Московская филармония открыла концертный сезон с эпическим размахом: на следующий день после выступления ансамбля современной музыки intercontemporain стартовал большой фестиваль Георга Фридриха Генделя — «Мир горний и мир дольний». Его название — ­противопоставление духовного и земного, — как нельзя лучше отражает главный месседж оперного и ораториального творчества композитора, переживающего сегодня очередной Ренессанс. Музыкальный марафон в филармонии тому подтверждение: три оперы Генделя («Роделинда», «Тамерлан», а также более популярная «Юлий Цезарь в Египте») и ряд малоизвестных духовных сочинений стали подарком для всех, кто смог осознать степень значимости этого события. А благодаря импресарио, главному организатору фестиваля Михаилу Фихтенгольцу генделевские раритеты представил мощный зарубежный каст исполнителей, вокальный коллектив Intrada и два профессионально ориентированных на исполнение старинной музыки оркестра — Musica Viva под управлением Андреаса Шперлина и Александра Рудина и Государственный академический камерный оркестр России под управлением Кристофера Мулдса. Музыкальный критик Надежда Травина прониклась миром «горним» и миром «дольним» и рассказывает, почему музыка Генделя, написанная триста лет назад, не теряет своей актуальности.

Композитор, который всегда рядом

Нельзя сказать, что музыка Генделя в России позабыта и заброшена: в Большом театре, например, не так давно прошла его опера «Ариодант» (не говоря уже про «Альцину» и ту же «Роделинду» с тем же Кристофером Мулдсом на той же сцене). Фрагменты из ораторий и отдельные арии из опер, вокальные и хоровые сочинения, инструментальные концерты — жанры генделевской музыки давно уже обосновались в столичных программах: Генделя играют, о нем рассказывают, выпускают книги, посвящают научные работы. Кажется, что этот композитор всегда рядом: мы восклицаем «Аллилуйя» и не задумываемся, что это начало одной из частей оратории «Мессия». А о том, что футбольный гимн Лиги чемпионов — на самом деле не гимн, а коронационный антем «Садок-священник» знают, пожалуй, только музыковеды. Музыка Генделя близка и понятна любому слушателю — красивые мелодии с виртуозными вокальными фиоритурами, которые напрочь заедают в голове, «сладкие» мажорные гармонии, бурлящий оптимизм и радость…Стоит согласиться с дирижером Филиппом Чижевским, который в одном интервью назвал Генделя «Игорем Крутым своего времени». И композитор бы не обиделся такому сравнению: судя по описаниям современников, статус главной звезды, мэтра и небожителя его более чем устраивал (ведь разрешил же он лондонцам поставить себе при жизни памятник). Что касается музыкального марафона в Москве, это также в его духе. Фестиваль готовился к столетию со дня возрождения музыки Генделя из небытия (в 1920-м полулюбительская труппа в Гёттингене представила оперу «Роделинда»), но пандемия внесла свои коррективы, и прославление генделевского величия перенесли на год. Несмотря на то, что часть солистов поменялась (а исполнительница партии Роделинды Анна Девин и вовсе выучила ее за десять дней), качество звучания и ансамблевое взаимодействие ничуть не пострадало — это было дефиле артистов, которое мы заслужили. Впрочем, обо всем по порядку.

Игры престолов: «Роделинда», «Тамерлан», «Юлий Цезарь в Египте»

Три оперы Генделя, прозвучавшие на фестивале, были написаны им одна за другой — с февраля 1724-й по 1795-й. И все они повествуют о сильных личностях, правителях, лидерах, которые оказываются в гуще дворцовых интриг, борьбы за власть и любовных переживаний. Тамерлан — правитель Оттоманской империи (действие происходит в 1402 году), Роделинда — супруга правителя лонгобардов в Ломбардии (действие происходит в раннем Средневековье), и лишь фигура Юлия Цезаря не нуждается в представлении. Конечно, сегодня либретто Николы Франческо Хайма понять с первого раза весьма трудно, а разобраться кто есть кто, кто кому мстит и в кого тайно влюблен можно только к середине действия. В филармонии оперы предстали в концертной версии, то есть без костюмов и декораций: с одной стороны, слушателям был дан уникальный шанс абстрагироваться от внешнего и погрузиться в неизвестную музыку, с другой стороны, такая статичность неподготовленного слушателя немного утомляла (учитывая, что каждый концерт шел четыре с половиной часа). Впрочем, исполнители главных действующих лиц, привезенные из Европы и США, по-разному удивляли: кто-то откровенно потерпел неудачу, а кто-то, наоборот, стал неожиданным открытием этих дней.

Анна Девин, она же Роделинда, спела хоть и практически безупречно, но в образ, к сожалению, не попала: как-то не верилось, что ее героиня, сильная независимая женщина, борющаяся за честь мужа-короля (едва ли не первая феминистка Средневековья!) обращается к своему врагу, узурпатору Гримоальду с осторожными, деликатными интонациями. Гримоальд, в свою очередь, также пришел «из другой оперы»: Томас Эрланк будто наслушался опер Верди или Пуччини: уж слишком лирическим и романтическим вышел его герой. И лишь контратенор Йестин Дэвис, пожалуй, самый опытный в этой команде, показал своего Бертарида как истинного благородного правителя, любящего мужа Роделинды: от их чувственного, нежного дуэта-прощания в конце второго акта так и хотелось полностью раствориться в звучании. К счастью, благодаря высокопрофессиональной трансляции Московской филармонии это можно вновь переслушать, в деталях рассмотреть каждого великолепного оркестранта и восхититься тому, как маэстро Кристофер Мулдс успевает руководить музыкантами и тут же играть партию континуо в речитативах.

В этой фестивальной триаде опере «Тамерлан» повезло меньше всего. Уже потому, что исполнительница главной партии меццо-сопрано Вивика Жено (как это было принято во времена Генделя, мужские партии нередко исполняли женщины) выступила крайне неровно, по-женски экспрессивно, срываясь на крик и переходя на резкие интонации. И это обидно, поскольку с точки зрения раскрытия персонажа это было стопроцентное попадание — настоящий хан татаро-монгольского ига. На этом фоне, как и положено, выигрышно смотрелся положительный герой оперы — султан Баязет, в которого артистично перевоплотился обаятельный американец Бен Блисс: до чего же хорошо получилась у него, например, предсмертная ария Баязета «Дочь моя, не надо слез». А из состава более второстепенных образов стоит отметить Надежду Карязину, спевшую партию византийского принца Андроника.

И, наконец, главный хит — «Юлий Цезарь в Египте». Историю прибытия римского диктатора в Александрию Египетскую, его противоборства с коварным царем Птолемеем и обретение любви с Клеопатрой рассказал, пожалуй, самый стабильный и суперпрофессиональный каст исполнителей за все три дня — каждый даже внешне соответствовал характеристике и описанию героя, не говоря уже о вокальных мастер-классах. Один из них преподала настоящая звезда мировой оперной сцены Аманда Форсайт — наблюдать за ее перемещениями по сцене, выразительной мимикой, подчеркивающей каждый чистейше спетый звук, было одно удовольствие: ее Клеопатра буквально завораживала (а за сценический образ можно только отдельно похвалить: певица надела даже псевдо-египетские украшения). Другое, не менее роскошное перевоплощение — царь Птолемей. Харизматичный контратенор Кэмерон Шабази (внешне невероятно похожий на Николая Цискаридзе), добавил к своему образу долю экспрессии, заставляя поверить, что опера идет в драматическом театре. Но главным супероткрытием вечера стал 27-летний контратенор Арье Нуссбаум Коэн — судя по буклету, впервые исполнивший партию Цезаря. Редкой красоты тембр и профессиональное владение барочной вокальной техникой, легкость взятия самой невероятной фиоритуры, уверенность, свобода и потрясающий артистизм — это лишь немногое, что особенно выделяло певца. Послушайте «охотничью» арию Цезаря с солирующей валторной (конец 1 акта) — слуховой экстаз обеспечен.

Ликуйте, кармелитки: музыка католического Рима

Второй блок концертов на генделевском фестивале в филармонии был посвящен духовной музыке и ораториальному жанру в его творчестве. Как и оперы, они не лишены накала страстей, чувственности, эмоций, пышности, светскости. Опять же, никакого страдания: Бог — это радость, источник земной жизни: пусть всегда будет солнце, пусть цветут все цветы. Три духовных сочинения, исполненных в первый вечер, были написаны в 1707 году по заказу кардинала Карло Колонны, когда молодой Гендель оказался в прекрасной Италии; оратория «Феодора», завершающая блок, была создана уже пожилым композитором и при его жизни успеха особо не имела. В отличие от приглашенных артистов этой оперной триады, здесь трудно выделить явных фаворитов и также трудно упрекнуть кого-либо в некачественном «провальном» выступлении. Так, в паре Джоан Ланн — Марианна Беата Киллад лидировала явно вторая певица, чей голос был явно сильнее и крепче: особенно это было заметно в исполнении псалома Dixit Dominus. Что касается «Феодоры» (или же правильнее «Теодоры»), повествующей о гонениях на христиан в Римской империи и о самоотверженности двух христианинов Феодоры и Дидима, то здесь выделялся, как ни странно, главный злодей оперы — наместник Валент (тенор Морган Пирс), а не основная пара. Ожидаемо в этих двух концертах блистательно выступил хор Intrada — специалисты по старинной и современной музыке, которые по праву, как и хор musicAeterna, давно уже заслужили статуса «лучший хор мира». А услышать и увидеть это увлекательное погружение в «мир дольний» можно благодаря тем же трансляциям:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: