Под занавес концертного сезона в Московской филармонии прошел цикл просветительских концертов «Истории с оркестром». Уже в восьмой раз его идейный вдохновитель, дирижер Владимир Юровский представил тематические концептуальные программы, предварявшиеся его вступительным словом – увлекательной мини-лекцией. Все сочинения исполнил Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф. Светланова – коллектив, который маэстро покинет уже в грядущем сезоне (а также, увы, перестанет вести данный цикл). Музыкальный критик Надежда Травина делится своими впечатлениями о четырех концертах этого летнего музыкального марафона, а также возможностью увидеть и услышать запись концертов, не выходя из дома.
Музыка памяти
Программа концерта-открытия объединила сочинения, созданные в период Второй мировой войны и запечатлевшие ее атмосферу (сразу же вспоминается цикл Юровского шестилетней давности, также посвященный войне). Музыка памяти – так можно было бы обозначить тему первой «истории с оркестром», которая готовилась к прошлогодней 75-летней годовщине окончания Второй мировой: никакого обличительного пафоса, оплакивания жертв, патриотических гимнов; вместо нарративно-конкретного отражения суровой действительности – рефлексия-переживание, осмысление происходящего, погружение в воспоминания. Виолончельный концерт Мясковского, написанный в 1944-м, – как раз об этом. Сумрачное, почти депрессивное звучание оркестра, откровенно романтический голос виолончели, так чувственно изъясняющейся благодаря солисту Александру Рамму, поведали о том, что, оказывается, Мясковский был такой Хайдеггер от музыки – словно подталкивал к размышлению об экзистенциальности, о жизни и смерти, о вечном и приходящем. Другое «военное» сочинение вечера – Пятая симфония Прокофьева – напротив, лишена модернистской сущности. Тема войны здесь предстала как эпическая коллективная советская мощь – и Юровский наделил звучание «урапатриотическими» духоподъемными интонациями. А финал у дирижера, по его словам, ассоциируется «с поездом, сошедшим с рельсов, идущим в никуда»: и действительно, бодро-ликующая токката так и рождала перед глазами сцены уничтожения фашистского эшелона.
Но самое любопытное осмысление темы войны наблюдалось в сочинении Рихарда Штрауса «Мюнхен» (вальс памяти). Композитор начал его писать в 1939-м как музыку к документальному фильму, посвященному своему родному городу, а вернулся и переработал в 1945-м – уже как эпитафию разрушенной баварской столице. Отношение Штрауса к нацистам – тема до сих пор довольно спорная: одни исследователи считают, что он искренне поддерживал гитлеровскую власть, другие – что это была хитрая игра во имя спасения своих родных. Как бы то ни было, музыка «Мюнхена» свидетельствовала как раз о первом. Салонно-«бездушный», проникнутый интонациями другого Штрауса – Иоганна, уместный для звучания на каком-нибудь парадно-праздничном мероприятии воспринимался чужеродно и в контексте вечера, и наряду с другими сочинениями – подобно «теме нашествия» Седьмой симфонии Шостаковича.
Запись концерта доступна совершенно бесплатно на официальном YouTube-канале Московской Филармонии.
Куда уходит детство
Программу второго концерта Юровский посвятил важнейшему периоду нашей жизни – детству. Его наиболее показательно воспроизвела оркестровая сюита Прокофьева «Летний день», она же переработанная серия фортепианных пьес «Детская музыка». Все просто и понятно: вот вам дети резвятся («Игра в пятнашки»), вот вам ребенок грустит («Раскаянье»). Но Юровский не был бы самим собой, если бы ограничился столь примитивным, почти уже стандартным показом столь многогранной темы. Детство – это, конечно же, самая безмятежная и веселая пора, и на это прямо намекал забавный оркестровый дивертисмент Леопольда Моцарта «Музыкальное катание на санях» с настроенными на разные тона бубенцами (как же залихватски ими трясли солисты ГАСО!) – вспоминаем сразу «птицу-тройку», лошадку с колокольчиком, jingle bells, Новый год и все такое. Или же «Детская симфония» того же отца-Моцарта, но, возможно и Йозефа Гайдна, возможно, и Эдмунда Ангерера (точное авторство до сих пор не установлено) – кроме как «прикольно» ее по-другому и не охарактеризуешь: в состав оркестра включены всякие свистульки, трещотки, игрушечные птицы вроде кукушки и прочие штуковины, вызывающие улыбку. Однако детство, говорит нам Юровский, – это иногда страдания и голод: перед исполнением Четвертой симфонии Малера (с теми же бубенцами), дирижер со сцены зачитал монолог голодного ребенка, стихотворение «В раю» из сборника Арнима и Брентано – того самого, который Малер использовал в финале симфонии («Небесная жизнь»). Финал, между тем, был исполнен на русском языке в переводе либреттиста и музыкального критика Алексея Парина и воспринимался несколько чужеродно, как ария из русской оперы – не исключено, что такое впечатление возникло от «русского кантиленного» пения Надежды Гулицкой.
Танцующие стихии или How dare you!
В третий вечер Владимир Юровский неожиданно превратился в Грету Тунберг. Мы – виновники разрушения природы, уверен маэстро, произошло изменение климата, и все эти засухи и «библейские» ливни, обрушившиеся на Москву – далеко не случайность. Тема программы по-европейски была обозначена как «природа, стихии, экология»; сочинение, сподвигшее дирижера на подобное высказывание – «Пасторальная симфония» современного австралийского композитора Бретта Дина. Это своего рода крик души автора и одновременно горькая ирония над «Пасторальной симфонией» Бетховена, прозвучавшей во втором отделении вечера. Сочинение посвящено вырубке леса на родине автора. Столь кощунственные действия воспроизведены конкретно (в пьесе используется электроника): слышится стук топора, звук падающего дерева, бензопилы, крик птиц…Словом, показана самая настоящая трагедия – которая, впрочем, весьма далека от российского слушателя.
А в начале концерта возникло самое что ни на есть «занимательное естествознание» с Юровским, предваряющее исполнение «танцевальной симфонии» барочного композитора Жана-Фери Ребеля. Маэстро блистал знаниями в области натурфилософии и теории древних греков, рассуждал о том, что весь мир состоит из четырех стихий и рассказал, что, оказывается, Ребель первым изобрел оркестровый кластер (в партитуре он воспроизводит вселенский хаос). В этом сочинении музыканты ГАСО играли стоя, сам дирижер не воспользовался палочкой и все они, одетые в черное, стояли в полумраке (никого не напоминает?). На сцене тем временем разворачивался самый настоящий балет с элементами пластического танца в исполнении солистов балета Большого театра и театра «Кремлевский балет» (хореограф – Марианна Рыжкина), они же – аллегорические персонажи, одетые в разноцветные костюмчики.
Запись концерта доступна совершенно бесплатно на официальном YouTube-канале Московской Филармонии.
Неизвестный известный
Заключительный концерт превзошел все предыдущие сюрпризы. Героем вечера стал композитор Геннадий Гладков, отметивший в прошлом году свое 85-летие (чествование должно было произойти как раз в коварном 2020-м). Программа называлась «неизвестный Гладков», и это, конечно, сразу вызывало недоумение. Любой ребенок, выросший без гаджетов и «Смурфиков», отлично знает, что Гладков – это, прежде всего, «Бременские музыканты», «Малыш и Карлсон», «Голубой щенок», «33 попугая», это чудесная песенная, легозапоминаемая музыка. Но Владимир Юровский не обратился к мультикам (и очень жаль!), а к совсем неизведанной области творчества композитора – к так называемой академической. Идея довольно смелая и любопытная – представить советского песенника в амплуа лидера советского музыкального авангарда наряду с Денисовым, Шнитке и прочими, однако глобальных откровений в этой музыке, увы, не пришлось ждать. Концертино для скрипки с оркестром (солист – Сергей Гиршенко), консерваторский опус Гладкова, вобрал в себя все лучшее от Мясковского и Глазунова; фрагмент лирико-комической оперы «Старший сын» и эпизод «Царство мертвых» из балета-поэмы «Возвращение Одиссея» напоминали постмодернистский котел, в котором варились всевозможные отсылки и аллюзии на русскую музыку XIX-XX веков. Та же «участь» постигла и симфоническую фантазию на темы из музыки к мультфильму Василия Ливанова «Синяя птица», однако здесь обращала внимания несоветская, «артхаусная» мультипликация (ее транслировали на экранах). А завершился этот четырехчасовой марафон и одновременно весь цикл «Историй с оркестром» забойной, гротесковой и как раз-таки известной пьесой Гладкова – «Фантазией Свифта», где было уже что-то вроде «обнимитесь, миллионы»: пели все – и хор, и солисты, и публика, и Владимир Юровский.