«Полусказочная клоунада» академической музыки, российский киберфолк и глубокий соул-рок из Исландии — Дина Якушевич рассказывает о самых интересных музыкальных альбомах прошедшей весны.
1. Schoenberg: Pierrot Lunaire
Patricia Kopatchinskaja, Alpha Classics
ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
«Pierrot Lunaire» — это «трижды семь стихотворений» на стихи поэта Альбера Жиро, для которых Арнольд Шенберг, один из создателей додекафонной музыки, написал партитуру для женского голоса и инструментального ансамбля.
Вокальная партия «Лунного Пьеро» стала манифестом так называемого «Schprechgesang», жутковатой поэтической декламации. Шенберг справедливо предположил, что всю полноту внутренней жизни человека невозможно изобразить с помощью одних лишь «прекрасных звуков» — и его эксперимент положил начало новой музыкальной эпохе. Здесь, безусловно, указываются ноты, однако сразу затем как бы размываются — и перед вокалистом стоит довольно сложная задача избежать как чистого звукового «пения», так и откровенной мелодраматической декламации. Новая форма выражения экспрессии здесь проявляется во всем — в звуке, в форме, в минималистической инструментовке. Скупость, монохромность, тончайшая тембровая дифференциация — все это создает впечатление жутковатого «кабаре» и потустороннего изломанного гротеска.
В чем же заключается эпатаж, которого всегда ждешь от релизов с участием Патрисии Копачинской? В том, что вокальную партию исполнила здесь именно она — да так, что многим оперным певцам с их не всегда необходимым плотным звучанием можно только позавидовать. Возможно, именно этого и хотел Шенберг — полусказочной клоунады с почти детским пришептыванием: это, совершенно точно, амплуа для Копачинской, ей даже не нужно в него перевоплощаться. Кроме «Пьеро» на диске представлены фортепианные опусы миниатюр Шенберга и Веберна — а переходом к ним становится «Императорский вальс» Штрауса в обработке Шенберга же, сыгранный с такой мефистофельской вкрадчивостью, что поневоле вспоминаешь о традиции Dance macabre — как о танце на костях тональной романтической музыки.
2. Reflections
Pablo Ferrández, Denis Kozhukhin
«Рефлексии» — изысканная пластинка для эстетов, поклонников тонких интертекстуальных связей между музыкальными «национальностями». В центре диска – виолончельная соната Рахманинова, вещь, знакомая российскому слушателю более чем хорошо; однако Пабло Феррандес (виолончель) и Денис Кожухин (рояль) выбрали для нее особый, «крупный» метроритмический рисунок, вычерчивающий все рахманиновские восхитительные длинноты словно бы с высоты птичьего полета, и на редкость трогательную, даже откровенную трактовку. Мы немного отвыкли от того, что Рахманинова можно исполнить не только лишь крупно и маскулинно, как это делают сегодня большинство исполнителей, а прямо противоположным образом — удивляясь каждому повороту, каждой возникшей словно из ниоткуда пронзительной гармонии. Виолончель Пабло Феррандеса тонка и аристократична, но главное, что ансамблевое единство и подробнейшая выделанность каждого эпизода этого непростого камерного взаимодействия свежи и юношески трепетны. Окружают сонату грозди испанской музыки Испании, родины Феррандеса, и его второй, музыкальной родины (учился он в традиции Мстислава Ростроповича). Эти изысканные миниатюры Мануэля де Фальи и Гранадоса тонко диалогизируют с рахманиновской рефлексией — и в конце концов сливаются в одно тоскующее испанско-русское duende: или, иначе говоря, «жизнь со вкусом смерти».
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
3. Im Abendrot
Matthias Goerne, Seong-Jin Cho
Новый релиз немецкого баритона Матиаса Гёрне и пианиста Сеонг-Джин Чо — альбом позднеромантических Lieder Рихарда Вагнера, Ганса Пфицнера и Рихарда Штрауса. Они рождены всецело из традиции Шуберта и Шумана, традиции высокой камерной драмы и элегии — и это последний всплеск романтизма перед непроглядным XX веком. Эти Lieder ненадолго возвращают нас в восхитительный холодноватый мир шубертовского «Зимнего пути», пути одинокого романтика, в мир невоплощенной любви и бесконечного странствия. Здесь звучат «Wesendonck-Lieder» Вагнера — пять песен конца 1850-х годов, песни Пфинцера на стихи Гейне и Эйхендорфа и поздний цикл Штрауса «На закате». Маттиас Герне поет так, что все внутри заходится в какой-то неуместной неизбывной тоске, а в целом диск чрезвычайно удачно накладывается на выставку-лабиринт «Мечты о свободе» в Новой Третьяковке, посвященную сложным отношениям романтика с обществом и самим собой.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
4. Beethoven: Symphony No. 7
Teodor Currentzis, Musicaeterna
Насколько тихо может сыграть струнная группа MusicAeterna? Этого не знает никто: так и в начале знаменитого Alegretto Седьмой симфонии Бетховена Теодор Курентзис добивается от музыкантов настоящего развеществления звука. Ритмическая составляющая трактуется им как можно более остро, метро-ритмическая создает впечатление устрашающе двигающегося механизма или вакхической пляски; артикуляция тоже находится на грани возможного. В целом же в Седьмой симфонии Бетховена-Курентзиса господствует несвойственная дирижеру сдержанность и «выбеленность», которая счищает с нее налет накапливавшихся веками трактовок и оставляет ее костяк, ось, позвоночник, напоминающий самые развалины греческого перистиля. Сам Курентзис предпосылает записи монолог, в котором говорит о «путешествии к свежести, к élan vital (жизненному порыву), рождению новой клетки во вселенной противоречий. Все так, и путешествие к свежести оборачивается изъятием музыки из собственно музыкального контекста: она становится словом, символом — и даже платоновской идеей этой самой музыки.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
5. Reprise
Moby
Ричард Мелвилл Холл, известный для всех как Moby, выпустил новый альбом Reprise с нежными оркестровыми аранжировками своих самых ярких песен, написанных за всю его длинную карьеру. Он хотел тем самым добиться от них простоты и ясности — и это безусловно получилось, потому как оркестровое звучание придает любой композиции оттенок благородного аристократизма. Такие хиты как Why Does My Heart Feel So Bad или Natural Blues в классическом звучании приобретают черты Pink Floyd, в чем-то становясь проще, в чем-то — пронзительнее, уходя во вневременное измерение. К исполнению новых аранжировок присоединились Марк Ланеган, Грегори Портер и другие друзья композитора.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
6. Blackest Blue
Morcheeba
Десятый альбом легендарного британского дуэта вышел элегантным и тягучим. Здесь во всем чувствуются отголоски трип-хопа, стиля, с которым группа дебютировала почти 25 лет назад. Сегодня вокалистка Скай Эдвардс и мультиинструменталист Росс Годфри выходят за рамки каких-либо жанровых ограничений, добавляя в свои как бы замедленные slow motion-композиции в нужной пропорции электронику и блюз. Волнующая, расслабленная эстетика давно стала визитной карточкой группы: и хотя до хитов вроде Gimme Your Love ни одна из песен нового альбома, увы, не дотягивает, сам диск получился приятным и цельным.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
7. Never the Right Time
Andy Stott
Электронщик из Манчестера Энди Скотт вновь создает удивительно неуютный мир, полный холодных огней, жутковатых завываний каких-то нездешних существ. Как ему удается воссоздать подобную глубину звука – неясно: казалось бы, задействован весь спектр выразительных средств индастриал-техно. Неудобность этого мира и ледяная его неприветливость в каждой композиции выстраиваются в какое-то подобие стеклянного купола, в котором расцветают зловещие речитативы и арпеджированные переборы синтезатора, похрустывания и пощелкивания: но попав под их очарование, вернуться в реальность довольно сложно, и нужно признать, у этого синтеза техно и электроники чрезвычайно яркая индивидуальность.
8. Vulture Prince
Arooj Aftab
Восхитительно тонким и красивым вышел третий альбом певицы пакистанского происхождения Arooj Aftab. Он может показаться мрачновато-разреженным, лишенным яркой мелодики или поражающего воображение вокала. Однако восхитительные многослойные аранжировки, голос, дрейфующий в пространстве «безутешной эластичности» и тонкая работа с поэтической формой «газели» — стихотворным жанром, подобным элегии — исполнены глубокой печали и грациозности.
Укрупняет и несколько видоизменяет кажущийся лиризм музыкального материала тот факт, что альбом посвящен трагически погибшему младшему брату певицы: это наделяет композиции вроде Diya Hai настоящим пафосом. Здесь слышны джаз, фолк, регги, и кроме тонких звуковых пейзажей становится ясно, что весь альбом — это путь от крайней точки скорби к смирению и принятию.
9. «Оранжерея»
Святослав Вакарчук
Третья сольная пластинка лидера группы «Океан Эльзы» Святослава Вакарчука вышла довольно неожиданно — поклонники давно ждут полноценного альбома группы. Однако эта камерная работа, где нет, кажется, ни одной по-настоящему «минорной» песни, не зря она называется «Оранжерея»: это как бы люфт, ауфтакт перед новой масштабной пластинкой, который родился из желания передохнуть от тягот карантина. Поэтому «Оранжерея» стала приятным лирическим сборником в духе БГ. Фирменным вакарчуковским надрывом веет только, пожалуй, от «Знову», где герой изучает науку расставанья, и баллады «Не зачиняй в спальню вiкно»: остальные настроения альбома хорошо выразимы почти есенинской строчкой «Я побачив тебе I настала весна». Кстати, большая часть вокала отдана Виталине Мусиенко, поэтому присутствие лирической героини становится почти зримым.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
10. «На горе мак»
Zventa Sventana
ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ РУССКОЯЗЫЧНОЙ МУЗЫКИ
Вслед за альбомом «Мужа дома нету» Тина Кузнецова и Юрий Усачев продолжают тему киберфолка, остроумно обыгрывая цветастые фольклорные мотивы. Равных им в этом пока нет — их частушки интересно разбирать на кусочки, как паззл, разглядывая, из чего сделаны пресловутые стежки-дорожки. Иногда их уносит и вовсе в хип-хоп и — ох ты ж мать честная — в дабстеп, который и без того драйвовые фольклорные ритмы превращают в настоящие хиты. Остроумно, филигранно вплетаются в киберреальность обрядовые тексты, превращаясь в современные рок-баллады, как это происходит в «Гармонщике». Клип же к песне «На горе мак» с Варварой Шмыковой даже стал маленьким визуальным шедевром с использованием всевозможных ухищрений новой визуальной реальности.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
11. Uneasy
Vijay Iyer, Linda May Han Oh, Tyshawn Sorey
Лейбл ECM давно не радовал поклонников изысканного фри-джаза новинками. Наконец, в апреле вышел релиз под названием Uneasy — напряженный и полный специфического фри-экшна. В записи приняли участие пианист Виджай Айер, басистка Линда Мэй Хан О и барабанщик Тайшон Сори. Ими представлен импровизационный авангард очень высокого качества: точность сопутствует ему во всем, эмоциональная округлость и сдержанность при сохранении высокой скорости движения. Большую часть композиций для альбом написал Айер, который являлся первым среди равных в трио: искристость, звонкость и невероятная увлекательность этого лабиринта из музыкального ткани сопутствует большинству треков альбома.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk
12. Surface Sounds
Kaleo
ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ
Исландская рок-группа играет в этом альбоме настоящий глубокий соул-рок: здесь все дышит настоящей рок-драмой, которую подчеркивает масштабное стадионное звучание.
Завораживающий вокал вокалиста Йокулл Юлиуссон способен, кажется, разбудить тот самый вулкан с обложки диска: он обладает той характерной «северной» шерохотовастью, которая прошибает даже стены, его выгодно оттеняют талантливый басист Рубин Поллок и даже губные гармошки. Адреналин, драйв, глубокая лирика, американизированное звучание, умноженное на арктическую ледяную красоту Исландии (клипы группы это настоящий видеоарт в стиле National Geographic) — вот составляющие этой безусловной удачи.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk