14 февраля, в католический праздник святого Валентина (которому в нашей стране удивительным образом придают особое значение) петербуржцев и гостей города ждал подарок: дебют примадонны Анны Нетребко в опере «Тоска» на Новой сцене Мариинского театра. Оперная суперзвезда и ее супруг, тенор Юсиф Эйвазов представили историю любви певицы Флории Тоски и художника Марио Каварадосси, развернувшуюся в эпоху господства реакционных сил Италии. Надежда Травина совершила путешествие из Москвы в Петербург, чтобы услышать знаменитую оперную мелодраму в исполнении популярного дуэта.

Любовь сильнее…

Нет ничего удивительного в том, что пятая опера Джакомо Пуччини уже много лет не сходит со сцен мировых театров. Композитор написал чувственную и душещипательную музыку в лучших традициях итальянской романтической оперы, создал изумительные по красоте арии, которые прочно вошли в репертуар исполнителей, в очередной раз воспел самое светлое чувство (и это все в начале XX века!). Сегодня «Тоску» любят миллионы – и зрители, и режиссеры, и вокалисты, однако на ее премьере публика скучала: сюжет времен итальянской реакции (1800 год) казался совсем несовременным. В основе пьесы драматурга Викторьена Сарду, которую талантливо обработали либреттисты Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза, любовь и самопожертвование не отделены от политических гонений и показательной расправы над несогласными. Возлюбленного оперной певицы Флории Тоски, художника Марио Каварадосси расстреляли за то, что помог спрятать своего друга, бывшего консула Римской республики и политического узника Чезаре Анджелотти. До того были пытки, домогательства, обман – и все это со стороны шефа полиции, барона Скарпиа (его Тоска убивает, чтобы спасти свою честь). Главным героям невозможно не сочувствовать, главного злодея невозможно не проклинать: несмотря на трагический финал – смерть влюбленных – любовь все же оказывается сильнее и выше всего. И в этом безусловная актуальность творения Пуччини.

Только пела, только любила

В образе Тоски Анна Нетребко была изумительна – так и хотелось сказать: «верю!». Во-первых, она внешне соответствовала своей героине – знаменитой оперной примадонне (довольно трудно представить здесь молоденькую певицу, которая не может справиться с артистическим волнением). Во-вторых, Нетребко как никто другой умеет невероятно погружаться в роль, проживать жизнь своего персонажа, не делая ни одного лишнего движения, не заламывая в отчаянии руки (чем часто грешат многие вокалисты). Флория Тоска в ее прочтении – это смелая, решительная женщина, завораживающая каждым своим следующим шагом: в сцене убийства Скарпиа (Алексей Марков) раскрылся ее и талант драматической актрисы (и он важен для показа героини, ибо драматург создавал свою пьесу под впечатлением от игры великой Сары Бернар). Партия Тоски написана для сопрано и при всех, казалось бы, богатствах – есть и прекрасные мелодии, позволяющие раскрыть диапазон голоса, и речитативы, похожие на взволнованную речь – таит в себе уйму тесситурных трудностей. Тембр Нетребко сейчас больше похож на драматическое меццо, однако она бесстрашно, и словно назло критикующим ее голос сегодня, уверенно брала третью октаву: и можно только порадоваться, что злосчастный коронавирус, которым она переболела минувшей осенью, не стал тому преградой. После исполнения знаменитой молитвы Тоски Vissi d`arte(«Только пела, только любила») публика, аплодировала Нетребко, наверное, минуту, заглушая звучание Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Юсиф Эйвазов внешне также идеально соответствовал Марио Каварадосси: про дуэты с супругой и говорить не нужно – тот случай, когда семейный тандем помог творческому. В целом, его теноровая партия звучала убедительно, но помимо сверхэмоциональности и патетики хотелось бы услышать и тонкую лирику, ведь несмотря ни на что, Каварадосси остался таким же романтиком и поэтом – об этом прямо говорит его ария прощания E lucevan le stelle («В небе звезды горели»). А что же сама постановка и режиссерская интерпретация сюжета? Увы, здесь длинных описаний и эпитетов не будет. Мариинский театр представил довольно традиционный спектакль 2007 года американского режиссера Пола Карана. Никакой «режиссерской оперы» – строгое следование за либретто от начала до конца, никаких сценографических выдумок – просто действие в церкви Сант-Андреа, просто действие в кабинете Скарпиа, просто действие перед замком Сант-Анджело (задник обыгрывает буквы ROMA/AMOR: понятно, что этим хотел сказать сценограф Пол Эдвардс). Наверное, в данном контексте показ нового или радикального спектакля был бы не столь уместен: в фокусе внимания публики ведь приглашенные звезды, не так часто балующие российскую публику своим визитом. Впрочем, вскоре Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Валерий Гергиев и оркестр приедут в Москву, чтобы представить оперу «Турандот» в концертном исполнении.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: