В Клину, на территории музея-заповедника Чайковского, прошёл VIII Международный фестиваль искусств под руководством Юрия Башмета. Маэстро и его команда представили несколько программ, прозвучавших под открытым небом, неподалеку от дома, в котором провел свои последние годы жизни Петр Ильич Чайковский. Вечер симфонической музыки, камерные и сольные концерты, погружение в мир джаза, оперный гала — по традиции, на фестивалях Башмета каждый мог выбрать концерт на свой вкус. В этом году один из концертов впервые прошел на опен-эйр площадке возле старинной усадьбы Демьяново. Музыкальный критик Надежда Травина послушала джаз в исполнении Хиблы Герзмава, познакомилась с печальной историей усадьбы и делится впечатлениями.
Весь этот джаз
Неакадемические программы на фестивалях Юрия Башмета — давно не редкость, и джаз присутствует почти на каждом. Фестиваль в Клину не стал исключением. В один из вечеров на летней площадке прозвучали джазовые обработки классических оперных хитов, популярных и советских песен, а также западных шлягеров — и все это в ста метрах от Дома-музея Чайковского (который до появления джаза дожить не успел). Такую палитру самой разной музыки — от каватины Розины из «Севильского цирюльника» до страстной «Bessame Mucho», — представила оперная дива, народная артистка России и Абхазии Хибла Герзмава. Для солистки Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко такой концерт — это, прежде всего, способ доказать слушателю, что универсальный артист владеет любым репертуаром, и у него, в принципе, нет стилистических границ. Джазовые обработки придумал джаз-бэнд, который под управлением своего лидера Сергея Макеева весь вечер сопровождал выступление певицы. Впрочем, у Хиблы и ее команды отчасти получился стилистический «винегрет». Программа обещала чисто джазовую музыку и настраивала на ритмы синкоп Гершвина и Эллингтона, а по сути, из всех номеров «аутентичным» оказался только хит Билла Ховарда «Fly me to the moon» (у всех же сейчас в голове запел Фрэнк Синатра?). Впрочем, публику сомнительная концепция не смущала — многие охотно подпевали «Подмосковным вечерам» и «Беловежской пуще» с джазовыми гармониями и томным тембром саксофона. Хибла Герзмава исполняла их в некой смешанной манере пения — отчасти академической, отчасти эстрадной, но, как обычно, с невероятным достоинством и сценическим артистизмом. Жаль только, что не позволила голосу «оторваться» по полной и выдать импровизации: тогда это был бы настоящий all that jazz.
Ночь с Чайковским возле усадьбы Танеева
В этом году один из концертов фестиваля в Клину впервые прошел на новой площадке — возле усадьбы Демьяново, находящейся неподалеку от основного места действия, дома-музея Чайковского. Рядом с усадьбой выстроили гигантскую сцену, а поляну превратили в зрительный зал с партером и так называемой бесплатной «фан-зоной». В общей сложности вечерне-ночной опен-эйр посетило около 5 тысяч человек — чем не академическое «Нашествие»? В масштабном концерте, посвященном камерной, симфонической и даже балетной музыке Чайковского, приняли участие прославленные российские музыканты, которые выступили в сопровождении оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. «Ночь Чайковского» была выстроена как погружение в мир композитора — вместе с ним же: музыкальные номера чередовались с цитатами из писем Петра Ильича, которые зачитывал актер Игорь Петренко. Конечно же, прозвучал Первый концерт для фортепиано с оркестром (солист — Дмитрий Маслеев), теперь уже российский гимн, и не менее знаменитая Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин» в исполнении Евгении Муравьевой. Любимцы публики — скрипач Вадим Репин и бас Ильдар Абдразаков —выступили с наиболее знаковыми сочинениями Чайковского: Репин легко и непринужденно расправился с ре-мажорным Концертом, Абдразаков же перевоплотился в мудрого князя Гремина: «Любви все возрасты покорны…». Особый восторг вызвали балетные номера: как классический дуэт Марии Ширинкиной и Кимин Кима, так и более современный Светланы Захаровой и Артемия Белякова. К счастью, погода, главный фактор (не)проведения опен-эйров, в ту ночь порадовала. Обещанная синоптиками гроза переместилась в Москву, а в Клину под светло-темным небом, освещаемым световой инсталляцией, звучала великая музыка Петра Ильича Чайковского.
Отдельно хочется сказать об истории усадьбы Демьяново, о которой автор этих строк с изумлением узнал, только посетив опен-эйр. Ее построили еще в 1625 году, а в разное время здесь останавливались, на минутку, Екатерина II c внуком Александром I, маленький Саша Пушкин с отцом, поэты Гаврила Державин и Петр Вяземский. В конце XIX века дом, парк и статую покровительницы ремесел и искусств Минервы выкупил Владимир Иванович Танеев — брат знаменитого композитора, ученый-философ и, по воспоминаниям современников, большой чудак. Впрочем, это не мешало ему собрать вокруг себя внушительную композиторскую и литературную «тусовку» (в Демьяново приезжали Чайковский, Сергей Иванович Танеев, Скрябин, Андрей Белый, сестры Гнесины, братья Васнецовы и многие другие). Сегодня когда-то величественная усадьба выглядит так, как будто в нее попал снаряд — ни окон, ни крыши, ни дверей. За такое полуразрушенное здание «спасибо» советскому времени и тем, у кого хватило «ума» сделать из места паломничества интеллектуальной элиты туберкулезный диспансер, а потом и вовсе про него забыть. Хочется надеяться, что концерт в рамках фестиваля искусств Юрия Башмета как-то привлечет внимание тех, кому не все равно на памятники архитектуры и в целом на нашу историю — и музыка Чайковского будет звучать уже в самой усадьбе.