Композитор и художественный руководитель ансамбля современной музыки Intercontemporain Маттиас Пинчер выпустил запись своих сочинений, написанных с 2000 по 2018 год. На лейбле Deutsche Grammophon вышел диск сочинений Софии Губайдулиной, в этом году отмечающей 90-летие. Пианист Даниил Трифонов раскрыл Баха как тонкого философа и примерного семьянина, а Владимир Ашкенази избрал более конвенциональную трактовку сочинений композитора. Эд Ширан новым альбомом закрепился в роли суперзвезды и рассказал о своей семье и взрослении, а A$AP Rocky выпустил сборник, который должен был стать его дебютом в рэпе. Главную музыку прошедшего месяца собрала Надежда Травина.

1. Pintscher: Nemeton

Victor Hanna, Diego Tosi, Nicolas Crosse, Dimitri Vassilakis, Sophie Cherrier, Yeree Suh (soloist), Clément Saunier, Jean-Christophe Vervoitte
Ensemble Intercontemporain, Ensemble Ulysses, Matthias Pintscher

Композитор и художественный руководитель легендарного ансамбля современной музыки Intercontemporain, покоривший московскую публику на открытии нынешнего концертного сезона, представляет запись своих сочинений, созданных с 2000 по 2018 годы. Это и концерт для скрипки «Mar'eh», и концерт для фортепиано и ансамбля «Nur», и «Beyond» для флейты — виртуозные пьесы, вобравшие в себя добрую половину технических и тембровых находок в новейшей музыке. Важно, что они не просто демонстрируют то, как мастерски справляются с такими изощренными партитурами подопечные Пинчера и примкнувший к ним нидерландский коллектив Ulysses, а являются прямым, «картинным» отражением едва ли не романтической концепции Пинчера (что нечасто встречается у современных композиторов). Альбом называется «Неметон» — любители ирландской мифологии знают, что это священная роща, где кельтские волхвы, жрецы-друиды поклонялись духам леса. Именно лесная атмосфера, звуки природы, шелест травы и прочее возникают в голове при прослушивании уже заглавного сочинения, написанного для перкуссии. «Я совершенно очарован инструментарием этой пьесы, который состоит в основном из металлических предметов, дерева и кожи, которые не имеют своего собственного “специфического” резонанса. Траектории между различными тонами обусловливают и определяют энергетический заряд — как если бы два существа в безумной надежде мчались навстречу друг другу», — говорит Пинчер.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

2. Sofia Gubaidulina: Dialog: Ich und Du

The Wrath of God & The Light of the End

Gewandhausorchester Leipzig, Andris Nelsons

На лейбле Deutsche Grammophon вышел диск нашей великой Софии Губайдулиной, отмечающей в этом году свое 90-летие. Здесь представлены мировая премьера сочинения «The Wrath of God», Скрипичный концерт «Dialog: Ich und Du» и масштабный оркестровый опус «The Light of the End». В работе над созданием альбома приняли участие оркестр Гевандхауза (сегодня Губайдулина является его композитором-резидентом) под управлением Андриса Нельсонса, а также скрипач Вадим Репин, несколько лет назад предложивший Софии Асгатовне написать новую партитуру для своего Транссибирского арт-фестиваля. Скрипичный концерт (третий в ее творчестве) «Dialog: Ich und Du» был вдохновлен книгой Мартина Бубера, который объяснял двойственность нашего мира двойственностью основных слов, встречающихся у человека (Я – Ты; Я – Оно). «При чтении таких размышлений меня восхищает то, что все это имеет непосредственное отношение к искусству Музыки, к жизни звучащей материи»,  — утверждала Губайдулина. Это, пожалуй, одно из самый трагических ее сочинений, в котором противостояние противоположностей, тот самый диалог двух начал воплощает оркестр и голос скрипки Вадима Репина, воспринимающийся как страстная мольба. Пьеса «The Light of the End», по словам композитора, возникла из яркого звука древнего цимбала. Курту Мазуру, дирижировавшему премьерой, она напомнила древнее изречение «per aspera ad astra» — «через тернии к звездам». Наконец, на альбоме звучит «The Wrath of God» или же «Гнев Божий», где Губайдулина как будто воспроизводит призывы иерихонской трубы. «Мощные залпы меди сопровождаются такой глубокой песней гнева, что чувства самого Бетховена затрепетали бы...» (газета Wiener Zeitung).

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | ВК

3. Mozart: Mitridate, re di Ponto

Michael Spyres (Mitridate), Julie Fuchs (Aspasia), Sabine Devieilhe (Ismène), Elsa Dreisig (Sifare), Paul-Antoine Bénos-Djian (Farnace), Adriana Bignagni Lesca (Arbate), Cyrille Dubois (Marzio), Les Musiciens du Louvre, Marc Minkowski

Один из мэтров аутентичного исполнения Марк Минковский и его коллектив Les Musiciens du Louvre представляют оперу-seria Моцарта «Митридат, Царь Понтийский». Ее запись уже сама по себе бесценна: музыка 14-летнего композитора, получившего от миланского Teatro Regio Ducale первый крупный заказ, содержит в себе реверанс ораториям Генделя и одновременно зачатки будущего моцартовского оперного стиля — множество любопытных оркестровых и вокальных находок, которые мы позже услышим, скажем, в самых драматических страницах «Дон Жуана». Как и в случае других опер XVIII века, подробно пересказывать либретто — дело бессмысленное: здесь по традиции присутствуют властвующий царь, дворцовые интриги, любовный треугольник. Джули Фукс, исполняющая партию Аспазии, жены Митридата, идеально воплотила образ лирико-героической страдающей правительницы, с легкостью расправившись со сложнейшими фиоритурами. Сам же Митридат (на записи – тенор Майкл Спайрс) не лишен некого самолюбования, однако в целом изображает великодушного властителя — особенно это слышно в арии «Se di lauri il crine adorno». Оркестр «Музыканты Лувра», представившие со своими руководителем эту оперу на Зальцбургском фестивале в 2005 году, аккуратно вступают в диалог с солистами, как обычно, демонстрируя свое непревзойденное ансамблевое партнерство.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | ВК

4. À sa guitare

Philippe Jaroussky (countertenor), Thibaut Garcia (guitar)

Пение любовной лирики под перебор струн гитары — что может быть романтичнее даже в наше время? А если эти сладкие рулады выводит один из лучших мировых контртеноров Филипп Жарусски — это становится романтичнее вдвойне. Музыкант совместно с гитаристом Тибо Гарсией записал 22 трека, охватывающих четыре столетия: любовные мадригалы Доуленда и Каччини, знаменитую арию Дидоны Перселла, изысканную композицию Пуленка, песню французской певицы Барбары, и даже бразильскую «нетленку» «Manhã de Carnaval». Весь это стилистический винегрет Жарусски исполняет невероятно изысканно и со вкусом, адаптируя свой голос к разным жанрам и направлениям. «Альбом — это путешествие между разными культурами, разными континентами и разными языками, — говорит контртенор, — каждое произведение — это целый мир сам по себе». А еще здесь представлен хит всех времен и народов — зажигательная «Кумпарсита», которую Тибо Гарсия играет с невероятной легкостью.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | ВК

5. Sol & Pat

Patricia Kopatchinskaja (violin), Sol Gabetta (cello)

Скрипачка Патриция Копачинская и виолончелистка Сол Габетта записали совместный альбом, словно призывая отбросить сомнения в том, что между музыкантами не может быть настоящей крепкой дружбы. «Мы как две сестры, на сцене и в жизни», — утверждают Сол и Пат, прижавшись друг к другу на обложке диска как подружки-хохотушки. Мы услышим здесь и зажигательный «Тамбурин» основателя французской скрипичной школы Леклера (так и представляется, как Копачинская отплясывала под него, по обыкновению, босыми ногами на записи), и суперэнергичный, местами драйвовый дуэт для скрипки и виолончели Равеля, и одну из частей Сюиты Баха, сыгранную целиком на pizzicato, и даже забавный, неуклюжий «Баварский вальс» любимца многих программ Копачинской Йорга Видмана. И, конечно, не нужно подробно говорить о том, насколько органично этот дуэт сосуществует друг с другом — это чувствуется с самых первых тактов.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

6. Bach: The Art of Life

Daniil Trifonov (piano)

Пианист Даниил Трифонов воспроизвел, без преувеличения, Вселенную Иоганна Себастьяна Баха — музыку самого композитора, его сыновей, а также их семейный альбом, «Нотную тетрадь» Анны Магдалены Бах. Великий немец здесь предстает как любящий отец, муж, глубокий философ и чутко реагирующий на жизнь художник: такова концепция Трифонова, который с удовольствием комментирует каждую запись (а на обложке диска явно изображает Баха в образе фавна с его послеполуденным сном). Пианист не согласен с утвердившемся в сознании многих образом Баха как замкнутого религиозного аскета и предлагает свои трактовки его сочинений. Например, он считает, что гигантский полифонический цикл «Искусство фуги» — это драматичные задумчивые истории, а «Чаккона», написанная на смерть первой супруги Марии Барбары — одно из трагических эмоциональных сочинений композитора. Впрочем, пианист противоречит сам себе: его исполнение баховских шедевров не выходит из общепринятого канона и не превращается в романтические высказывания. При очевидной спорной концепции, альбом звучит свежо и нетривиально, предлагая новый подход к исполнению такой музыки. И отдельное спасибо хочется сказать за исполнение клавирных сонат Карла Эммануила Филиппа, полонезов Вильгельма Фридемана и вариаций Иоганна Кристофа Бахов, великих сыновей великого отца, по-прежнему незаслуженно находящихся в его тени.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | ВК

7. Bach: English Suites 1-3

Vladimir Ashkenazy (piano)

А вот другое обращение к баховскому наследию. Прославленный 84-летний пианист Владимир Ашкенази выпустил собрание английских сюит композитора на лейбле Decca. И, в отличие от Трифонова, маэстро не стал экспериментировать и украшать эту музыку новыми смыслами — он исполняет ее образцово-показательно, уверенно, строго по тексту. Если жига — то стремительный темп и отчетливая танцевальность, если сарабанда — то неспешное движение и лирические интонации. А между тем, именно в этих сюитах Бах едва ли не подошел к концертному стилю исполнения — здесь особенно велика роль импровизаций и драматических контрастов между танцами. Возможно, стоило бы чуть стряхнуть пыль со старины — и эти циклы предстали бы гораздо интереснее и «вкуснее», но за честную профессиональную, мастерскую работу Ашкенази, как говорится, большой респект.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | ВК

8. Among Whirlwinds

Singer Pur

Альбом немецкого вокального коллектива Singer Pur явно придется по душе ярым феминисткам и борцам за права женщин — и это если учесть, что в ансамбле поют большинство мужчин. Исполнители записали музыку женщин, «которые боролись с предубеждениями в профессии»: от средневековой монахини Хильдегарды Бингенской до ныне живущей композиторки Джоан Меткалф. Большинство вокальных композиций, звучащих a capella, аранжированы в единой стилистике — отчетливо напоминают григорианские песнопения, которые своей суровой архаикой переносят во времена, когда фраза «женщина, твое место на кухне» еще не была мемом. Из перечисленных авторок (феминитивы здесь уместны) Singer Pur выделяют Клару Шуман и Фанни Мендельсон — это две музыкантши, которые, пожалуй, составили достойную конкуренцию своим великим мужьям: ансамбль превратил их романтические «Lied» в милые любовные мадригалы в духе Ренессанса. В целом, «Among Whirlwinds» с их акцентом на уже поднадоевшие западные темы (не хватает еще композиторок, ставших жертвами харассмента) звучит довольно однообразно и скучно, а сама идея кажется откровенно банальной: в XXI веке женщиной-композитором, равно как и женщиной-дирижером уже никого не удивишь.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

9. =

Ed Sheeran

Британский певец Эд Ширан выпустил свой пятый студийный альбом, который окончательно возводит его в ранг суперпопулярных поп-исполнителей. Это уже не рыжеволосый парень с гитарой, делающий первые шаги на сцене с песнями о любви, а вполне сложившийся мечтатель-романтик, отчасти философ и примерный семьянин — по словам певца, большинство треков посвящены его маленькой дочке. Формула успеха Ширана проста и понятна: запоминаемые мелодии, которые долго врезаются в память, подкупающий своей искренностью голос и качественный фирмовый бит. На свежем релизе «=» мы встретим уже ставшими хитами треки «Bad Habits» и «Stop the Rain», нежную балладу о первой любви «First Time» и даже колыбельную «Sandmann». «Здесь объединились такие темы, как мое 30-летие, отцовство, потеря друга, поиски баланса между работой и семьей. Это альбом о том, что действительно для меня важно», — говорит Ширан, и ему невозможно не поверить.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | ВК

10. Melancholium (Remixes & Covers)

Mujuice

Mujuice, он же электронный музыкант Роман Литвинов, представил ремиксы на несколько треков из своего альбома «Melancholium», который однажды назвал «фантасмагорическим мрачным романом, разворачивающимся в Москве наших дней на оси Останкинской иглы». Качественная электроника — эйсид-хаус с примесью хип-хопа и техно, а также простые, но со смыслом тексты рождают атмосферу какой-то спокойной обреченности, опустошения и даже равнодушия, витающей на фоне тотальной катастрофы. Пожалуй, это то главное, что отличает треки этого исполнителя, низкий вкрадчивый голос которого еще долго звучит в голове: неслучайно, именно его композиции пронизывают действие сериала о взрослении подростков в 90-е «Мир! Дружба! Жвачка!». «Двадцать лет подряд будущего нет», — поется в песне «Ласточки», и это заявление можно обозначить как одновременно политическое высказывание и метафору внутреннего взросления.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | ВК

11. Blue Banisters

Lana Del Rey

Американская дива Лана дель Рель в новом альбоме предается грусти, меланхолии, мечтам и воспоминаниям — впрочем, как и всегда в своем творчестве. Ее почти что гипнотический, убаюкивающий тембр голоса не спутаешь с другим — он всегда звучит тихо и нежно, как в разговоре с любимым человеком. «Blue Banisters» — это некий концентрат мыслей самой певицы, которая делится со слушателями самым сокровенным. Например, в треке «Arcadia» она сравнивает свое тело с картой Лос-Анджелеса, в «Beautiful» — свою музыку с голубым периодом Пикассо, в «Text Book» рассказывает о трудном детстве. В этих лирических, преимущественно фортепианных балладах можно обнаружить множество любопытных музыкальных находок, как, скажем, в «If You Lie Down with Me», одной из самых мощных песен альбома, где в конце звучит соло трубы.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | ВК

12. Surrender

RÜFÜS DU SOL

Cвежий релиз австралийского EDM-трио пусть и не претендует на оригинальность и кардинальный пересмотр жанра, однако его нельзя назвать небезынтересным. Тайрон Линдквист, Джон Джордж и Джеймс Хант записали одиннадцать легких танцевальных треков, идеально подходящих для какой-нибудь клубной вечеринки. Отличный бит, отстраненный вокал в духе Hurts с бэками, клавиши, навевающие ассоциации с западными образцами синти-попа, незамысловатый повторяющийся текст, растворяющийся в сэмплах — это и другое характеризует альбом «Surrender» с его мрачновато-напряженной атмосферой. Любителям пофилософствовать и одновременно потанцевать он явно придется по вкусу.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | ВК

13. Live. Love. A$AP

A$AP Rocky

Рэпер A$AP Rocky выпустил микстейп, который должен был быть его дебютом в хип-хопе ровно десять лет назад, но официальный релиз так и не случился. В него вошли как сольные треки музыканта, так и фиты с его коллегами по цеху Schoolboy Q, Fat Tony, Main Attrakionz, а также с A$AP Nast и A$AP Twelvyy. Как пишут критики, в «LIVE.LOVE.A$AP» впервые появилась характерная для этого исполнителя смесь классического нью-йоркского хип-хопа и грязного южного звука. Уверенно-напористая манера подачи текста здесь сменяется лирическим припевом, воспевающим улицы, дороги, жизнь со всеми ее проблемами: тонкое восприятие действительности при всей брутальности Ракима Майерса (таково настоящее имя рэпера) проявляется едва ли не в каждом треке. Не исключено, что «LIVE.LOVE.A$AP» адресован, в первую очередь, плохим парням, которые в душе остаются романтиками.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | ВК

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: