Сингапурский симфонический оркестр исследует «светлую сторону» творчества Шостаковича, Якуб Йозеф Орлинский признается в любви к своей родине, Патриция Копачинская и Йоонас Ахонен представляют мир Джорджа Антейла, DenDerty возвращает в 2007-й, а Том Йорк и его новая группа The Smile пытаются найти индивидуальность. О главных альбомах мая рассказала Надежда Травина.

Академическая музыка

1. Shostakovich: Jazz & Variety Suites

Singapore Symphony Orchestra, Andrew Litton

Дмитрий Шостакович — композитор, за которым намертво закрепился образ эдакого советского страдальца. Статьи «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», сталинские культурные репрессии, «Ленинградская симфония» и черно-белая фотография молодого Дмитрия Дмитриевича в костюме бойца противопожарной обороны, исключение из преподавательского состава Московской консерватории — и вот уже у вас в голове звучат знаменитая «тема нашествия» и начало Пятой симфонии. Сингапурский симфонический оркестр и дирижер Эндрю Литтон справедливо считают, что такое одностороннее представление фигуры Шостаковича в корне неверно.

Музыканты исследуют светлую сторону творчества композитора — сочинения, написанные «до того, как тяжелая рука советского чиновничества его свалила». Прежде всего, это прелестные оркестровые сюиты, которые музыковеды с усмешкой называют легкой развлекательной музыкой: «Джазовая сюита» и «Сюита для эстрадного оркестра». Сингапурцы исполняют их с невероятным изяществом, голливудским шиком и негритянской свободой — но тут возникает мелодия известнейшего до-минорного «Вальса», и мы внезапно оказываемся на летней эстраде 30-х где-нибудь в «Сокольниках». Любопытно, что Литтон трактовал также еще один «шлягер» Шостаковича, «Таити Трот», как музыку к немому кино, где и постоянная агогика, и выразительные акценты словно комментируют происходящее на черно-белом экране. Также на альбоме записаны сюиты из балетов Шостаковича «Золотой век» и «Светлый ручей», звучащие подчеркнуто-театрально и картинно-изобразительно: все же Литтон — музыкальный руководитель Нью-Йоркского городского балета.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

2. Farewells

Jakub Józef Orliński (countertenor), Michał Biel (piano)

Один из самых востребованных контртеноров в мире, он же модель и брейкдансер Якуб Йозеф Орлинский, записал альбом вокальной музыки композиторов Польши, открыто признавшись в любви к своей родине. Вместе со своим напарником, пианистом Майклом Билем, артист исполнил настоящие раритеты, о которых слышали разве что его соотечественники. Это цикл «Прощание» Хенрика Чижа на стихотворения Пушкина (разумеется, переведенные на польский язык) — страстные, театрально-чувственные миниатюры; «Любовные сонеты» Тадеуша Бэрда (кстати, одного из организаторов фестиваля новой музыки «Варшавская осень»), откровенно фолковые и архаичные «Шесть курпийских песен» Кароля Шимановского, «Песни» современника Чайковского Мечислава Карловича, больше похожие на русские романсы (зачеркнуто — русский шансон), «Домашний песенник» основоположника польской национальной оперы Станислава Монюшко и причудливые вокальные пьесы лидера сегодняшней польской музыки Павла Лукашевского.

В альбоме «Farewells» Орлинский предстает романтиком-мечтателем — польским юным Вертером: делится слушателями печалью и радостью, вкладывая в исполнение целый спектр чувств. Выразительно выделяя фонетику языка — все эти бесконечные «ш, «шч», «зшч» — контртенор рассказывает истории, которые понятны любому, а его чуткий аккомпаниатор послушно сопровождает весь его путь. «Я чрезвычайно горд и счастлив, что могу поделиться этой программой со слушателями по всему миру. Я верю, что музыка наводит мосты и сможет вызвать чувства у слушателя независимо от того, знает ли он значение слов. Я уверен, что эти песни буквально проникнут вам под кожу. Так что просто наслаждайтесь и позвольте этому случиться!», — говорит Орлинский.

Apple Music | Spotify

3. Saint-Saëns: Piano Concertos Nos. 1 & 2

Alexandre Kantorow (piano), Tapiola Sinfonietta, Jean-Jacques Kantorow

В 2019 году альбом последних трех фортепианных концертов Камиля Сен-Санса, записанный Александром и Жан-Жаком Канторовыми, получил самые высокие оценки критиков Diapason d'or de l'année, Gramophone и Klassik.com. На новом релизе отец и сын исполняют музыку Сен-Санса в сопровождении финского ансамбля Tapiola Sinfonietta. Помимо «визитной карточки» композитора — Второго фортепианного концерта, — здесь представлен также Первый, юношеский концерт, в котором Сен-Санс сильно подражает Брамсу, ориентальная фантазия «Африка» и quasi-фольклорная «Рапсодия д'Овернь», а также оркестровая пьеса «Свадебный торт» (композитор сочинил ее реально в качестве свадебного подарка своему другу). Пианист Александр Канторов и дирижер Жан-Жак Канторов идеально взаимодействуют друг с другом — и не только потому, что родная кровь. Уверенное ансамблевое партнерство, очевидно, достигнуто частыми совместными выступлениями, но надо отдать должное и Tapiola Sinfonietta, которые чувствуют себя здесь на равных. В импровизационных, почти органных монологах и каденции Второго фортепианного концерта раскрывается весь исполнительский талант Канторова-пианиста, который явно стремительными темпами восходит на музыкальный Олимп.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

4. Albéniz: Iberia

Nelson Goerner (piano)

Лидер европейского авангарда Оливье Мессиан называл фортепианную сюиту Исаака Альбениса «Иберия» не иначе, как фортепианным чудом. В действительности, четыре тома этой гигантской музыкальной картины Испании доставляют пианистам немало технических и виртуозных трудностей: здесь и броская аккордовая фактура, и причудливая ритмика танцев фанданго и саэты, и, самое главное, неповторимый образный национальный колорит. Аргентинский пианист Нельсон Гернер (на минутку, ученик Марты Аргерич) отлично чувствует и стилистику, и характер каждой пьесы. В его интерпретации миниатюры складываются как элементы одной мозаики, буквально рассказывая слушателям-туристам о том, какая музыка звучит на улицах Севильи и Альмерии, Ронды и Мадрида. Гернер выбирает достаточно свободные темпы, позволяя насладиться пряными импрессионистскими гармониями и созвучиями — и тут же приглашает присоединиться к стремительному танцу прекрасной Иберии.

Apple Music | Spotify

6. Monteverdi: Il quarto libro de madrigali

Collegium Vocale Gent, Philippe Herreweghe

Бельгийский ансамбль старинной музыки Collegium Vocale Gent под управлением Филиппе Херревеге записали Четвертую книгу Мадригалов Клаудио Монтеверди — щедрый подарок поклонникам аутентичного исполнительства и вокального стиля «второй практики». Монтеверди утверждал, что музыка призвана выражать три душевных состояния: нежность, сдержанность и взволнованность (последнее он и вовсе превратил в речитативный стиль), так вот Collegium Vocale Gent следуют этим заповедям в полной мере. Благозвучные, наполненные какой-то особой умиротворенностью композиции звучат как образцы самого совершенного пения. Хоровой коллектив органично подчеркивает и рельефность тембровых пластов, и контрастность динамических сопоставлений каждого мадригала, заставляя наслаждаться полифоническими переплетениями как в целом, так и по отдельности. Слушая этот альбом, так и хочется добавить великое «здесь ангелы запели».

Apple Music | Spotify

7. Le monde selon George Antheil

Joonas Ahonen, Patricia Kopatchinskaja (violin)

Скрипачка Патриция Копачинская и пианист Йоонас Ахонен — два исполнителя-апологета современной академической музыки — представляют мир Джорджа Антейла. Дуэт записал Скрипичную сонату американского композитора в контексте музыки его наставников Джона Кейджа и Мортона Фелдмана, а также кумира Бетховена. Очевидно, релиз рассчитан исключительно на знатоков американской музыки XX века, которые понимают и слышат эти связи. Меланхоличный «дзен-буддийский» Ноктюрн Кейджа обрамлен двумя механистичными пьесами Фелдмана, в которых Копачинская и Ахонен великолепно выстраивают все эти ровные пуантилистские, почти веберновские линии. По-хулигански предстает и Скрипичная соната Бетховена, где Копачинская позволяет себе гармонические и ритмические вольности (вспоминаем похожее в Скрипичном концерте Чайковского). А где же, собственно, главный герой релиза, к которому на обложке исполнители мчатся на аэроплане? Увы, один из интереснейших композиторов-футуристов начала прошлого столетия, автор сногсшибательного «Механистического балета», представлен всего одним сочинением — и то, как-то теряющимся во всем этом многообразии: а как бы хотелось больше услышать музыки Джорджа Антейла, о которой мы почти ничего не знаем.

Apple Music | Spotify

8. Schubert: 21 Songs

Alice Coote (mezzo-soprano), Julius Drake (piano)

Меццо-сопрано Элис Кут и пианист Юлиус Дрейк исследуют лирический мир песен Франца Шуберта — романтических Lied, запечатлевших в себе красоту поэзии немецких романтиков от Гете до Шиллера. Здесь и признанные шедевры, такие как «Лесной царь» и «Ночная песнь», и другие, реже звучащие миниатюры — например, «К месяцу» или баллада «Гном». Глубокий, словно бархатный тембр голоса Кут идеально ложится на шубертовские мелодии, действующие как самое приятное успокоительное. Каждую песню она превращает в мини-историю, рассказывая ее с доверием и теплотой, наделяя фразы особой лирической интонацией. Впрочем, уже на десятой песне, спетой с той же романтичной упоенностью, становится откровенно скучно: ведь даже у самой длинной однообразной истории бывает конец.

Hyperion

Популярная музыка

9. We

Arcade Fire

Совпадение или нет, но канадская группа Arcade Fire выпускает альбом, вдохновленный романом-антиутопией Евгения Замятина «Мы», весной 2022 года. Его структура необычна, каждая песня имеет свою контрастную (по темпу или характеру) пару — так, если бы структура «Хорошо темперированного клавира» Баха могла бы применяться и в рок-музыке. Стилевая эклектика треков — скажем, в «End of the Empire» музыканты цитируют одновременно Дэвида Боуи, Quenn и Джона Леннона, — в полной мере отвечает концепции альбома, тяготеющего к осмыслению глобальных вопросов бытия и вечных тем. В упомянутой песне, красивейшей балладе с гитарным аккомпанементом, вообще прослеживается бетховенско-шиллеровская идея «обнимитесь, миллионы»: голос Уина Батлера словно призывает творить добро на всей земле и нести свет людям. We — это постмодернисткий, отчасти философский альбом, требующий тотальной концентрации и погружения в звук. И пусть эти песни невозможно запомнить с первого раза, но послевкусие и рой мыслей после прослушивания явно обеспечены.

Apple Music | Spotify

10. Мёд

DenDerty

«DenDerty — музыкант и композитор из Йошкар-Олы, пишущий электронную музыку и музыку к рекламе и видеоиграм». Это, в принципе, все, что вы можете нагуглить в поисках информации об этом исполнителе. Сегодня 31-летний Денис Бурашников врывается в чарты с альбомом «Мёд», который много рассказывает о своем авторе — пожалуй, послушав эти треки, вам все станет ясно и без поисковика. «Мед» зайдет всем тем, для кого легендарная фраза «Верните мне мой 2007-й» — не просто мем, а тоска по безвозвратно ушедшей эпохе, когда было актуально носить черно-розовое и демонстративно страдать. В мрачно-лирических, минорных песнях DenDerty ощущается тот самый дух протеста и одновременно смирения, растерянность и размышления — «хочешь бояться — бойся, или прими, как есть». По настроению альбом отсылает к бессмертному хиту «Джинсы порезаны, лето, три полоски…», но вкусные аранжировки и модный бит — это уже, конечно, 2022 год. В меру надрывный, мощный вокал Бурашникова заставляет вспомнить и свою пору взросления, и переживания юности. В общем, любители поностальгировать, welcome.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | ВК

11. Переобуваюсь

Хадн дадн

В своем новом альбоме инди-фолк группа «Хадн дадн» воспевает слово, которое сегодня воспринимается исключительно в метафорическом смысле. «Что узнаю — переобуваюсь, что думаю — переобуваюсь, зеркальным панцирем покрываюсь и собеседника отражаю», — эта модель поведения наверняка знакома всем и каждому. Впрочем, сами песни не несут какой-то уничижительный или обличительный посыл — солистка Варвара Краминова доносит их до слушателя с какой-то доверительной и беззаботной интонацией, мол, да, ну и что, что сегодня почти все совершают этот процесс, явно не связанный с обувью. Треки, написанные в придуманном группой жанре «ляоакын» (ляо» — этнические мотивы и залихватство, «акын» — познание мира посредством личного переживания), сочетают в себе фолковую напевность и ритмы синти-попа, приправленные явно психоделическими текстами (что создает, кстати, особый шарм). Впрочем, легкий вайб, с которым звучит альбом «Переобуваюсь», может быть и обманчив: достаточно вспомнить смысл заглавной песни-метафоры.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | ВК

12. A Light For Attention Attraction

The Smile

«A Light for Attracting Attention» — дебютный альбом группы The Smile, нового детища Тома Йорка. Бывший лидер Radiohead создал коллектив, в который позвал своего напарника, гитариста Джонни Гринвуда, а также продюсера Найджела Годрича, заявляя, что их стиль и направление не будут иметь ничего общего с Radiohead. Собственно, так и получилось — монотонные, вялотекущие треки, звучащие как самая типичная альтернатива, явно не заставляют вспомнить великие Creep или же Street Spirit: попытка зайти на территорию эмбиента явно не удалась. Непонятно также, с какой целью в отдельных треках замешаны тембры скрипки, трубы, виолончели и контрабаса (в записи приняли участие музыканты Лондонского симфонического оркестра) — вряд ли симфо-рок когда-либо привлекал Йорка и Гринвуда. В целом, первый «блин» The Smile пока что вышел комом: срочно принесите бывшим «радиохэдам» вдохновения и ориентир на поиск индивидуальности.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Концерты популярной музыки: лето 2022

0,0 Валерий Сюткин, MaкSим, ZOLOTO, Сурганова, Баста, Руки вверх!, Ирина Дубцова и другие.
  • Нет оценки
  • 0 отзывов
0,0