Ник Кейв в пустом зале, новые записи Йэна Бостриджа, Чечилии Бартоли и Даниила Трифонова, а также прозрачная тоска группы OQJAV — специально для «Вашего досуга» знакомилась с релизами октября 2020 музыкальный критик Дина Якушевич.

In Origine: The Field of Repentance

Исполнители: Saffronkeira, Paolo Fresu


ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ МЕСЯЦА

Пластинка «In Origine: The Field of Repentance» — это удачный эксперимент синтеза аналогового звучания с цифровым. Электронщик-экспериментатор Эудженио Кариа пригласил для работы над альбомом одного из лучших джазовых трубачей мира, итальянца Паоло Фрезу, – и результат, как это часто происходит на стыке жанров, превосходит все ожидания. Музыканты стремятся вывести качество звучания электроники в область непосредственной абстракции, лишенной канонических особенностей. От трека к треку здесь господствует эстетика минималистического предстояния, молитвенной медитации в духе Арво Пярта. Это изображение времени и процессов тяжелой рефлексии на высокие темы в исполнении пронзительно вопрошающего и мятущегося человеческого голоса (трубы). В центре внимания — цикл сотворения и разрушения, который движет эволюцией Вселенной. Треки, как и положено жанру электроники, обладают выдающейся длительностью, но каждая минута наполнена таким количеством внутренних смыслов, которое сопутствует сегодня, пожалуй, только знаковым композиторам-академистам. 

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

Queen of Baroque

Исполнитель: Chechilia Bartoli


ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

«Новый релиз Чечилии Бартоли» — словосочетание, уже второе десятилетие не вызывающее ни одного намека на неоднозначность, как и плотный, густой голос самой певицы. И как любая бесспорно великая певица, Бартоли, фактически, может позволить себе все, что угодно. Все, что она делает и будет делать, воспринимается только лишь с огромным почтением. Новый релиз подчеркивает ее величие будто намеренно: это настоящее восхваление творческого пути — начиная со вступительного слова Маркуса Вилера, импресарио Чечилии, и заканчивая подробным обзором всех знаковых мастеров барокко из ее огромного репертуара. Сам же альбом композиционно выстроен в форме оперы-пастиччо, на которую нанизываются знаковые арии XVIII века – при этом знаковых для певицы Вивальди и Генделя совсем немного, но зато вещи выбраны культовые, такие как «Lascia ch'io pianga» – главный лирический хит барочной сцены. Все арии легко изымаются из основного оперного материала и компонуются друг с другом, через вереницу колоратурных «дружеских дуэлей» и любовных монологов достигая драматической кульминации в «Caldo sangue» из оперы Скарлатти «Седекия, царь Иерусалимский». Получилась своеобразная аллея славы из семнадцати лучших барочных арий – идея, реализованная Бартоли, как всегда, на высшем уровне. 

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

«Кромешна» 

Исполнители: OQJAV


ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АЛЬБОМ

Четвертый лонгплэй инди-поп группы «OQJAV» (Вадик Королев, Ярослав Тимофеев, Дмитрий Шугайкин) стоит назвать не только лучшим альбомом ноября, но и лучшим российским альбомом года. «Кромешна» — это настоящая большая лирика. Звучание музыки у трио стало еще более разреженным, что пошло материалу только на пользу: начиная со второй песни, давшей название всему альбому, каждая следующая все точнее бьет в самое острое и больное для любого русского человека с его любовью к чистой, слегка отдающей алкоголем пронзительности, аллитерациям, приправленным налетом легкой порочности и к мастерской игре слов. Особое измерение происходящему добавляет холодноватая фортепианная партия, придающая лирике высокое измерение. Каждая песня – лаконичная мини-исповедь, микрокосмос тягучей, холодноватой мужской драмы. Главные удачи альбома: уже известная песня «Санта», представшая в новом звучании и от того только выигравшая, «Упорот» с ее опрокидывающим навзничь неровным почти-речитативом Вадика Королева, «Капуста» и кульминационная есенинская «Нина», украшенная вокалом Нины Карлссон в духе Дины Верни. Прозрачность, тоска, сдавленное «целую твои руки». Строчки вроде «ты снишься мне в косынке, ведешь за ручку сына» — и вовсе тяжелая артиллерия, отсылающая сразу к обоим Тарковским; поэзия здесь — эдакий талантливый слоеный пирог: проглядывают и Гумилев, и Веничка Ерофеев, и Эдуард Лимонов, и Вертинский, и бог знает кто еще. Главное, что в русле общепринятой, в общем-то, эстетики, музыкантам удалось сотворить яркое авторское звучание минимальными и точно выверенными средствами. Получилась эталонная история одной ноябрьской меланхолии. Альбом обещает стать классикой, а в целом — огромная удача.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

Silver Age

Исполнитель: Daniil Trifonov

Концерты Скрябина и Прокофьева, фрагменты из «Петрушки» Стравинского, целый фейерверк миниатюр – в новом двойном релизе пианиста Даниила Трифонова собрана россыпь искрящихся авангардных звучаний композиторов-новаторов, переливающихся всеми гранями своего разнообразия. Примечательно, что релиз открывает редко исполняемая Serenade in A Стравинского — колкая, свежая, острая, она задает тон целому альбому. Набор произведений здесь предстает как бы одним большим кристаллом, грани которого проворачиваются перед глазами; на каждой из этих граней расположена определенная стилистика полифонического взаимодействия голосов — полифония действа танцевального (Стравинский), кинестетического (Скрябин) и кинематографического (Прокофьев). Даниил Трифонов демонстрирует безупречное владение архитектоникой фортепианной фактуры, а также свое блестящее умение высекать мраморные полифонические пласты крупно, но при этом детализированно. Релиз завершают концерты Скрябина – также не самые исполняемые его вещи, но по наполненности и концентрации мятущегося духа наиболее полно соответствующие началу XX века и энергетически заряженной эпохе. Вершиной здесь становится абсолютно гениальное (никак не удается избежать этого слова) исполнение Второго концерта Прокофьева.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

Power up

Исполнители: AC/DC

Выход нового альбома классиков рока невозможно было себе представить ни в каком виде. Обстоятельства жизни действующих членов группы в последние годы складывались настолько удручающе, что никто в здравом уме не мог себе и помыслить столь масштабного возрождения. Но – случается же! – к фронтмену группы Брайану Джонсу чудесным образом (с помощью электронных перепонок) вернулся слух, восстал из небытия замешанный в скандале и отсидевший срок под домашним арестом Филл Радд, и даже дух ушедшего в 2017 году Малколма Янга, отца-основателя группы, незримо витал над оставшимися в живых участниками в процессе создания «Power Up». Название говорит само за себя: новый альбом получился настоящим гимном жизни и юности, и гимном удачным по всем своим компонентам. AC/DC – единственный в своем роде феномен, которому не требуется опора на эксперименты или заигрывание с новыми стилями: музыканты упорно воскрешают раз за разом всё те же ценности, на которых стоит культовый рок-н-ролл – несколько прямолинейно, однако с неизменно вызывающим восхищение энтузиазмом. С точки зрения качества звучание становится только лучше: голос воспрявшего Брайана Джонса с возрастом обрел характерный «чиркающий по металлу» тембр, треки, как вино, с годами только раскрываются; «Power Up» — это по-прежнему полнота, широта и мощь, фирменный драйв и настоящее путешествие во время лихое и давно ушедшее. 

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

Schubert: Die schöne Müllerin

Исполнители: Ian Bostridge (tenor), Saskia Giorgini (piano)

Очередной прекрасный релиз, посвященный камерно-вокальному Шуберту представил мастер жанра Lied Иэн Бостридж вместе с итальянской пианисткой Саскией Джоржини. В каталоге к релизу Бостридж пишет, как крепко сколоченная строфическая форма раннего Шуберта игрива и «народна», и как, должно быть, однозначно мы должны ее воспринимать; однако, несмотря на соседство с громадой «Зимнего пути», цикл «Прекрасная мельничиха» уже является началом всего того, что определит позднего Шуберта: и здесь уже «Эрос и Танатос невероятно тонко вплетены в музыкальную ткань». Исполнение Шуберта - это всегда проверка на нравственную самозаточенность, на внутреннюю ясность и честность. Здесь, как и вообще в немецкой Lied, всегда есть риск перейти грань салонности, не разглядев в бесконечных повторах несложной мелодики той громадности и простоты, которую сложно воспроизвести без пафоса и натужности. Обезоруживающая простота истории мальчика, который влюбился в девочку (но больше - в ручей возле ее дома), с ее гипнотизирующими повторениями и «небесными длиннотами», кружащими на одном месте - безутешно-мажорна. И такой ее представляют музыканты в этом релизе - безутешно-мажорной. Бостридж поет цикл уже почти 40 лет, и всякий раз находит в нем новые оттенки. Первая запись была сделана в 1996 году, и с годами музыкант стремится найти баланс между простым и сложным, сентиментальным и подлинно трагическим.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

