С момента выхода последнего полноформатного альбома Земфиры прошло уже 8 лет. Это самый долгий перерыв в карьере певицы. За это время вышли синглы «Крым» и «Джозеф». Возможно они войдут в новый альбом, но вероятность этого не высока. Пожалуй, из уже известных треков на новом альбоме точно стоит ждать «Абьюз» и «Гудбай» — релизов студийных записей еще не было, Земфира исполнила их на концерте в Дубае, о чем подробно и с видео мы рассказывали в специальном репортаже «Вашего досуга».
Наконец несколько минут назад, сегодня в полночь с 18 на 19 февраля, вышел трек с загадочным названием «Остин». Эта песня — гарантированно ласточка с нового альбома. Пусть не первая, но крайне важная. Новый альбом, к слову, уже сведен и записан. Близкие певицы уже заявили, что его послушали и отозвались о нем как о чуть ли не лучшем в дискографии Земфиры. Мы не будем забегать вперед и хотим рассказать, кто же такой этот «Остин», и почему эта дружелюбная песня — пугающая и повествующая о погружении в одиночество.
«Здравствуй, Остин. Привет, Остин. Давно не виделись», — начинается трек. Может показаться, что певица обращается к хорошему знакомому. К тому, кого рада видеть. К тому, кого готова приветствовать горячо, страстно и несколько раз, подчеркивая своим «давно не виделись» тяготу долгой разлуки. Все бы хорошо, но Остин — не человек. Точнее — не живой человек. Это персонаж популярных мобильных free-to-play игр-головоломок Homescapes и Gardenscapes, — дворецкий, восстанавливающий с помощью игрока фамильный сад. Следующие строчки также отсылают нас к миру игры: «Как там Робби, его тачки?». Робби в названных играх — друг детства Остина и по совместительству плотник.
В игре Остин с вами общается. Вы нажимаете на разные предметы и герой может высказать о них свое мнение. Милая механика, призванная давать игроку подсказки и создавать у него симпатию к добродушному и забавному Остину. Но что, если кроме Остина, вам больше не с кем поговорить.
Среди людей далеких от мира гейминга и слабо пользующихся интернетом широко распространено мнение, что компьютерные игры вредят психическому здоровью, провоцируют замкнутость, агрессию. Это не совсем так. Скорее они служат поводом для выплеска накопившихся переживаний. Более того, видеоигры могут быть полезны в лечении таких коварных психологических расстройств, как депрессия и тревога.
Например, согласно докладу создателей мобильного приложения Personal Zen, их разработка помогает уменьшить проявления беспокойства и снизить стресс одиночества уже после получаса игры. Бета-версия Personal Zen вышла аж весной 2014 года и сразу начала приносить пользу «пациентам». Игра предлагает сосредоточить внимание на счастливых лицах людей, игнорируя те, что выражают негативные эмоции. Как заявила автор приложения Трейси Деннис, профессор психиатрии из Колледжа Хантера в США, пользователи Personal Zen уже после 25 минут игры проявляли меньшие симптомы тревожной депрессии, чем контрольная группа. Исследование опубликовано в мартовском номере клинико-психологического журнала Clinical Psychological Science.
Еще одно крупное исследование провело министерство по делам ветеранов США. Они выясняли, насколько приложение PTSDCoach с присутствием игровых элементов может быть эффективно для ветеранов с посттравматическим стрессовым расстройством.
О том, что игровая терапия действительно помогает, говорят и рядовые пользователи. По словам Ревы Вуд, которая страдает от аутоимунного заболевания, в приложении SuperBetter она выполняет простые задачи (поискать в YouTube или картинках Google любимое животное, посмотреть несколько минут в окно, поговорить с другом, выйти на улицу на несколько минут и т.п.), получает за них очки и чувствует мотивацию.
По словам Кэрол Ландау из Медицинской школы Уоррена Альперта при Брауновском университете, польза от игр и правда есть, однако не стоит ее преувеличивать. «Но вот в чем нюанс: ничто не заменит психотерапию лицом к лицу, — говорит она, — Подумайте, какие ощущения вызывает беседа с реальным человеком, который вас слушает и дает навыки, несопоставимые с мотивацией от игр».
Обратимся к России. Средств и внутреннего ресурса на регулярные сеансы у психотоперапевта у многих нет. Зато по статистике полмиллиона россиян каждый день проводят до 40 минут с дворецким Остином. На уборку в виртуальном доме и сбор урожая в пиксельном саду люди тратят больше времени, чем на ролики в YouTube и посты в Instagram. Обе игры сделаны компанией с российскими корнями Playrix. Ее основали Дмитрий и Игорь Бухманы. Весной 2019 года Bloomberg назвал Бухманов долларовыми миллиардерами — у них по $1,4 млрд на брата. В народе их прозвали «вологодскими миллионерами». При этом песня не является рекламной — певица действительно хорошо знакома с миром игры, и есть все основания полагать, что провела в компании Остина и Робби не один день.
Остин стал для Земфиры как выразительного поэта метафорой одиночества и изоляции. Символом краха наследия прошлого, гибелью прежнего уютного мира: он улетает с молотка, как ценности поместья, и сгорает на глазах, как само имение. Это отчаяние такой силы, когда, не имея возможности и сил воссоздавать свой фамильный сад, начинаешь помогать в этом компьютерному персонажу. Когда интересуешься его мнением и положением дел на любовном фронте («Поматросил и бросил?»). В конце концов, когда начинаешь говорить ему: «Заходи в гости!», зная, что это невозможно.
Над треком и клипом работали:
Земфира — музыка, слова, вокал, программирование, продюсирование
Дмитрий Емельянов — клавишные, гитара, программирование, продюсирование, сведение
Дэн Маринкин — барабаны
Jolyon Thomas — сведение
George Shilling — мастеринг
Koshta — продакшн-студия
Petrick — арт-дирекшн
Petrick, Zheeshee — cg
Алексей Крупник — сценарист, режиссер
Андрей Николаев — оператор-постановщик