Российский национальный молодежный симфонический оркестр задумывался как прорывной проект и с момента возникновения в 2018 году оправдал все ожидания. Музыкальные критики хором отмечают особую энергетику, исходящую со сцены, когда на ней играет РНМСО — и это при том, что, согласно концепции, дирижеры с оркестром работают всегда разные. С коллективом за эти годы успели выступить лучшие маэстро и музыканты мира, сами же оркестранты существуют в беспрецедентных условиях: это и собственная репетиционная база в «Филармонии-2», и зарплата, и прекрасные учителя, и хорошие инструменты, и гастроли — российские, а до недавнего времени и зарубежные. Одним словом, сказка, попасть в которую, понятное дело, непросто, а желающих много.
Но сказка заканчивается быстро: после 30 лет музыкант должен покинуть коллектив, и, как правило, исход совершается во «взрослый» оркестр. Вопрос «как быть дальше» теперь применим не только к этой ситуации, но и ко всему существованию оркестра, выброшенного в последние месяцы за пределы международного культурного контекста. В эти дни РНМСО находится на Первом молодежном музыкальном фестивале в сочинском «Сириусе», вместе с ним на сцену выходят маленькие музыканты, воспитанники одноименного Образовательного центра, где оркестр также проводит «Симфоническую академию» для младшего поколения. Обо всем этом с артистическим директором оркестра Ильей Репенаком поговорила музыкальный критик Мария Невидимова.
Илья, только что одиннадцатилетняя скрипачка из «Сириуса» пожаловалось, что ей не дали желанную партию в «Монтекки и Капулетти» Прокофьева. А она так хотела исполнить ее на сцене с РМНСО. От чего зависит назначение партий?
ИР Понимаете, симфоническая программа очень сложная. Не всегда технические возможности ребенка могут позволить ему справиться с тем или иным произведением. Поэтому на сегодняшнем концерте вы увидите, что от произведения к произведению дети будут сменять друг друга. А ведь есть еще и вопросы технического характера. На сцене все 37 приехавших в «Сириус» ребят сейчас не поместятся со 100 артистами «Молодежки»!
Как организованы их занятия?
ИР Когда дети приезжают сюда, им надо включить концентрацию и работоспособность на максимум и очень серьезно подойти к процессу. Сначала они сидят на всей оркестровой репетиции, а потом к ним приезжают наши концертмейстеры и занимаются с ними уже индивидуально и в группе.
На Пятый Всероссийский конкурс артистов симфонического оркестра пришло 275 заявок, а повезет далеко не всем. До сих пор это был основной способ попасть в состав РНМСО. Можно ли как-то еще?
ИР Никак, только через конкурс. Он давно перестал быть конкурсом как таковым, это скорее площадка-форум для общения. Многие ребята, даже не ставшие лауреатами, получают рекомендации для работы в симфонических коллективах. Нам такая традиция очень нравится, каждый год это подпитывает и обновляет состав оркестра.
Во время первого конкурса в 2018 году вы были удивлены, что музыканты не справляются с оркестровыми трудностями. Спустя годы есть ли положительная динамика?
ИР Да, мы действительно замечаем, что и ребята интересуются оркестровыми партиями, и их педагоги стали обращать на это больше внимания, понимая всю необходимость. Ведь и раньше, и сейчас 90% выпускников музыкальных вузов находят свое призвание в симфоническом оркестре.
Получается, появление РНМСО простимулировало образовательный процесс?
ИР Я бы сказал, постепенно начало стимулировать. «Молодежка» быстро взлетела на высокий профессиональный уровень и стала подстегивать не только молодых музыкантов в изучении оркестрового материала, но и взрослые оркестры.
А есть ли кадровый дефицит?
ИР Как обычно, пробелма с валторнами и с фаготами. Это обусловлено и возрастными историями, и сложностью инструмента, и его дороговизной, и весом.
Как выразилась Екатерина Бирюкова, РНМСО — это «смесь пионерского лагеря с Царскосельским лицеем». Как быть музыкантам, которым стукнуло 30 и они вынуждены покинуть оркестр, зная, что таких же условий они уже нигде не найдут?
ИР Когда человек ощущает, что он работает на определенном профессиональном уровне, ему никогда не захочется спуститься вниз. И, переходя в другой оркестр, музыканты будут создавать вокруг себя знакомую атмосферу комфорта и высокого уровня мастерства.
В 2018 году вы говорили, что РНМСО может стать лучшим молодежным оркестром в мире. И все к этому активно шло, оркестр сотрудничал с крупнейшими дирижерами и солистами на международном уровне. Теперь сложно представить что-то подобное…
ИР Я думаю, мы должны сегодня продолжать работать. Нужно стремиться строить наши дальнейшие планы, исходя из того, что есть и что необходимо. Кроме того, многие маэстро и солисты планируют приехать при первой же возможности, и мы мечтаем о том, чтобы это случилось. Кстати, в последние полтора месяца солисты нашего оркестра спокойно выезжают на зарубежные конкурсы и получают лауреатские места.
Последний концерт РНМСО с зарубежным дирижером состоялся 26 февраля, оркестром руководил эстонский маэстро Пааво Ярви. В трогательном посте он написал, что, как и многие, сперва хотел отменить концерт и немедленно покинуть Россию, но все же остался, чтобы поддержать музыкантов. Как происходило ваше общение в те дни?
ИР Мы до последнего момента не знали, будет ли концерт, бежали на работу и надеялись, что репетиция состоится. Воздух был таким, что его можно было резать ножом. После генеральной репетиции Пааво сказал, что не бросит нас и пойдет с нами до конца. Наверное, мы заразили его вирусом «РНМСО-18» — наши артисты в шутку его придумали. Этот вирус помогает нам в творческом общении, и часто после первой репетиции дирижеры хотят взять коллектив и поехать выступать с ним дальше. Программа этого концерта чрезвычайно сложна даже для взрослого оркестра. И «Легенда об Иосифе» Рихарда Штрауса —двадцатиминутное труднейшее произведение, и его же «Альпийская симфония». Пааво понял, что ребята, сидящие внутри оркестра — это фанатики своего дела, которые стремятся быть с ним на сцене до конца. Все происходило невероятно волнительно, очень трогательно, и все мы испытали огромное счастье, что это было в нашей жизни.