Новые альбомы The Weekend, DAKOOKA и MØ, продолжение монументального проекта Джованни Антонини «Haydn 2032», запись симфоний афроамериканской преподавательницы музыки и композитора Флоренс Прайс и произведения Грига в исполнении Лиз Давидсен. О главных альбомах января рассказала Надежда Травина.

Академическая музыка

1. Florence Price: Symphonies Nos. 1 & 3

Philadelphia Orchestra, Yannick Nézet-Séguin

О жесткой сегрегации в Америке начала XX века, когда чернокожим запрещалось заходить в помещение, пока там находятся «белые», сегодняшние европейцы знают лишь понаслышке или по роману «Убить пересмешника» Харпер Ли. Как и во все времена, с этой дискриминацией боролись активисты, отчаянно пытавшиеся противостоять законам Джима Кроу. Одной из них была афроамериканка Флоренс Прайс — композитор, которая смогла добиться публичного исполнения своей музыки. В 1933 году на концерте с характерным названием «Негр в музыке» прозвучала ее Первая симфония — пожалуй, самая крупная на тот момент работа Прайс: композитор создавала преимущественно аранжировки спиричуэлов в свободное от преподавания время в изолированной школе для чернокожих — можно представить, какой это был беспрецедентный шаг в то время. Спустя 90 лет после премьеры Филадельфийский оркестр под управлением музыкального руководителя Метрополитен-опера, дирижера Янника Незе-Сегена выпустили запись Первой и Третьей симфонии Флоренс Прайс (Вторая, увы, не сохранилась). Симптоматично, что это случилось именно сейчас, в эпоху новой этики, когда общественное движение Black Lives Matter еще не утратило свою силу (совпадение? не думаем). Первая симфония явно создавалась под впечатлением от Девятой симфонии Дворжака «Из Нового Света» (композитор, в свою очередь, вдохновился природой и фольклором Америки) — та же тональность, те же приемы симфонического развития, то же соотношение частей, разве что инструментовка более камерная. Одна из частей, «Танец Джугба» — это типичный рэгтайм, бодрая ритмичная музыка, словно сопровождающая экранную беготню Тома и Джерри. Что касается Третьей симфонии, то здесь Флоранс Прайс снова обращается к Дворжаку, фактически цитирует медленную часть той же Девятой — спиричуэл с голливудским шиком. В музыке афроамериканки мы обнаруживаем любопытную интеграцию негритянского фольклора в эстетику европейского позднего романтизма, приправленную всякого рода гармоническими джазовыми пряностями. Эта запись, безусловно, сегодня имеет огромную ценность — не только знакомит с творчеством малоизвестного композитора, поднимая актуальные темы от расизма до феминизма, но и доказывает, как бы это банально не звучало, что музыка способна противостоять любому злу и террору.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

2. Edvard Grieg

Lise Davidsen (soprano), Leif Ove Andsnes (piano)

Норвежское сопрано Лиз Давидсен называют одной из непревзойденных интерпретаторов Вагнера, Рихарда Штрауса и другой позднеромантической музыки. Ее сильный, обволакивающий слух голос идеально передает драматизм страдающих оперных героинь (так и хочется воскликнуть: верим!). В свежем релизе, вышедшем на лейбле Decca (ему певица остается верна с самого начала своей звукозаписывающей деятельности) Давидсен чувствует себя комфортно и в камерном репертуаре, доказывая свой исполнительский универсализм. Вместе с норвежским пианистом Лейфом Ове Андснесом она обратилась к вокальным циклам Эдварда Грига — композитора, такого же «наше всё», как Чайковский в России. «В моем детстве вся семья знала, кто он такой. Новый альбом для меня особенно важен, ведь в каком-то смысле это наша родная музыка», — говорит Давидсен. Для полного погружения в атмосферу скандинавского фольклора, в мир троллей, гномов и других сказочных существ альбом записывался в сельской глубинке — маленьком норвежском городке Буде. Впрочем, ничего «арктического» и «холодного» в вокале Давидсен мы не услышим: певица на родном языке исполняет чудесные вокальные миниатюры Грига в присущей ей оперно-драматической манере, а аккомпанемент ее партнера деликатно и бережно сопровождает монологи, отчасти сглаживая эмоциональный накал. И в цикле Haugtussa («Дитя гор»), где героиня рассказывает ручью о том, как потеряла возлюбленного («Прекрасная мельничиха» наоборот), и в песне «Våren» («Весна»), повествующей о красоте норвежской природы, и даже в забавной пьеске про улитку «Snegl, Snegl!» Лиз Давидсен с невероятным обаянием и аристократическим достоинством преподносит сокровищницы музыки Грига, предлагая слушателю отправиться в путешествие к холодным фьордам.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

3. Haydn 2032, Vol. 11: Au goût parisien

Kammerorchester Basel, Giovanni Antonini

Дирижер Джованни Антонини продолжает свой амбициозный гигантский проект «Haydn 2032» — запись всех симфоний венского классика. В этот раз к нему присоединился Базельский камерный оркестр, который предлагает перенестись в придворный Париж XVIII века. Именно для французской знати Гайдн сочинил цикл «Парижских симфоний» — конечно, не таких популярных сегодня, как «Лондонские», но, безусловно, заслуживающих к себе самого пристального внимания. Антонини и его подопечные представляют две из шести гайдновских «Парижских» симфоний, созданных для огромного оркестрового состава с участием как профессионалов, так и музыкантов-любителей. Симфония №82, которую слушатели еще при жизни композитора назвали «Медведь», базельские музыканты исполняют с безупречным качеством — легко, жизнерадостно, беззаботно, а в финале, где как будто подразумевается неуклюжее топтание мишки на уличной ярмарке под гул волынки, музыканты уже открыто веселятся (диалоги инструментальных групп вызывают поистине комический эффект). То же настроение продолжает последняя из «Парижских» симфоний — №87, где в целом раскрывается гайдновский симфонизм его зрелого периода творчества. Симфония №24 тоже в какой-то степени «Парижская» — цикл, созданный уже для капеллы князя Эстергази, где Гайдн служил половину своей жизни, впервые прозвучал в столице Франции. Этот опус Джованни Антонини трактует как истинно светскую музыку — и даже стремительный финал получает галантный «окрас». Пожалуй, наибольшее любопытство вызывает запись опубликованной в Париже Симфонии №2 молодого Гайдна. В этом трехчастном (!) цикле так и чувствуется постепенный переход от барочного стиля к тому, что мы называем классицизмом в чистом виде — и оркестр, конечно же, не упускает возможность подчеркнуть этот момент.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

4. C.P.E. Bach: Sonatas & Rondos

Marc-André Hamelin (piano)

Канадский пианист Марк-Андре Амлен записал два альбома клавирных сонат и рондо Карла Филиппа Эммануэля Баха — пожалуй, самого одаренного и популярного сына своего великого отца. Интересно, что отчасти на это повлиял…Михаил Плетнев (знал бы маэстро!). Именно его исполнение на радио ми-минорной сонаты К.Ф.Э. Баха словно открыло глаза Амлену на его музыку: «Я понял, что она по-настоящему авангардная». За сыном Иоганна Себастьяна в целом закрепился образ эдакого экспериментатора и бунтаря: музыковеды убеждены, что чувственный и выразительный стиль его клавирных пьес проложил дорогу романтизму, что на самом деле кажется довольно спорным. Вот и Амлен, очевидно, не согласен с такой трактовкой музыки К.Ф.Э: в его интерпретации романтические контуры едва намечены — минимум «взволнованности» и патетики, максимум сдержанности. Его артикулированное, четкое исполнение поражает скрупулезными акцентами на самых мелких деталях — Амлен с точностью ученого воспроизводит баховские мелизмы, штрихи, сохраняя форму целого. В одном из интервью на вопрос о том, апеллировал ли он к звучанию клавира той эпохи и к аутентизму, музыкант ответил так: «Нет, я никогда по-настоящему не пытался воспроизвести какой-либо звук из прошлого. Прежде всего потому, что современный рояль, его темперамент — это то, на чем я вырос. Но я думаю, что музыка К.Ф.Э. Баха действительно может выдержать исполнение на чем угодно!».

Apple Music

5. MANMADE

Marius Neset (saxophone), Bergen Philharmonic Orchestra, Edward Gardner

И еще немного о талантливых норвежских музыкантах. Композитор и саксофонист Мариус Несет, объединившись с Бергенским филармоническим оркестром, записал альбом, где представил свой инструмент в самых разных ипостасях. В этом масштабном многочастном концерте саксофон то поет бархатным голосом, скрашивая приятный вечер в ресторане, то погружает в минималистские перебивки паттернов в духе Стива Райха, то предстает во всей красе в джазовых мелодиях и импровизациях. Автор, он же солист, дает возможность изучить инструмент во всех подробностях — нет сомнений, что он им владеет в совершенстве. Несет принялся за альбом Manmade в период пандемийной самоизоляции, когда размышлял над тем, что переживает человечество — конкретно, о глобальном изменении климата. Столь серьезная проблема, которая волнует, кажется, всех ныне живущих зарубежных композиторов, повлияла даже на структуру концерта: по словам Несета, отказавшегося от классического «быстро-медленно-быстро», она стала «хаотичной», отражающей переменчивость нашего окружающего мира. А еще он признался, что развитие формы частей ему напоминало то, как не по дням, а по часам растет его новорожденная дочь (и наоборот). Вот такой удивительный пример соединения сугубо интимного с глобальным.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

6. Matthew Locke: The Flat Consort

Fretwork, Silas Wollston, David Miller

Английский композитор и теоретик Мэттью Локк в истории музыки как-то остался в тени своего знаменитого современника Генри Перселла. А между прочим, он стоял у истоков английской национальной оперы, писал духовную и светскую инструментальную музыку — в особенности, для небольших инструментальных составов различных семейств, называемых консортами. В английском Ренессансе XVI века это был один из главных жанров, позволяющий композиторам придумывать самые разные сочетания тембров и дуэтов внутри одного ансамбля. Ансамбль Fretwork, специализирующийся на исполнении старинной музыки, выпустили релиз, в котором объединили семь консортов Мэттью Локка для струнных инструментов, пригласив также клавесиниста Силаса Воллстона и исполнителя на теорбе Дэвида Миллера. Этот альбом, безусловно, оценят знатоки аутентичной музыки, ее теоретики и практики, а также все, кто интересуется архаичным звучанием далекой эпохи. Удивительное чувство стиля и понимание контекста вокруг музыки, уверенное ансамблевое партнерство — все то, что за тридцать с небольшим лет отличает Fretwork, — заставляет по-новому взглянуть на творцов, о которых мы практически ничего не знаем. Несведущим в старинной музыке и не имеющим подобного слухового опыта «The Flat Consort», возможно, покажется монотонным и заплесневелым. Но музыканты Fretwork пытаются доказать обратное, убеждая нас в том, что даже самая далекая по времени музыка имеет права на новое, и даже экспериментальное существование. На своем сайте музыканты выложили видео, где танцевальная пара исполняет элементы из разряда contemporary dance под звучание одного из консортов Локка.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

Популярная музыка

7. Dawn FM (Alternate World)

The Weeknd

Еще недавно Абель Тесфайе, он же The Weeknd, заставил весь мир подпевать его солнечному мегахиту «Blinding Lights», спетому с деликатной нежностью и любовью. Нынешний The Weeknd, представший на свежем релизе в январе 2022 года — это уже не интонации Фарелла Уильямса, не фальцет Майкла Джексона и не электропоп группы A-Ha. Голос певца узнать трудно — он то его намеренно занижает, то нещадно обрабатывает и перемешивает с различными шумами, вздохами, даже аплодисментами, имитируя помехи на радио. Концепция здесь превалирует, собственно, над музыкальным материалом: сквозная идея первична, «хитовость» и нацеленность на попадание в чарты вторичны (за исключением, пожалуй, уже раскрученного «Take my breath»). «В Dawn FM (Alternate World)» певец мыслит себя, ни много ни мало, самим Данте и приглашает нас пройти с ним этот метафорический путь, совершить путешествие внутри себя: «Альбом обращен к слушателям, которые как бы мертвы и находятся в неком чистилище. Но у них есть проводник, который помогает перейти на другую сторону, к свету. Это радиоведущий, чей голос звучит по радио в машине. Я всегда представлял себе, что застрял в пробке в ожидании светофора в конце туннеля…». Столь откровенно психоделическое описание релиза подкреплено соответствующей обложкой, где на нас смотрит седовласый бородатый The Weeknd, словно запечатлевший переход от жизни к смерти, от одного музыкального стиля к другому. Нашелся и свой Вергилий — это, между прочим, небезызвестный комик Джим Керри, убеждающий, что «будет держать тебя за руку и направлять во время этого безболезненного превращения». Путешествие и правда дается непросто — подпевать не получается, потанцевать — тоже, приходится слушать пространно-отчужденные откровения героя этой новой «Божественной комедии» про наркозависимость и одиночество (треки «Gasoline», «Sacrifice»). Высказывания на «Dawn FM (Alternate World)» меланхолично сменяют друг друга, как будто чья-то невидимая рука поворачивает ручку радиоприемника — и это тот случай, когда определение «фоновая музыка» звучит не обидно.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

8. Motordrome

«Motordrome» — это типичный европейский поп-альбом, звучащий как песенные стандарты Евровидения (что неслучайно — его записали и спродюсировали шведские и датские авторы). 33-летняя певица Карен Мари Эрстед делает ставку не на оригинальном вокале, а на запоминающемся образе готической женщины-вампа — но при этом исполняет довольно простую навязчивую танцевальную музыку (а не death-металл, как могло бы показаться, глядя на обложку релиза). Если устраивать вечеринку, то «Motordrome» идеально подойдет для того, чтобы расслабиться и хорошо провести время под качественный фирмовый бит. Трек «Live to Survive» уже с первых тактов заседает в голове напрочь, явно претендуя на роль новой «You’re My Heart, You’re My Soul». А о чем, собственно, альбом? Если коротко — о чувствах и эмоциях самой исполнительницы, о первой любви и расставании. MØ назвала его «рассказывающим как о печали, так и о радости перемен нашей жизни» и выразила надежду, что слушателям он покажется искренним и откровенным. В этом не может и быть сомнений — достаточно послушать, с какой пылкостью она произносит своему невидимому возлюбленному «I`m your Juliette, you`re my Brad Pitt».

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

9. Lest We Forget What We Came Here to Do

Sons of Kemet

Джазовая фолк-группа из Британии представила переиздание своего второго студийного альбома, название которого напоминает плохую американскую комедию — «Чтобы мы не забыли, зачем пришли сюда». Впрочем, юмора в музыке этих исполнителей предостаточно. Шабака Хатчингс, Орено Маршалл, Себ Рочфорд и Том Скиннер умело жонглируют им наряду с виртуозным звукоизвлечением на своих инструментах — а это саксофон, кларнет, барабаны и даже туба. Любители импровизаций и всякого рода джем-сейшн наверняка придут в восторг от того, насколько Sons of Kemet взаимодействуют друг с другом, заряжая коллективной энергией даже через наушники. Сочетание колоритных тембров, причудливых ритмов, смена темпа как взятие нового дыхания – все это создает ощущение бесконечного музыкального праздника, во время которого все объединяются в неком ритуальном танце. Конечно, все треки слушать тяжеловато — не привыкшее к инструментальной музыке ухо надеется на то, что кто-то все же начнет петь, но это, как говорится, была бы совсем другая история.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

10. DAKOOKA

DAKOOKA

28-летняя певица из маленького города Черновцы Екатерина Ерёменко пыталась заявить о себе на украинском «Голосе» (запомнившись, правда, не мощным вокалом, а странной маской на лице). До того успела записать англоязычный альбом, в котором откровенно подражала вокалу Лили Аллен, представ на обложке почему-то в фольклорном одеянии. Свежий релиз DAKOOKA, названный в честь псевдонима исполнительницы — эдакая смесь всего и вся сразу, музыкальная эклектика во всем своем проявлении. Трек «Заклинание» даже по мелодии совпадает с прилипчивым хитом «Солнышко» группы «Демо» (была такая в 90-е), «Умри, если меня не любишь» — это певица Елка в начале карьеры, электронно-мрачный «Стук» навевает ассоциации с творчеством Mujuce, и так далее, отсылок и аллюзий, спетых с интонацией Алины Орловой, в каждой песне предостаточно. В этом постмодернистском инди-поп пространстве, где только и проверяешь свой слуховой бэкграунд, собственно, индивидуальность певицы как-то размывается — прямо как на обложке альбома. Разве что наиболее «самобытным» вышел трек «Заклинання» (и то благодаря фонетике украинского языка). В общем, так и хочется сказать — скучно, девочки.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK


Об авторе

Надежда Травина — автор «Вашего Досуга», музыкальный критик, музыковед, редактор.

Instagram


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: