В Москве продолжается зимний Международный фестиваль под руководством маэстро Юрия Башмета. В течение нескольких дней на крупных концертных и театральных площадках столицы – в филармонии, консерватории, Концертном зале «Зарядье», «Современнике» и других – проходят выступления выдающихся музыкантов и оркестров, театральные спектакли, литературные выставки и даже финал фотоконкурса о жизни людей искусства. Столичный фестиваль Башмета и его команды, поначалу воспринимавшийся как приквел к их более «возрастному» фестивалю в Сочи, в этом году заявил о себе более уверенно – даже несмотря на сегодняшние условия. Музыкальный критик Надежда Травина посетила два концерта в рамках фестиваля и делится своими впечатлениями.
Неустанно следуя традиции, Юрий Башмет идёт по пути объединения смежных видов искусства на своих фестивалях (музыки, театра, литературы, живописи), приглашая наиболее ярких сегодняшних представителей каждого из них – от актёра Константина Хабенского, сотрудничающего с маэстро уже много лет до швейцарца Оскара Бьянки, одного из самых авторитетных композиторов в сфере современной академической музыки. Исполняемые «Новой Россией» и «Солистами Москвы» классические хиты для меломанов здесь органично сосуществуют с крупными «серьёзными» сочинениями и с только что написанными опусами; ощущения винегрета не возникает по той простой причине, что каждая программа выстроена с особой тщательностью. И каждый раз, листая красочный подробный буклет фестиваля, разбегаются глаза: выбор событий весьма широк и разнонаправлен, говорить можно о каждом подробно и долго. Мы же остановимся на двух концертах, которые, пожалуй, лучше всего охарактеризует «глянцевая» эффектная фраза «звёзды сошлись».
«Дождь слёз» в день рождения
Первый «десант» звёзд высадился в Московской филармонии. Вечер открылся хитом всех новогодних концертных программ любого сезона – увертюрой к оперетте «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. Праздничный тон был задан неслучайно: маэстро Башмет встречал свой день рождения, и всё – вплоть до роскошных люстр с живыми цветами, украшавших сцену – соответствовало этому событию. Поздравить маэстро вышли российские и (что важно) зарубежные музыканты: последних сегодня не так-то просто привезти, учитывая по-прежнему закрытые границы. Немецкий баритон Маттиас Гёрне, у которого на родине – полный локдаун, спел четыре песни Франца Шуберта: одну из них, «Дождь слёз» из цикла «Прекрасная мельничиха», наверняка слышал хоть один процент из 50-ти сидящих в зале. Гёрне привлекал внимание не столько звукоизвлечением, сколько пластичными телодвижениями, очевидно, помогающими ему добиться нужной фразировки: казалось, что артисту неудобно находиться либо в данной тональности, либо в балансе с оркестром; впрочем, любимец публики, не раз выступавший на российских сценах, преподнёс эти четыре миниатюры с большой любовью и романтической одухотворённостью.
Ещё одним заграничным гостем вечера стал французский арфист Ксавье де Местр. Для нас мужчина за арфой – уже событие (у многих инструмент ассоциируется с девочкой в красивом платье), но для европейцев эти гендерные стереотипы наверняка не имеют особого значения. Ведь значение имеет то, что именно хочет представить публике артист: в нашем случае он подарил публике настоящий раритет, ценность которого могли оценить настоящие знатоки. Ксавье де Местр исполнил Концерт для арфы с оркестром Франсуа-Адриена Буальдьё – композитора XIX века и придворного музыканта Александра I. Классический по стилю и структуре концерт напоминал изысканную стилизацию Гайдна, Моцарта и Бетховена одновременно, но в сольных высказываниях уже смотрел в подступающий романтизм.
Три отечественных артиста – победители прошлого и позапрошлого конкурсов Чайковского сопрано Мария Баракова и пианист Дмитрий Маслеев, а также мэтр скрипичного искусства Максим Венгеров в этот вечер порадовали своим качественным, уверенным исполнением – особенно, запомнилась ария Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» в чувственной, томной интерпретации Бараковой.
Только XX век, только хардкор
Другой концерт в рамках фестиваля, привлекший внимание и великолепной программой, и интернациональным составом солистов, прошёл в Концертном зале «Зарядье» и носил название в духе просветительской лекции: «XXвек – век поиска». Лекции маэстро Башмет читать не стал, а может и зря: кто как не он является одним из ведущих исполнителей и популяризаторов «авангардной» музыки прошлого столетия и той, что пишут композиторы сегодня. К последней у Юрия Абрамовича, кстати, отдельный интерес: на его фестивалях практически всегда звучат премьеры самых свежих опусов, которые композиторы создают по его заказу (практика, широко действующая в Европе, но не в России). Впрочем, в программе концерта, о котором идёт речь, маэстро объединил скорее «олдскульные» сочинения XX века – например, жемчужину неоклассического периода Игоря Стравинского, «Итальянскую сюиту» из музыки балета «Пульчинелла», которую изящно и с утончённым вкусом сыграл виолончелист Иштван Вардаи или, скажем, лирико-возвышенное Адажио Арама Хачатуряна из балета «Спартак», прозвучавшее у оркестра как мощный финал в каком-нибудь фильме эпохи итальянского неореализма. К этим номерам примкнул Первый концерт Мориса Равеля, неожиданно превратившийся в джазовую сюиту: солист Давид Фрай (он же Давид Фрэ в привычной транслитерации на русский) был раскован и свободен в исполнении, и ему, очевидно, не мешала медицинская маска.
Особый момент концерту в «Зарядье» придало выступление двух сегодняшних суперзвёзд – тенора Богдана Волкова и скрипачки Патриции Копачинской. Сладкоголосый светловолосый Волков уже успел неоднократно поработать с выдающимися оперными режиссёрами Дмитрием Черняковым и Саймоном Макберни, давно уже покорив и музыкальных критиков, и публику. В «Зарядье» Волков представил вокальный цикл Бенджамина Бриттена «Озарения» – девять изысканных миниатюр на стихи Артюра Рембо, то декламируя фразы как в оперных речитативах, то выходя на открытый лиризм как в сольной арии, и лишь под конец сумел обрести гармонию с камерным ансамблем. Но настоящий XX век, настоящий хардкор настал лишь тогда, когда на сцену вышла Патриция Копачинская, по своему обыкновению, босая и в чёрном. Её экспрессивное, почти что дьявольское исполнение «Траурного концерта» немецкого композитора Карла Амадеуса Хартмана, где в финале звучит цитата революционной песни «Вы жертвою пали» (история создания этого опуса вообще удивительна – стоит погуглить), одновременно захватывало и дух, и внимание – что, впрочем, не мешало открыто радоваться тому, что мы имеем возможность это слышать вживую здесь и сейчас.