Idiot Prayer

Исполнители: Nick Cave & The Bad Seeds

В этом печальном альбоме – самом, пожалуй, глубоком у Кейва – собраны самые разнообразные вещи из его карьеры, как ранние, записанные с Grinderman и с Bad Seeds, так и свежие треки из последнего альбома Ghosteen. Некоторые из них и вовсе никогда и нигде не исполнялись. Альбом создан в качестве саунд-листа к 90-минутному фильму-концерту Кейва в огромном гулком пространстве Александер-палас, и оставляет впечатление личной встречи с ним. Интимность этого напряженного бесконечного монолога, сопровождаемого одним только роялем, завораживает. Это настоящий музыкальный моноспектакль по мотивам собственной (довольно трагической) жизни, точно продуманный перформанс-реакция на происходящее в мире, кстати, не первый: до Кейва еще Лора Марлинг выступила на сцене пустой Union Chapel в Лондоне. Этот поток сознания в пустом пространстве позволяет интерпретировать песни более тонко, более трагично: рояль слегка не настроен, голос Кейва не перекрывают слои электроники, и впечатление от сего действа совершенно экзистенциальные. Редко лайв-альбом привносит что-то кардинально новое в творчество музыкантов, однако перед нами тот самый случай.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

Schumann & Brahms Lieder

Исполнители: Elīna Garanča & Malcolm Martineau

Еще один значительный релиз ноября посвящен немецкой Lied – мы выбрали его не случайно: после всех потрясений проходящего года хорошо погрузиться в по-настоящему большие вещи, приостановить безудержный бег рефлексии и более отстраненно взглянуть на реальность. Латвийская певица (меццо-сопрано) Элина Гаранча впервые записывается на DG: ноябрьский альбом становится новым этапом в ее творческом пути. Аккомпанирует певице давний партнер, прекрасный и чуткий пианист Малькольм Мартино. Как настоящей многомудрой оперной диве, Гаранче не нужны заигрывания с аудиторией или яркие концептуальные высказывания: здесь слушатель получит именно то, чего всегда хочет – безупречно выстроенное исполнение зрелого Шумана, представленного циклом «Любовь и жизнь женщины» op. 42, и оппонирующего Шуману, вечного его друга-соперника Иоганна Брамса со сборником лирических камерных пьес из разных опусов. В холодноватом, как бы специально затушеванном тембре Гаранчи звучит благородство и аристократическая выдержанность – настоящий «старый Голливуд» камерного музицирования. 

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

La vanita del mondo

Исполнитель: Philippe Jaroussky

Сложилось так, что в ноябре вышел релиз не только королевы барокко, но и непосредственно его короля, и посвящен он куда как более строгому жанру - итальянской оратории, полному благородства и сдержанного благочестия. Оратория это жанр, сопоставимый с классическим романом в литературе – в ней всегда множество тягучих детализированных линий, движение замедленно, и каждый номер представляется глубоким размышлением об устройстве бытия. Номера эти делились на более созерцательно-размышляющие и драматические – рассказывающие о каком-либо захватывающем эпизоде Священного Писания. Персонажи оратории - больше аллегорические фигуры, чем живые люди: речь их полновесна, переживания отстранены. Музыка эта предельно рационализирована, фраза в ней строится скорее по законам риторического, ораторского высказывания, определяясь не красотой мелодии, но текстом. Текст же этот – настоящая музыкальная проповедь, облюбованная католической реформацией, и Филипп Жарусски в ней - отстранясь немного от своего привычного амплуа сладостного ангела - проповедует жизнь и тихую радость. «La vanita del mondo» должен был выйти в апреле, но, однако, здесь все сложилось наиудачнейшим образом - сегодня это обращение к медлительности музыки трехсотвековой давности выглядит куда как ярче, и сильнее резонирует с происходящим вокруг. Релиз включает в себя арии из ораторий Алессандро Скарлатти, Фортунато Келлери, Антонио Кальдара и других, и представляется своеобразной свечой, закрытой от пронизывающего ветра стеклом - выражением внутреннего горения и вневременной уверенности в чуде сотворенного мира и благости его создателей.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

«ПЫЯЛА»

Исполнитель: Аигел

Электронный дуэт, состоящий из эксцентричной поэтессы Айгель Гайсиной и музыканта Ильи Барамии, выпустил свой четвертый лонгплэй, весь без исключений записанный на татарском языке. «Пыяла» с этого прекрасного жестковатого языка переводится как «Стекло». По поводу лирики Айгель сказать можно мало, увы, хотя сама поэтесса говорит, что тексты альбома посвящены преимущественно вопросам человеческой свободы от условностей, войн и трагедий, о миссии родительства, о ненасилии и прочих больших вещах. На русском подобное звучало бы действительно чрезмерно высокопарно, в сочетании же с колкими, непривычными уху аллитерациями и архаизированностью фольклорных наговоров становится весьма цепляющим. Альбом в целом жесткий, ледяной, сдержанно-яростный, с вымуштрованной цепкой ритмикой, и фразами, которые воспринимаются иногда почти как панчи.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: