В этом году исполнилось пятьдесят лет с тех пор, как мир покинул выдающийся композитор «тысячи и одного стиля», практически «отец» музыкального авангарда, человек, который успел увидеть и Чайковского, и Джона Кеннеди – Игорь Федорович Стравинский. В честь этой даты Мариинский театр решил провести мини-фестиваль «Дни Стравинского» сразу в двух городах – в Петербурге и в Москве (здесь был выбран концертный зал «Зарядье»). В течение нескольких дней музыканты под управлением Валерия Гергиева исполнили ряд знаковых сочинений Стравинского: оперу-ораторию «Царь Эдип», Каприччио для фортепиано с оркестром (солист – Денис Мацуев), балеты дягилевского периода («Весна священная» Вацлава Нижинского, «Свадебка» Брониславы Нижинской, «Аполлон» Джорджа Баланчина), оперу «История солдата» и других. Надежда Травина посетила один из концертов в «Зарядье» и рассказывает о том, как оркестру удалось погрузить в сказочный мир Стравинского.
В один из вечеров Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева представил музыку балетов «Петрушка» и «Жар-птица». Подобное объединение абсолютно понятно. Оба балета входят в тройку так называемых «трех великих балетов» Стравинского (наряду с «Весной священной»), стилистически схожи, поскольку созданы друг за другом («Жар-птица в 1910-м, «Петрушка» в 1911-м), и, конечно же, написаны по заказу великого импресарио Сергея Дягилева для его антреприз. «Жар-птица» стала для Стравинского счастливым билетом, возможно, даже путевкой в жизнь – это был его первый крупный театральный заказ, позже неожиданно покоривший парижскую публику; «Петрушка» продолжила сотрудничество композитора с хореографом Михаилом Фокином и художником-оформителем спектакля Александром Бенуа, став триумфом для его создателей. Сегодня невозможно представить творчество Стравинского без этих балетов – их сценические версии и, в особенности, оркестровые сюиты звучат на всех концертных площадках мира.
Не стал исключением и Мариинский театр, в репертуаре которого – сочинения Стравинского самых разных жанров (а по словам Валерия Гергиева, до конца этого года репертуар расширится: так, уже летом пройдет премьера балета «Байка про лису»). Музыку «Петрушки» и «Жар-птицы» оркестр исполнил практически нон-стоп, без ухода на антракт, уложив избранные номера балетов в масштабный симфоцикл. В «Петрушке» во всей красе развернулась «живая», звеняще-гудящая картина масленичного гуляния – и вместе с тем, драма неуклюжего, смешного шута, чей мгновенно узнаваемый лейтмотив звучал иронично, будто с ухмылкой. Музыканты продемонстрировали и эффектные инструментальные ансамбли, и выразительные, сочные оркестровые соло (отдельное спасибо группе медных и деревянно-духовых), отчего богатая на всевозможные находки партитура Стравинского вновь оживала здесь и сейчас. Но особенно «драйвово» получились именно народные сцены: Валерий Гергиев задал по-настоящему лихой, разудалый темп, отчего в памяти всплыла фраза известного классика «какой русский не любит быстрой езды?»
«В этой сказке Стравинский действительно поймал свет-золото-перо, и вся партитура заискрилась радужным сиянием и свечением драгоценных камней-тембров», – писал о балете «Жар-птица» музыкальный критик Борис Асафьев. И балет, и оркестровая сюита – настоящая квинтэссенция сказки: закрываешь глаза – и тут же мгновенно переносишься в заколдованный сад Кащея. Оркестр колоритно воспроизвел самые разные «стороны добра и зла»: и таинственную атмосферу тихой, сумрачной ночи (Вступление), и чудесное, фантастическое появление Жар-птицы, и хоровод царевен (где Стравинский использовал народную песню «По садику»), и, конечно же, суперпопулярный «Поганый пляс», который музыканты сыграли с какой-то неслыханной силой, как ритуальный первобытный танец. Словом, на концерте в «Зарядье» невозможно было абстрагироваться от этих звуковых спектаклей, увлекательных путешествий в сказочный, вымышленный мир, которого нам так не хватает. Без сомнения, приношение Стравинскому – аттракцион неслыханной щедрости Валерия Гергиева и его команды удался на славу.