9 октября в Концертном зале «Зарядье» состоится вечер в честь 60-летия Алексея Гориболя — пианиста, ансамблиста, концертмейстера, куратора музыкальных фестивалей. Многогранность и личностную притягательность этого артиста очень точно отражает программа, подготовленная к юбилею. В преддверии концерта Алексей Гориболь рассказал музыкальному критику Надежде Травиной о концепции и участниках, о личности Микаэла Таривердиева, о своем отношении к киномузыке и о многом другом.
Я сдержанно отношусь к пышным датам. Просто приятно, что мои друзья, зал «Зарядье» и агентство Муз-Арт организовали этот вечер. Я воспринимаю его как еще одну возможность появиться на сцене с артистами, которых я просто обожаю, которыми восторгаюсь, которые очень на меня повлияли, и с которыми я прожил лучшие мгновения своей сценической и человеческой жизни.
Я бы хотел рассказать об одном исполнителе. Это молодой тенор из Петербурга, Олег Крикун. Будучи незрячим, он обладает редкой красоты голосом и тембром из начала XX века. В свое время Олег стал известен всей стране как участник проекта «Минута славы», но потом вернулся в академическую стезю. Сейчас мы с ним готовим программу, которая также прозвучит в камерном зале «Зарядье» 4 декабря. В первом отделении нашего совместного концерта мы представим романсы Глинки и Даргомыжского, а во втором — любовно отобранные романсы Чайковского.
Вернемся к юбилейному вечеру. Он состоит из двух тематических отделений. Первая часть — академическая, отражающая мою деятельность как солиста, ансамблиста и концертмейстера. Это отделение было выстроено вокруг сочинений Чайковского и его любимых композиторов — Моцарта и Шумана. А во втором отделении я предстану в другом амплуа — как исполнитель киномузыки, музыки к театральным постановкам и как участник балетных представлений.
Среди композиторов второго отделения я не могу не упомянуть имя Микаэла Таривердиева. В этом году Микаэлу Леоновичу исполнилось бы 90, наши юбилеи совпадают с разницей в 10 лет. Это один из композиторов моей творческой судьбы. И это при том, что мы с ним никогда не общались. Наше «общение» произошло уже после его ухода из жизни, с легкой руки его супруги Веры, которая предоставила мне довольно большой пласт академической музыки Микаэла Леоновича — прежде всего, вокальные циклы, написанные для академической сцены. Долгое время они были в тени его знаменитой киномузыки, песен и романсов. Также я открыл для себя его фортепианные импровизации. Мало кто знает, Таривердиев был прекрасным пианистом, часто работал с режиссерами в студии, просто импровизируя. Мы собрали замечательную подборку его импровизаций, расшифровали их и отредактировали. Получились замечательные фортепианные пьесы; среди них — прелюдия «Последний романтик» из фильма «Маленький школьный оркестр». Удивительно, что фильм оказался стерт, а музыка осталась — такая большая романтическая фортепианная пьеса.
Многие мои концерты — это скорее театрализованные представления. Среди них, например, программы «Молот и серп» и «На всю оставшуюся жизнь» в Большом театре… Вы знаете, на втором курсе консерватории я серьезно готовился поступать на оперную режиссуру в ГИТИС, но не сделал этого, и не жалею. Отчасти поэтому я чувствую в себе какое-то режиссерское, постановочное начало. Отсюда — мои фестивали, моя работа с балетом и в кино.
Ну, и хотелось бы кратко рассказать о ближайших планах. В апреле 2022 года мы будем отмечать 85-летие Беллы Ахмадулиной, с которой я имел честь быть хорошо знаком. В честь этой даты мы с Сати Спиваковой готовим литературно-музыкальную программу «Стихотворения чудный театр». А в мае я надеюсь представить мировую премьеру вокального цикла знаменитого композитора Давида Тухманова на стихи Иннокентия Анненского. И я очень надеюсь на приезд Давида Фёдоровича в Россию. Подробнее о будущих концертах пока не стоит рассказывать — в наше время трудно что-то загадывать.