В Ярославле и городах Ярославской области в период майских праздников традиционно проходит музыкальный фестиваль под руководством маэстро Башмета. В нынешнем году он даже не утратил международного статуса: в один из самых красивых городов России приехали и зарубежные музыканты. В программе фестиваля, как обычно, объединились камерные и хоровые произведения, музыкально-драматические спектакли, а наряду с концертами активно развивались фестивальные академии, школа молодых журналистов, мастер-классы и встречи. Музыкальный критик Надежда Травина побывала на открытии фестиваля и рассказывает о том, как Ильдар Абдразаков показал свое видение вокального цикла Шостаковича, а сочинение Кузьмы Бодрова стало просветленным гимном.

В майские праздники кто-то уезжает за город, кто-то — на шашлыки, а музыкальные критики и столичные меломаны уже который год прибывают в славный город Ярославль. Здесь на основных площадках города — в филармонии, концертно-зрелищном зале «Миллениум» и театре драмы имени Волкова, — проходят концерты и спектакли музыкального фестиваля Юрия Башмета. В этот раз, правда, планировался грандиозный опен-эйр вблизи древнейшего ярославского Кремля — показ на открытом воздухе хоровой оперы Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе», однако внезапная минусовая температура погоды это сделать, к сожалению, не позволила. Впрочем, ни холод, ни ветер не помешал состояться открытию этого масштабного форума, вновь удивляющего своей программой. Помимо уже хорошо знакомых постановок того же «Сказа о Борисе и Глебе» и «Волшебной флейты. Путешествия» (спектакль Павла Сафронова), публику ждали как минимум три любопытные программы — выступление прославленного квинтета Российского национального оркестра, концерт «Folia-Folies» с музыкой малоизвестных барочных композиторов и спектакль Марины Брусникиной с Евгением Мироновым в главной роли — «Волоколамское шоссе» по пьесе Хайнера Мюллера, весьма актуальной сегодня.

Гала-концерт открытия был непохож на традиционный «смотр» музыкальных номеров, демонстрирующих искусство конкретного исполнителя. Юрий Башмет выстроил продуманную и глубоко концептуальную программу, выбрав, пожалуй, самые неподходящие сочинения для меломанов и завсегдатаев местной филармонии — и это, безусловно, очень удачное решение. Все сочинения принадлежали советским композиторам XX века, жившим практически в одно время: это Дмитрий Шостакович, его ученица Галина Уствольская, Мечислав Вайнберг и армянский мэтр Эдвард Мирзоян. Даже в перечислении этих имен видна линия стилевой преемственности, идущая от Шостаковича — получилось своего рода приношение отечественной современной академической музыке прошлого столетия, о которой активно начали вспоминать лишь в последние несколько лет.

В вокальном цикле Шостаковича на слова Микеланджело солировал прославленный бас Ильдар Абдразаков, чье появление вызвало ожидаемый трепет. Нужно сказать, что это сочинение как нельзя лучше подходит его тембру и характеру исполнения: казалось, что Абдразаков по-своему понимает поэтические строки, отражающие творческое состояние самого композитора — осмысление жизни. Лирико-философский цикл Шостаковича прозвучал в патетическом ключе, но без лишнего пафоса, предлагая поразмышлять над вечными темами. Той же долей трагизма был проникнут и Концерт для фортепиано с оркестром Галины Уствольской. Написанный в 1946 году, он долгое время оставался неизвестным — признание этого монументального опуса пришло много лет спустя. Кластеры, резкие динамические контрасты, активная роль ударных инструментов — все эти «признаки» творческого стиля Уствольской были слышны в этом раннем ее сочинении. Партию фортепиано исполнила тайваньская пианистка Ю-Фен-Чанг — хрупкая худенькая девушка, которая, казалось, играла концерт Шопена и в целом не очень понимала индивидуализм Уствольской.

Интересно было познакомиться с симфонией армянского композитора Эдварда Мирзояна — одного из представителей «Могучей кучки Армении» (оказывается, была такая). Камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением маэстро Башмета представили только первую часть, написанную типичным музыкальным языком XX века — если бы не «изюминка» в виде ориентальных мелодий, можно было бы признать эту симфонию как еще одно неизвестное сочинение Шостаковича. Одним из самых ярких моментов вечера стало выступление победителя Международного конкурса Чайковского, скрипача Николая Саченко — музыкант превосходно справился с неоромантическим Концертино для скрипки и струнных Вайнберга.

А финальной точкой гала-концерта открытия фестиваля в Ярославле стало небольшое хоровое произведение нашего современника, постоянного участника проектов Башмета Кузьмы Бодрова — «Credo». Эта гимническая, мажорная quasi-минималисткая пьеса, где особую роль играл лирический голос альта (солировал Юрий Башмет) воспринималась как призрачная, едва уловимая надежда на то, что и фестиваль пройдет без потерь и у нас, в конце концов, все будет хорошо.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: