Ушедший сентябрь оставил множество ярких альбомов. В академической музыке новые пластинки выпустили Йонас Кауфман и Иэн Бостридж, Антонио Паппано с оркестром Консертгебау, а также пианисты Викингур Олафссон и Игорь Левит. Из более массовой музыки отличились Little Big, записавшие EP с американским музыкантом Оливером Три. Новинками порадовали и пионеры инди-рока Imagine Dragons. RSAC выпустили релиз, который создавался больше трех лет, а поэтесса Вера Полозкова с композитором Александром Маноцковым объединились для эксперимента по слиянию поэзии и музыки. Об обновлении ваших плейлистов позаботилась Надежда Травина.
1. Liszt: Freudvoll Und Leidvoll
Jonas Kaufmann (tenor), Helmut Deutsch (piano)
Сладкоголосый немецкий тенор, чье имя одно российское издание поместило в список «10 сексапильных музыкантов, в которых стоит влюбиться», продолжает записывать песни эпохи романтизма. Через несколько месяцев после выхода Romantic Songs Кауфман презентовал новый альбом, где уже представлена добрая половина камерно-вокального творчества Ференца Листа. Идея исполнить такую монографическую программу принадлежит Хельмуту Дойчу, пианисту и сценическому партнеру Кауфмана, который уверен, что слушатели откроют для себя «неизвестного Листа». Лирические миниатюры на стихотворения Гёте, Ленау, Гейбеля и других немецких поэтов, вобравшие в себя всю чувственность и экзальтированность музыки XIX века, Кауфман поет по-оперному драматично, воплощая типичные интонации периода Sturm und Drang. От песни к песне градус пафоса отнюдь не снижается, а некоторые из них как, например, Freudvoll und leidvoll («Радость и горе») представлены в двух вариантах — что называется, на вкус публики.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK
2. Respighi: Songs
Ian Bostridge (tenor), Saskia Giorgini (piano)
Еще один монографический альбом вокальной музыки — и еще один не менее сладкоголосый тенор. Иэн Бостридж, некогда покоривший своей интерпретацией цикла «Зимний путь» Шуберта, на этот раз предпочел эпохе раннего романтизма неоклассицизм в лице итальянского композитора XX века Отторино Респиги. Безупречно записанный альбом малоизвестных в нашей стране вокальных сочинений лишь укрепляет статус Бостриджа как одного из оригинальных артистов, во многом просветительского жанра. В лирике Респиги тенор чувствует себя предельно комфортно, оттачивая каждый звук с любовью и нежностью, как совершенный драгоценный камень. Перед нами будто взволнованный, пылкий юноша из романа Гёте «Страдания молодого Вертера», взывающий к туману, дождю, полумесяцу, лесным божествам, чьи «ответы» изящно изображает пианистка Саския Джиорджини. И до чего же хороша здесь Canzone sarda, Сардинская песня, звучащая стилистически точно (на местном диалекте) и совершенно очаровательная песенка Le funtanelle, напоминающая незатейливые выступления итальянских уличных музыкантов.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка
3. Berlioz: Requiem
Javier Camarena (tenor), Chorus Santa Cecilia, Concertgebouworkest, Antonio Pappano
«Реквием» — монументальный вокально-симфонический опус Гектора Берлиоза, в котором задействовано аж 4 оркестра (в группе струнных, например, участвуют 108 человек). Этот цикл из девяти частей, написанных на традиционный канонический текст, безусловно, предполагает мощное драматическое исполнение в духе вердиевского «Реквиема», однако дирижер Антонио Паппано идет другим путем, совершенно противоположным. Оркестр Консертгебау и хор академии Санта-Чечилия звучат преимущественно сдержанно-строго, приглушенно, и даже наиболее драматичная часть Lacrimosa в этой интерпретации обретает некий сурово-обличительный подтекст. При этом поражает, как все это грандиозное инструментальное существо сохраняет свою ритмическую стройность, единство тембров и форму целого. В сочинении Берлиоза нет развернутых арий или дуэтов — только хор и хоровые ансамбли, и лишь часть Sanctus может претендовать на роль сольного высказывания, исповеди или же покаяния. А голос мексиканского тенора Хавьера Камарены действительно проникает до глубины души и заставляет вспомнить о печальных моментах нашей жизни. Короче говоря, просветление, очищение, умиротворение, и здесь ангелы запели.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK
4. Mozart & Contemporaries
Víkingur Ólafsson (piano)
Пианист Викингур Олафссон, которого музыкальные критики в один голос называют «исландским Гленном Гульдом», решил вновь продемонстрировать свой нетривиальный подход к составлению альбома. Правда, в этот раз он не стал разбавлять сочинения Баха электронной музыкой композитора, написавшего саундтрек к сериалу «Чернобыль», а по-музыковедчески объединил сонаты Моцарта, Гайдна, сына Баха — Карла Филиппа Эммануила, и двух итальянских мастеров XIX века Доменико Чимарозы и Бальдассаре Галуппи (известных больше как авторов комических опер того времени). Для Олафссона это практически музыка одного времени — каждый «герой» альбома звучит повествовательно-речитативно, строго-аккуратно, по-классически стройно (возможно, лишь в Сонате d moll Чимарозы пианист позволяет себе проявить чувства). Нельзя не отметить отличную технику Олафссона и в целом внимательное отношение к каждому звуку, но в целом концептуальность высказывания перевешивает, собственно, музыкальность. Олафссон делится соображениями не только об идее той или иной пьесы, но и о композиторе в целом. Вот, например, как он рассуждает о положении Моцарта в обществе: «К двадцати пяти годам у него больше нет этой бесплатной карточки вундеркинда, он сталкивается с множеством трудностей музыкального истеблишмента своего времени. Он начинает свою собственную серию концертов: в некотором смысле можно сказать, что Моцарт был первым инди-музыкантом в истории — рекламировал свои собственные концерты, разрабатывал афиши, продавал билеты, составлял контракты для музыкантов оркестра».
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK
5. On DSCH
Igor Levit (piano)
Российско-немецкий пианист Игорь Левит, известный больше на Западе, чем в России (у нас его «открыли» отчасти благодаря Теодору Курентзису), называет 24 прелюдии и фуги Шостаковича своего рода музыкальным дневником: «Есть что-то совершенно уникальное в этом сочетании тепла, непосредственности и чистого одиночества». Когда Левит впервые исполнил цикл на Зальцбургском фестивале в 2017 году, газета Neue Zürcher Zeitung назвала этот концерт «крупным событием в музыкальном мире». На свежем релизе, в названии которого заявлена музыкальная монограмма Дмитрия Дмитриевича, пианист не стесняется демонстрировать своего Шостаковича, словно вскрывая потаенные уголки его души. Прелюдии и фуги звучат как музыкальные размышления, философские думы и просто как мысли вслух, причем, сдержанная, по-немецки педантичная манера исполнения Левита не лишена эмоциональности. Также на альбоме можно услышать некий поклон циклу Шостаковича от композитора Рональда Стивенсона, где DSCH бесконечно варьируется, преображается, то появляется, то исчезает.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK
6. Четыре
Куртки Кобейна
Куртки Кобейна — относительно молодой проект Шуры Би-2, творческая команда из классных музыкантов разных стилистических направлений. Так, в записи нового альбома приняли участие и Манижа, и Антон Севидов (он же Tesla Boy), и сам Шура, и даже Леонид Агутин. «Четыре» — это каверы и ремиксы на четыре трека с дебютной пластинки «Курток», созданные на одном из кавер-конкурсов. Альбом дает отличную возможность послушать один и тот же трек в нескольких аранжировках — скажем, инди-дэнс-рока и клубной экспериментальной танцевальной музыки, — и добавить в плейлист наиболее близкую для себя версию. И, конечно, отдельный респект в целом качественному фирменному звучанию, мастерской работе звукорежиссеров и прочей технической группы.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK
7. Love For Sale
Tony Bennet and Lady Gaga
«Королева монстров», поп-звезда Lady Gaga и легенда джазовой музыки Тони Беннет уже во второй раз записали старую добрую классику — конкретно, каверы на хиты американского джазмена Коула Портера. Можно сказать, Гага и Беннетт вдохнули новую жизнь в некоторые из них — об этом свидетельствует душераздирающий заглавный трек It`s De-Lovely. Стефани Джерманотта в принципе может спеть все, что угодно — ее мощный вокал является ее бесценным преимуществом, а в легких, элегантных песнях, уносящих куда-то в Голливуд 50-х, раскрывается с невероятным шармом и обаянием. Но настоящая магия случается, когда в эту музыкальную игру вступает маэстро Беннет, чья полуимпровизационная манера располагает с первых же тактов песни. «Я знаю, что ему 95 лет, но я вижу перед собой молодого парня каждый раз, когда пою с ним», — утверждает Гага.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK
8. Mercury
Imagine Dragons
Пятый альбом «Драконов» сконцентрировал в себе размышления участников группы о чувстве страха, о принятии того, что нас пугает. «Мой самый большой страх в жизни, и я не знал этого до недавнего времени — это отсутствие контроля», — признается фронтмен Дэн Рейнольдс. Новая пластинка звучит гораздо мрачнее предыдущей, выпущенной три года назад, и это подтверждает легендарный продюсер Рик Рубин, взявший под свое крыло музыкантов. Впрочем, никакой депрессии и безысходности: после прослушивания каждого трека так и хочется сказать себе «иди вперед, к своей цели» — этот месседж ощущается уже в треке «My life». Безусловный хит альбома — песня Wrecked, возглавляющая долгое время зарубежные чарты, которая возникла как реакция на смерть невестки Рейнольдса, ушедшей из жизни в 2019 году; но и она оставляет за собой некое просветление — возможно, благодаря непременно жизнеутверждающему вокалу фронтмена, который прямо говорит: «it`s ok».
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK
9. не важно что говорят кисы
RSAC
Новый альбом российской инди-рок группы создавался мучительно долго — три с половиной года. За это время «Red Samara Automobile Club» (именно так расшифровывается название коллектива) записали десять треков совместно с певицей марбл и рэпером Slimus (бывшим участником группы «Centr»). Внутренние переживания, осмысление жизни в условиях карантинного заточения, мысли о творчестве и неизвестном будущем — все это, по словам лидера группы Феликса Бондарева, нашло свое прямое отражение на альбоме. Здесь мы слышим откровенный синти-поп, элементы минимал-техно, рэп и даже постпанк — и эта эклектика концептуальна, отвечает новой философии музыкантов, их текстам и высказываниям, приоткрывающим завесу тайны над каждым треком. Но в этих дерзко-ироничных монологах есть место и романтике и поцелуям — в одноименной песне, навеянной «французскими форматами мужчина/женщина», голос Бондарева обработан под звучание аудиосообщения из мессенджера, ему мягко отвечают синтезаторы, скрипки и виолончели и женский вокал, «где раскрывается недосказанная красота».
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK
10. Welcome To The Internet – EP
Little Big
Илья Прусикин (Ильич) и Соня Таюрская приглашают окунуться в увлекательный, бесконечный мир Интернета, из которого они, собственно, сами и пришли — так же, как и американский музыкант Оливер Три. Вместе с ним Little Big выпустили мини-альбом на лейбле Atlantic Records (на котором, на минутку, записываются такие артисты как Эд Ширан и Карди Би). «Я артист, существующий по большей части в онлайн-пространстве. И мне кажется, что сильных произведений искусства, отражающих пользовательский опыт жизни и творчества в интернете в XXI веке, до сих пор немного. По-моему, материал получился очень мощным. Я чувствую, что мы поднимаем важный вопрос, одновременно подавая его в несерьезной ироничной форме. Так что альбом вполне может зайти массовой аудитории и не будет выглядеть претенциозно», — говорит Оливер, летящий с Little Big на американских горках на обложке альбома. Четыре трека — смесь танцевального рейва и энергичного рэпа, — отлично отражает все то, чем кишит интернет сегодня: Тик-Ток и мемы, видосы и котики, словом, метамодерн во всем своем проявлении. Кстати, клип «The Internet», выпущенный вместе с альбомом и снятый бессменным клипмейкером группы Алиной Пязок — как раз об этом.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK
11. Антифоны
Александр Маноцков, Вера Полозкова
Два успешных представителя современной культуры, академический композитор и поэтесса, объединились, чтобы продемонстрировать, как музыкально может звучать поэзия (и наоборот). Александр Маноцков написал музыку на стихотворения Веры Полозковой (и сам же ее поет), тут же следом сама Вера читает стихи, причем по настроению они часто не пересекаются. Такое чередование наглядно отражает суть антифона — музыкального жанра плавного распева, характерного для церковной традиции. Мелодии Маноцкова, исполняющего их с интонацией в духе Булата Окуджавы и тихий монолог-читка Полозковой на фоне перебора бас-гитары звучат почти интимно, не на публику, а будто для самих себя. Трудно сказать, кому адресован альбом и захочется ли его переслушивать — если поклонникам поэтессы он явно придется по душе, то у массового слушателя наверняка возникнут вопросы.
Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: