Юлия РАЙНЕР — певица, участница четвертого сезона шоу «Голос». Музыкальные способности у маленькой Юли Райнер родители заметили еще в детстве, но, желая развить в ней более рациональные качества — упорство, терпение, трудолюбие и умение добиваться результата — отдали ее в профессиональный спорт. Однако страсть всей жизни взяла свое, и в итоге Юлия Райнер получила хорошее музыкальное образование (от многолетних занятий со знаменитой вокалисткой и педагогом Машей Кац до коучей из Швецией) и сегодня делает фирмовую музыку на русском языке с западным качеством звучания. Редакция «Вашего досуга» узнала у Юли Райнер подробности ее пути в профессию.
Юля, ты помнишь, в каком возрасте впервые задумалась о карьере певицы?
Музыка всегда была для меня важна. Я всегда задумывалась о том, что слушала: с папой машине или одна дома. А поскольку с шести лет я занималась профессиональным теннисом, у меня вся жизнь была сформирована вокруг тренировок, соревнований и сборов. Всерьез просто не было времени подумать о чем-то другом. Да и в семье никто не предлагал меня отдать, скажем, в кружок танцев. Да, дома было пианино, но потом его продали, и у меня появились ракетки. Это странная история. Я училась в школе, мне было лет 14, и подружка сказала: «Слушай, я сегодня иду на урок вокала». И я поняла, что тоже хочу. По принципу: «А что, так можно было?». Это прозвучит очень странно, но поначалу мне было неловко рассказывать друзьям об этом. Не знаю почему, но мне казалось, что это какая-то смешная, странная деятельность, как если бы ты сейчас пошёл, например, балетом заниматься.
Можно ли сказать, что у тебя все детство было построено вокруг реальных достижений вроде профессионального спорта, а интерес к музыке попал в категорию хобби?
Мне не нравится слово хобби, для меня это намного серьезнее, важнее. Для меня это потребность души, глубинная и непроходящая. Еще музыка для меня — самое эффективное поле для поиска себя, познания себя как женщины, как человека. Почему пошла учиться петь? Потому что всегда страстно любила музыку, любила конкретных исполнителей и песни, и хотелось уметь делать такие же вещи, как те, что с детства меня вдохновляли. Мне мало быть слушателем, мало быть наблюдателем, хотелось действовать, быть по ту сторону закулисья.
Часто люди, которые занимаются вокалом профессионально, говорят: «я певец», другие говорят: «я музыкант». Как ты себя воспринимаешь — ты певица или музыкант?
По своей природе и по тому, как я отношусь к делу, мне, конечно, правильнее было бы называться «музыкантом». Потому что мне все небезразлично, я везде влезаю – какой текст, какая аранжировка. У меня есть свое чувствование музыки, я ее тонко ощущаю.
Алла Пугачева повторяет: «вокалистов много, певцов мало». Для тебя эта разница так же осязаема?
Я понимаю, про что она говорит. Людей, которые умеют технически извлекать звук и даже пропеть сложную песню Уитни Хьюстон — их много, а людей, которые могут выйти на сцену и тронуть своим исполнением сердца слушателей, потому что они проживают песню здесь сейчас — их, конечно, гораздо меньше. Лично для меня есть разделение, хороший артист или неинтересный, цепляет или не цепляет. Про себя мне сложно говорить в таких категориях, у меня много своих комплексов и заморочек, хоть я и понимаю, что многие вещи делаю хорошо. Я могу хорошо спеть сложные вещи, у меня есть определенный вкус, и, если я снимаю видео – в них всегда присутствует определенная эстетика.
Обычно, когда люди так требовательно подходят к тому, что они делают, все подвергают жесткой самокритике, — это объясняется профессиональным занятием спортом в детстве. Возьмем Земфиру и ее баскетбольное прошлое… Занятие профессиональным спортом в детстве тебе помогает или скорее мешает?
Сложно ответить на этот вопрос, не уходя в психотерапию (смеется). Давай не будем в это углубляться. Спорт безусловно оказывает влияние — человек учится быть таким солдатом. Он делает, что надо, он не обращает внимания на свои желания, свои чувства. У него есть «надо»: встал, пошел. Это плохой навык для артиста, потому что артисту надо быть наоборот настроенным на свои ощущения, чтобы свободно текла энергия.. . А когда от тебя все время что-то требуют, в моем случае – папа, ты все время должен. Должен хорошо играть, должен выигрывать, должен не ошибаться, а иначе будут ругаться, или будет плохо. Мне кажется в этом отчасти корень перфекционизма — должно быть идеально, или мир порушится.
Певица – публичная профессия: надо держать зал, держать внимание людей, работать с ним. Но по иронии судьбы чаще больших успехов добиваются певицы-интроверты. Ты интроверт или экстраверт?
Я интроверт, конечно. Хотя я люблю общаться, люблю своих друзей, люблю новых людей. Но заметила, что, общаясь, я все же энергетически трачусь…
На концертах ты заряжаешься или тратишься?
Скорее заряжаюсь, потому что от многого получаю удовольствие. Мне ужасно нравится все, что с этим связано: репетиции, саундчеки, звук живых инструментов, возможность заниматься любимым делом. С другой стороны, когда мне что-то не нравится, я сильно расстраиваюсь.
Сегодня есть рабочая схема, когда человек с инстаграмом, youtube-каналом или ТикТоком набирает себе фан-базу, после чего решает, что он может петь. Учитывая, что у тебя есть все данные, все ресурсы, чтобы раскрутить Инстаграм, а потом сказать «кстати, я еще и пою», как ты относишься к этой схеме?
Я ее не очень для себя вижу, — я хочу заниматься музыкой. А во-вторых, я, конечно, не очень похожа на блогера. Да, и нет никаких амбиций или желаний им быть. Постоянно снимать себя, говорить что-то в камеру, — мне это не свойственно и не очень интересно. Пусть я люблю выложить красивую фоточку, и мне, как любой девушке, приятно получать лайки, комментарии, но именно жить этим — это меня не очень вдохновляет. Но, с другой стороны, в современном мире артисту без этого нельзя. Так что я стараюсь над собой работать и немного двигаться в эту сторону.
Ты не думала пойти другим легким путем? Делать что-то в русской традиции задушевных блатных признаний?
Начнем с того, что я никогда не любила и не слушала русскую музыку. Ни-ког-да. Сколько себя помню в детстве — слушала The Beatles дома или в машине, слушала ABBA, Элтона Джона, Мэрайю Кэри, Уитни Хьюстон и так далее. Русская музыка мне особо не нравилась. Нет, ну конечно, попадались какие-то хорошие песни, и мне не чуждо что-то такое по-русски душевное. Но все же музыкальная ментальность, в плане звучания, гармоний и аранжировок в первую очередь, у меня абсолютно западная. Я бы даже сказала американская.
Как ты отбираешь материал? Какие у тебя критерии? Как тебе его предложить?
Критерии очень простые: мне или нравится, отзывается что-то в треке, или нет. Хотя бы частично — мелодия, текст или настроение должны нравиться. Дальше можно дорабатывать. Мне много присылают на почту, в мессенджеры, даже в инстаграм. В инстаграм точно можно мне написать и спросить почту, чтобы прислать материал. Также иногда мы с командой делаем так называемые Writing camps, когда приглашаем авторов и битмейкеров (аранжировшиков), садимся обсуждаем, о чем хотелось бы песню, какое настроение хочется в ней передать и так далее. И пишем.
Я оскорблю тебя, если скажу, что ты лирическая певица?
Я лирическая певица… Все детство любила медленную лирическую музыку, моя любимая певица – это Селин Дион. В свое время мне очень нравилась Алсу. Она была первым русским артистом, который мне по-настоящему нравился. Я реально была ее фанаткой. Это было круто сделано, достойно, талантливо, не пошло, песни были классные. Конечно, лиризм мне близок. Я всегда выбирала и пела медленные, лирические, часто грустные песни. Это только в последнее время, может год-полтора у меня появилось очень много легкого светлого динамичного материала. У меня есть друг-музыкант, который считает, что петь песни про грусть и страдания – как бы «кармически» вредно (вроде как слушателям транслируешь негативные сценарии, и себя настриваешь, опять же. Я лично так совсем не считаю — для меня переживания и грусть – часть жизни. А музыка как раз помогает проживать это, и делать это красиво… Но, тем не менее, песни у меня стали точно веселее... Еще мне во всем важна определенная эстетика. Я редко что то хвалю, но вот, например, горжусь своим видео, которое мы сняли в Нормандии. Картинка очень красивая, кадры все красивые... Песня называется «Сильней тебя».
Танцовщик Сергей Полунин как-то сказал: «Я больше всего на свете боюсь делать дешевые вещи»...
О, да! У меня точно есть такая же фобия. Я очень не хочу делать «дешевую» музыку.
Музыкальная карьера требует больших инвестиций: коучи, авторы, продюсеры. Можно ли заниматься музыкой, чтобы зарабатывать, или это только по любви и всегда затратно?
Я думаю, что любая деятельность, если это не хобби, должна приносить какой то фидбэк, и финансовый – один из важных. Если ты делаешь хороший продукт, у него должна быть отдача. Иначе сложно себя почувствовать реализованным, сложно почувствовать, что ты что-то ценное сделал.