Теодор Курентзис предлагает взглянуть на оперу вне культа и традиций, Борис Гребенщиков завершает мрачную трилогию, Хаски выпустил альбом-достоевщину, а Fiona Apple — «революционный» альбом, где звучание музыкальных инструментов соседствует с лязгом предметов домашнего обихода — редакция «Вашего досуга» вспоминает, какие знаковые альбомы подарил нам 2020 год.
МИРОВАЯ МУЗЫКА
Fetch The Bolt Cutters
Исполнитель: Fiona Apple
Фиона Эппл никогда не была исполнителем, который поставляет приятные слуху мелодии или запоминающиеся припевы. Ее новый альбом Fetch the Bolt Cutters звучит революционно: простые аккорды накладываются на нестандартные ритмы, а в аранжировках вместо музыкальных инструментов регулярно используются предметы быта. Саунд может показаться диковатым и даже отталкивающим, но неинтересным его не назовет никто. Певица живет в уединении и редко выпускает новые диски, что делает ее очередной альбом лучшим спутником в изоляции. При этом Эппл известна тем, что не любит делать то, чего от нее ожидают: ее новые треки — без пяти минут псалмы. Иногда трудно понять, к чему именно певица клонит в каком-либо отдельном стихе, но ощущение чрезвычайной важности того, что она поет, буквально ошеломляет.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
After Hours
Исполнитель: THE WEEKND
Впервые Уикнд упомянул, что работает над новым альбомом в ноябре 2018 года, когда во время выступления сказал: «Глава IV — скоро», подчеркивая, что все его альбомы — один сквозной роман. 12 января 2019 года Тесфайе (имя артиста) продолжил рассказывать об альбоме и его звуке, написав твит: «Больше не будет дневной музыки», что намекнуло, что на альбоме продолжатся идеи, заложенные в «My Dear Melancholy». В новом, четвертом альбоме главный антигерой поп-музыки наконец-то нашел гармонию между загадочным нуар-попом и достойными гладиаторский арены амбициями, что запустило его в топы всех мировых чартов. Трудно сказать, где кончается вселенная слушателей, занятых заполнением духовных пустот сексом, наркотиками и романтикой, и начинается вселенная мучительной, грустной и пьяной опустошительной любви самого Уикнда. Пожалуй, это самое прекрасное качества After Hours, который стал лучшим альбомом артиста.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
Shabrang
Исполнитель: Sevdaliza
Жизненный путь Севды Ализе это настоящий манифест сильной женщины, которая умеет абсолютно все - и в профессиональный спорт, и в пять языков, и даже в собственный лейбл в Амстердаме, на котором вышел ее второй полноформатный альбом. У нее насыщенная судьба – впрочем, при сочетании иранских корней и многих талантов какая судьба может не быть трудной, хоть Севда и переехала в Голландию вместе с родителями в возрасте пяти лет. «Shabrang» - в переводе с персидского «цвет ночи» - это 15 абсолютно мистических треков, среди которых нет ни одного проходного. В рамках трип-хопа, электроники и минимальных выразительных средств певице удалось вывести совершенно особенный, ни на что не похожий стиль, полный аллюзий на арабскую песенную манеру с ее бесконечными изысканными скольжениями между тонами. Севдализа определенно мыслит в микротоновой системе, как и Tamino, возможно, бессознательно работая с наследием собственных корней. 15 песен идут одной сплошной темной чередой: в них поднимаются тяжелые темы, и в равной степени тяжело их слушать - как тяжело всякое столкновение с тягучей экзистенциальной тьмой. На сегодняшний день это одно из самых ярких женских высказываний, названное певицей «глубоким любовным письмом самой себе».
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка
KiCk i
Исполнитель: Arca
Спустя три года после нашумевшего альбома «Arca» венесуэльская певица, автор песен и диджей Алехандра Герси выпустила альбом «KiCk i», радующий смешением стилей и щедро приправленный фитами: в частности с исландской дивой Björk и знаменитой испанкой ROSALIA. В новом альбоме Arca редуциет свой фирменный тяжелый звук большого барабана, равномерно отбивающего 4/4, до шепота, который колеблется вокруг растекающегося вокала. За минувшие три года Герси влюбилась и одновременно обрела уверенность в своей небинарной идентичности. Если ее предыдущий альбом вызывал ассоциацию с грустной научно-фантастической оперой на дрейфующей космической станции, то «KiCk i» — это уже вечеринка в прямом эфире Instagram, где Герси предстает безудержной, озорной и радостной. Темы гендерной флюидности, ода самости, праздник либидо и психоделический лиризм выражаются через разнообразие стилей: в релизе нашли место и реггетон, и техно, и тяжелые рок-баллады, и хип-хоп, и, конечно, превалирующая тягучая электроника, превращающая каждый элемент аранжировок в хаотичное гудение. Да, при всем многообразии, получился, скорее, поп-альбом, но сделан он «по уму» — его интересно слушать впервые, и хочется включить повторно.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
La Passione: Nono, Haydn & Grisey
Исполнитель: Barbara Hannigan
Выдающаяся канадская оперная и концертная певица Барбара Ханниган сама поет и сама дирижирует, уводя слушателей в путешествие от венской классики до авангарда и предлагая три размышления на тему смерти. Отправной точкой для третьей записи Барбары Ханниган на лейбле Alpha стала работа Жерара Гризе (1946-98), которая особенно близка ее сердцу. Гризе задумывал свое произведение как музыкальную медитацию о смерти в четырех частях: смерть ангела, смерть цивилизации, смерть голоса и смерть человечества. Выбранные тексты принадлежат четырем цивилизациям (христианской, египетской, греческой, месопотамской) и имеют общий фрагментарный дискурс о неизбежности смерти. Луиджи Ноно (1924–90) был политически ангажированным композитором. Его произведение — душераздирающий крик соло-сопрано, — отдает дань памяти борцу за свободу, которого пытали французские десантники во время алжирской войны. Барбара Ханниган поет и дирижирует эту пару произведений XX века со своими друзьями из Ludwig Orchestra. Она решила соединить их с классической симфонией мастера жанра Йозефа Гайдна, который также занимается темой Страстей. Ее интерпретация получилась чрезвычайно интенсивной и очень личной.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
Silver Age
Исполнитель: Daniil Trifonov
Концерты Скрябина и Прокофьева, фрагменты из «Петрушки» Стравинского, целый фейерверк миниатюр – в двойном релизе пианиста Даниила Трифонова собрана россыпь искрящихся авангардных звучаний композиторов-новаторов, переливающихся всеми гранями своего разнообразия. Примечательно, что релиз открывает редко исполняемая Serenade in A Стравинского — колкая, свежая, острая, она задает тон целому альбому. Набор произведений здесь предстает как бы одним большим кристаллом, грани которого проворачиваются перед глазами; на каждой из этих граней расположена определенная стилистика полифонического взаимодействия голосов — полифония действа танцевального (Стравинский), кинестетического (Скрябин) и кинематографического (Прокофьев). Даниил Трифонов демонстрирует безупречное владение архитектоникой фортепианной фактуры, а также свое блестящее умение высекать мраморные полифонические пласты крупно, но при этом детализированно. Релиз завершают концерты Скрябина – также не самые исполняемые его вещи, но по наполненности и концентрации мятущегося духа наиболее полно соответствующие началу XX века и энергетически заряженной эпохе. Вершиной здесь становится абсолютно гениальное (никак не удается избежать этого слова) исполнение Второго концерта Прокофьева.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
What's Next, Vivaldi?
Исполнители: Patricia Kopatchinskaja (violin), Il Giardino Armonico, Giovanni Antonini
Идея концептуального альбома-спектакля под авторством возмутительницы спокойствия Патрисии Копачинской уже не раз доказала свою состоятельность. Прослойка привычных концертов Вивальди сочинениями авторства современных итальянских композиторов - концепт куда менее броский в сравнении с тем, что скрипачка делала до того, и оттого, вероятно, куда более значительный. Интеллектуальный диалог между языками, эпохами и стилистиками не нов, ему посвящены практически все программы Патрисии: однако здесь усложняющееся человеческое сознание третьего тысячелетия выступает рядом с эталонно исполненной аутентикой особенно уместно. Диск записан совместно с ансамблем Il Giardino Armonico под руководством Джованни Антонини - блестящими и яростными бунтарями от исторического исполнительства: они обращаются с барочной ритмикой и темпами так, будто для них не существует никаких ограничений, впадая порой в настоящее джазирование. Здесь открываются новые имена итальянской музыки, ряд которых увенчивается бесконечно пронзительным «Moghul» Джованни Соллима; барочная чеканность здесь распадается на всхлипы и вздохи, но сохраняют при этом свою суть – кто бы мог подумать, что теорба и барочная флейта смогут стать актуальными для сегодняшних реалий? «What’s next, Vivaldi?» - программа-хит, интеллектуальный блокбастер, который завершается трагическим диалогом для двух скрипок Белы Бартока – своеобразной пострефлексией изменившегося навсегда человеческого сознания.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
Searching for Ludwig
Исполнители: Kremerata Baltica, Gidon Kremer, Mario Brunello
Два рыцаря от инструментальной музыки, руководитель Kremerata Baltica Гидон Кремер и большой друг коллектива Марио Брунелло совершают этим релизом прустовское паломничество «В сторону Бетховена». Они записывают два поздних его квартета (в переложении для струнного оркестра, что добавляет интимности квартетного звучания объективности). Эти два квартета являются самыми сложными в творчестве Бетховена как стилистически, так и концептуально: от них перекидывается мост в современную музыку и современность вообще. Поиск Бетховена для Кремера и Марио Брунелло здесь равнозначен поиску человека в человеке. Время стоит мрачное: стремление приблизиться к самому «человечному» из всех музыкальных гениев означает попытку нащупать ту истину, что прячется сегодня за трагедийностью происходящего. «Людвиг! Людвиг! Музыка! Где же музыка?» - выкрикивает во вступительной к диску композиции Лео Ферре, композитор-революционер. Его «Muss es sein?» - это песня для оркестра, хора и оратора, которая исполняется здесь в переложении для голоса Ферре, ушедшего в 1993 году, а также для виолончели, струнных и ударных. Смотри, Людвиг, вот они мы, мы - человечество, и в 2020 году нам всем очень плохо: ответом на это выступает третья часть бетховенского квартета op. 135 - шедевр созерцания, гимн вселенной и человеческой душе в ней. Вообще поздние квартеты своей экспериментальной формой и кое-где весьма авангардными звучаниями удачно вступают в диалог с сюитой Джованни Соллима «Note Sconte», каждая часть которой аранжирует фрагменты незавершенных тем Бетховена. Так мысли века XIX получают жизнь в русле века XXI, а человечество обретает ответ на свой вопрос. «Es muss sein! Так должно быть!»
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
РОССИЙСКАЯ МУЗЫКА
«Ностальгия»
Исполнитель: Хадн Дадн
Вся наша жизнь в Москве — это метро: бежать по скользкому переходу, втаскивать себя по эскалатору, потом долго ехать задушенным чужими телами; ловить на полном ходу тяжёлые металлические двери и снова погружать себя в несущийся в темноту поезд. Альбом «Ностальгия» от Хадн Дадн не просто самым точным образом рисует эту повседневную реальность, нанизывая на стеклянное синти-поп звучание сюрреалистические тексты. Каждая песня — это пронзительный стеклярусный осколок той экзистенциальной повседневности, которая сопровождает нас повсюду. Солистка Варя Краснова может, кажется, спеть целый гимн любому банальному объекту, а в этом альбоме героиня будто бы бесконечно перемещается — в трамваях, маршрутках, поездах — рефлексируя в духе постмодернистского потока сознания и коллекционируя на бегу своего бесприютного маршрута встречаемых в пути маргиналов, проституток и бывших возлюбленных. Это яркая вереница болезненных историй нашего современника, человека, который садится напротив нас на Кольцевой. А песня «Как целовались с тобой» взрывает карнавальную сверкающую картинку изнутри, показывая, сколько прячется за этим статичным, казалось бы, перечислением, настоящей миллениальной тоски. «Мы целовались с тобой под осенней листвой, а теперь я тебя ненавижу»: вот так разом, просто и со вкусом обо всех нас.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
«Хошхоног»
Исполнитель: Хаски
Альбом Хаски звучит ровно, профессионально и единообразно: тексты растворяются в гулком электронном звучании, которое своей изобретательностью перекрывает тексты, не всегда прослушивающиеся по причине его довольно невнятной дикции (стоит заметить, ранее Хаски этим не страдал). «Хошхоног», который является ничем иным, как бараньей кишкой – это альбом-достоевщина, альбом-теракт; жизнь здесь – фантасмагория, состояние героя нашего времени – один сплошной деструктивный сценарий, доведенный до абсурда. Приходится признать, что сегодняшний Хаски – главный проводник хардкора в русском рэпе, и привело его к этому ничто иное, как состояние серьезного экзистенциального переворота («Птицы», «Ода ничему» - не главные, но показательные треки о том, как абстракция съедает смысл). К самым многослойным и интересным можно отнести «Владыку слов», где отчетливо слышен Стравинский и диалоги с Батаем; вообще же интеллектуализм, помноженный на абсолютную беспросветность – сочетание сильное, бьющее наотмашь; трагический талантливый сюр.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
«Знак огня»
Исполнитель: Борис Гребенщиков
Летом 2020 БГ завершил мрачную трилогию «Соль» и »Время N» совсем не мрачным, а вовсе даже карнавально-смеховым путешествием по жанрам – здесь вместо полнейшей безнадеги предыдущих релизов вам как на цветном восточном прилавке рассыпаны африканские ритмы, латина, джаз, и ямайский регги: все в лучших традициях. Конечно, здесь множество самоповторов — куда без них — и многое мы уже когда-то у Гребенщикова слышали: однако способность по-новому высказываться о вечном, будь то ярость по поводу бесконечного несовершенства бытия или ностальгия — это тот самый дар, с которым можно идти все вдаль и не утратить радости вглядывания в бытие. При этом сквозь многообразие стилей всегда сквозит фирменная (если можно так выразиться) буддийская печаль, тонкая и светлая, а главное, вышедшая наконец из-под покрова всеобъемлющей «рассерженности» — вышедшая в гротеск «Вон Вавилон», в разухабистое фортепиано «Масала Доса», в ангельское спокойствие «Вечного возвращения». Смеховая культура лишь один раз оборачивается своим истинным лицом в крохотной песне «Хиханьки да хаханьки», которая вдруг «выходит из-за стола» предыдущих бесчинств, переходит в трагическое «Не судьба», но в конце снов вновь возвращается в свет, только уже без паясничанья — в субъективный буддийский свет, с которым, как мы уже знаем, даже в 2020 году ничего не страшно.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
«Кромешна»
Исполнитель: OQJAV
Четвертый лонгплэй инди-поп группы «OQJAV» (Вадик Королев, Ярослав Тимофеев, Дмитрий Шугайкин) «Кромешна» — это настоящая большая лирика. Звучание музыки у трио стало еще более разреженным, что пошло материалу только на пользу: начиная со второй песни, давшей название всему альбому, каждая следующая все точнее бьет в самое острое и больное для любого русского человека с его любовью к чистой, слегка отдающей алкоголем пронзительности, аллитерациям, приправленным налетом легкой порочности и к мастерской игре слов. Каждая песня – лаконичная мини-исповедь, микрокосмос тягучей, холодноватой мужской драмы. Прозрачность, тоска, сдавленное «целую твои руки». Строчки вроде «ты снишься мне в косынке, ведешь за ручку сына» — и вовсе тяжелая артиллерия, отсылающая сразу к обоим Тарковским; поэзия здесь — эдакий талантливый слоеный пирог: проглядывают и Гумилев, и Веничка Ерофеев, и Эдуард Лимонов, и Вертинский, и бог знает кто еще. Главное, что в русле общепринятой, в общем-то, эстетики, музыкантам удалось сотворить яркое авторское звучание минимальными и точно выверенными средствами. Получилась эталонная история одной ноябрьской меланхолии.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
ПОЛОВИНА, НЕ УСТУПАЮЩАЯ ЦЕЛОМУ
«Крым»
Исполнитель: Земфира
После экспериментального сингла «Джозеф» на микс из стихов Бродского Земфира помолчала и таки написала более традиционную для себя песню. Крым здесь появляется как образ чего-то ирреального, и относить его появление в тексте к политической повестке совершенно бессмысленно. Песню почему-то много ругали, и совершенно зря, на наш взгляд: надрывная баллада о любви, выстроенная по всем канонам - это сложный жанр, и Земфира в нем по-прежнему одна из лучших. К тому же, благодаря отдельным репликам песня в свое время косвенно стала гимном карантина, ведь «если ты будешь со мною жить, ты устанешь меня любить».
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
«Кавказ»
Исполнитель: «Обе две»
Тема внутренней миграции можно продолжить весенним синглом Кати Павловой и группы «Обе Две» на стихи Евгения Горона. Нервный, затаенный, ставший визитной карточкой певицы наговор про море и любовь с алкоголем, хорошая поэзия, стабильный качественный звук: песня написана по мотивам рассказа Бунина и, по словам Кати, является для нее одной из самых больных.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
Fragments Part I — Traviata
Исполнители: musicAeterna
И напоследок: после всех трагедий и маргиналий 2020 стоит вернуться к вечному – и хорошо сделать это в связи с декабрьским выходом нового проекта Теодора Курентзиса «Музыка. Фрагменты». Переосмыслять старый, замученный репертуар необходимо. Вспоминать, почему та или иная опера считается шедевром – необходимо вдвойне. Эпизоды вердиевской «Травиаты», сыгранной и спетой с характерным для оркестра и сопрано Надежды Павловой тонким психологизмом – очередная большая веха в мире musicAeterna. Что если сыграть оперу вне традиции, вне культа, вне заданных композитором указаний? Что если наконец очистить звучание голоса умирающей от чахотки женщины от излишнего вибрато, заполнить паузы прозрачной струнной партии галактической гулкостью и, как следствие, нездешним микротоновым психологизмом? Все это сделать было необходимо, и выход в открытый космос вневременных шедевров – достойный итог самого сложного года.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка