то Gorillaz приглашают реальных знаменитых музыкантов (Элтон Джон, Бек, ScHoolboy Q) и ловко встраивают их в свою виртуальную парадигму. Все 17 треков нового альбома сделаны в разных стилях, разнообразие их образует веселую круговерть, среди которой посверкивают отдельные хорошие треки, такие как The Valley of the pagans, The Pink Phantom и Pac-Man. Новый альбом называют лучшим за последнее десятилетие, и с этим трудно не согласиться. Цитируя Дэймона Албарна, авторству которого принадлежит большинство текстов – «It feels so good to have a perfect soul»: кажется, сформулировать лучше просто нельзя.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
Letter To You
Исполнитель: Bruce Springsteen
В это сложно поверить, но Брюс Спрингстин находился на пике популярности уже сорок с лишним лет назад. Тогда он был самым настоящим символом американского рока, соединив в себе все качества, этому образу сопутствующие, и добился статуса практически небожителя. Сегодня Спрингстин — мэтр, признанный культурный феномен, который может делать любую музыку, какую только пожелает. Он выпускает по альбому раз в один-два года, и всякий раз они поражают своей искренностью. Это песни о любви, о любви такой, какая случается в юности – а еще про дороги, Иисуса, гитары и юношеские мечты. Они сыграны семидесятилетним музыкантом так, будто написаны сорок лет назад, и реагируют на актуальные изменения в музыке ровно в той степени, чтобы не оставаться безнадежно устаревшими. Часто ли сегодня пишутся песни о любви? Пожалуй, что вовсе нет. И смелостью и цельностью Спрингстина можно только восхититься.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
Bach: Redemption
Исполнители: Anna Prohaska (soprano), Lautten Compagney, Wolfgang Katschner
«Redemption» - релиз, ставший результатом творческого союза колоратурного сопрано Анны Прохазки и Lautten Compagney: сюда вошли арии из кантат Баха, которые музыканты записывали в изоляции – в прямом смысле находясь в разных точках света. Затем эти записи сводились вместе, и еще недавно всем казалось, что такая дикая, в общем-то, для всего музыкального мира ситуация может стать нашей повседневной реальностью. Для альбома были выбраны арии и ансамбли из тех кантат, что посвящены теме Божественного Искупления; певица исполняет их предельно просто, точно, без сладостных барочных придыханий. Исполнение это можно сравнить с живописью раннего Возрождения, полной простоты, достоинства и той особой, неприукрашенной значимости, которая по мере развития человеческой искушенности неизбежно канет в небытие. Бонусом станет изысканная джазовая аранжировка Mache dich, mein Geist, bereit, свежая и тоже на удивление многозначительная.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
«Нечётный воин 4. Часть 1»
Исполнители: Би-2
Проекту «Нечетный воин» в этому году исполняется 15 лет, и новый релиз становится юбилейным в его истории. Еще одно поле для музыкальных экспериментов в разных стилях: на этот раз в записи альбома принимают участие Инна Желанная, Андрей Макаревич, Манижа и другие. Несмотря на разнонаправленность эстетических путей приглашенных артистов, альбом получился очень ровным, интимным, «предзимним», «медленным, как снег», в духе настоящего магического реализма. Новый альбом проекта – наша рефлексия о происходящем, «странный танец самому себе», затаенный и очень, очень серьезный.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk