Филармонический оркестр Бремерхафена возрождает музыку Эмили Майер, Владимир Юровский и оркестр баварской оперы исполняют жизнерадостную симфонию Бетховена, La Serenissima рассказывает о «Женщинах Вивальди», Бейонсе размышляет о духовном ренессансе, Васса Железнова борется с кокошниками в фольклоре, а Muse подтверждают свой статус смелых и дерзких музыкантов. Надежда Травина выбрала лучшие альбомы июля и августа 2022 года. К сожалению, без использования дополнительных сервисов, не все из представленных альбомов доступны к прослушиванию на стриминговых платформах для россиян, но редакция «Вашего досуга» верит, что оставаться в контексте мирового искусства и знать о зарубежных новинках полезно.
Академическая музыка
1. Emilie Mayer: Symphonies Nos. 6 & 3
Philharmonisches Orchester Bremerhaven, Marc Niemann
Современники называли Эмили Майер «Бетховеном в женском обличии» — и с этим нельзя не согласиться. За всю свою жизнь эта хрупкая девушка написала 8 симфоний, 15 концертных увертюр, множество камерной и вокальной музыки — немыслимое количество крупных сочинений, исполнявшихся публично. Для начала XIX века это был настоящий фем-прорыв: девушки-композиторы тогда преимущественно музицировали за клавикордом у себя дома или, в лучшем случае, создавали милые вокальные миниатюры (как, скажем, жена Мендельсона — Фанни). Майер творила в эпоху, когда еще живы были Бетховен, Шуберт, Шуман, Шопен и другие классики-романтики. Но о них мы знаем почти все, а об Эмили Майер — ничего. Неслучайно открытие ее имени произошло именно сегодня, когда о феминизме и равенстве гендеров в любой профессии на Западе говорят едва ли не каждый день, а возрождение почти забытых сочинений стало одной из главных задач любого европейского оркестра. Филармонический оркестр Бремерхафена, маленького города на северо-западе Германии, отважно подхватил эту миссию, записав Третью и Шестую симфонии Эмили Майер. В Третьей симфонии композитор(ка) будто бы нащупывает тот самый переход от классицизма в ранний романтизм: используя типичный бетховенский тип развития в первой части, экспериментирует с жанром во второй (похоронный марш) и через «фольклорное» скерцо врывается в звукоизобразительный, нарочито программный финал. Здесь оркестр чудесно изображает что-то вроде шелеста крыльев эльфов, как в увертюре «Сон в летнюю ночь» Мендельсона — тремоло скрипок на фоне выразительного монолога валторн звучат в идеальном балансе друг с другом. Шестая же симфония — это откровенный «привет» папаше-Гайдну и его Симфонии №100. Она также имеет подзаголовок «Военная», отличается помпезностью и бравадой, и также в финале содержит лихие удары литавр и барабанов. Удовольствие от этой музыки вам явно будет обеспечено!
Presto Music | Apple Music | Spotify
2. György Kurtág: Kafka-Fragmente
Anna Prohaska (soprano), Isabelle Faust (violin)
Альбом сопрано Анны Прохазки и скрипачки Изабель Фауст посвящен одному-единственному сочинению — «Фрагментам из Кафки» Дьердя Куртага. Цитаты из дневника писателя, выдержки из его писем и даже посмертно опубликованный текст здесь органично переплелись с экспрессионистской музыкой венгерского композитора — все вместе это звучит невероятно зловеще. Прохазка и Фауст словно исследуют мир Кафки — его экзистенциальные рассуждения, обостренный внутренний мир, погружая в охватившую писателя и его современников атмосферу: «Нас ослепляла лунная ночь. Птичье пение разносилось от дерева к дереву. В полях шумело. Мы ползли в пыли: пара змей». Прохазка искусно демонстрирует свое владение вокальной техникой XX века: пение органично переходит в Sprechstimme и даже в мунковский крик (правда, не «до полной потери голоса», как предписал Куртаг). Ее напарница здесь явно не аккомпаниатор — скрипка выступает как второе действующее лицо: то подражает мандолине, то и вовсе раздваивается (в одной из частей Фауст играет попеременно на двух инструментах — настроенном и «не очень»). Дуэт создает невидимый инструментальный театр, понятный и без визуализации — впрочем, «вампирская» обложка диска намекает на то, что исполнительницы не прочь устроить и настоящий спектакль.
3. Beethoven: Symphony No. 2 & Brett Dean: Testament
Bayerisches Staatsorchester, Vladimir Jurowski
Художественный руководитель симфонического оркестра Берлинского радио и музыкальный директор Баварской оперы Владимир Юровский не перестает радовать новыми релизами. На этот раз — записью «живого» выступления баварского оркестра в Мюнхенском национальном театре, почти сразу же после отмены локдауна. Для долгожданного возвращения в привычную концертную реальность маэстро выбрал Вторую, пожалуй, самую жизнеутверждающую симфонию Бетховена. Композитор создавал ее в самом что ни на есть благодатном месте — в живописном Гейлигенштадте, в уютном деревенском домике, радуясь, что слух пока еще не покинул его. Юровский подчеркивает радость и ликование, которыми словно пропитаны страницы этой партитуры — как всегда, уверенно-четко выстраивая звуковой баланс между группами инструментов, удерживая умеренный темп даже в скерцо. Симфония у баварцев звучит строго и академично, в духе раннего классицизма — возможно, было бы уместно отметить какие-то пасторальные элементы, но у Юровского, как в аптеке — ничего лишнего. В пару к Бетховену маэстро добавил сочинение современного австралийского композитора Бретта Дина (которого он любит в последнее время исполнять). Пьеса Testament, что переводится как «завещание» — это одновременно и поклон великому классику, и отсылка к его знаменитому Гейлигенштадтскому завещанию: что-что, а пасторальности и звукоизобразительности здесь хоть отбавляй.
Presto Music | Apple Music | Spotify
4. Liszt: Piano Concertos Nos. 1 & 2, Sonata
Alexander Ullman (piano), Susan Monks. BBC Symphony Orchestra, Andrew Litton
Ференц Лист для британского пианиста Александра Ульмана — фигура знаковая. Именно с победы на конкурсе его имени началась сольная карьера музыканта, с успехом продолжающаяся и по сей день. Ульман закончил Королевский музыкальный колледж в Лондоне, один из самых престижных вузов мира, в классе Дмитрия Алексеева; под его патронажем даже участвовал в конкурсе Чайковского (но неудачно). Новый альбом пианиста свидетельствует не столько о его смелости — записать три самых сложных сочинения венгерского композитора, — сколько о желании продемонстрировать свое накопленное мастерство и растущий с каждым годом опыт. В Сонате си минор эффектные контрасты и показ «дьявольской силы» его интересуют в меньшей степени: эту монолитную интерпретацию не иначе как философским монологом Фауста не назовешь. Впрочем, в каденции скрытая сила так или иначе себя проявляет, но Ульман и этот бурный поток превращает в уверенное повествование. Если в Первом фортепианном концерте он добавляет к Листу флер сказочности и атмосферы таинственности (его «хрустальные» звуковые переклички с оркестром чудо как хороши), то Второй превращает в романтический манифест с явным лозунгом «свобода, равенство, братство»: бравурные аккорды и блестящие духоподъемные пассажи пианист исполняет со всей искренностью. В одной из анкет Александр Ульман признался, что если бы ему предоставилась такая возможность, он бы пригласил на ужин Оскара Уайльда, Натали Портман и Людвига ван Бетховена. Добавим на эту вечеринку, пожалуй, Ференца Листа: услышав этот альбом, он явно был бы не против.
Presto Music | Apple Music | Spotify
5. Vivaldi's Women
La Serenissima, Adrian Chandler, Adrian Chandler
«Женщины Вивальди» — название альбома, записанного ансамблем старинной музыки La Serenissima. Несмотря на то, что оно звучит в духе шоу Андрея Малахова, «тайная жизнь» и «скандалы, интриги, расследования» великого композитора, к счастью, авторов не интересовали. Антонио Вивальди действительно большую часть жизни провел в кругу женщин — обучал их игре на скрипке, альте, а также искусству пения в венецианской Ospedale della Pietà. Это было что-то вроде приюта для девочек-сирот, музыкальной школы и консерватории одновременно — вполне себе солидное образовательное учреждение, закончив которое девушка могла и удачно выйти замуж, и стать профессиональным музыкантом (кому что). Именно в Ospedale della Pietà Вивальди написал большую часть своих инструментальных и духовных сочинений, ориентируясь на исполнительские возможности женского оркестра и хора, которыми он тоже руководил. Из всего этого многообразия La Serenissima записали Концерт для виолы д`амур ре минор, Скрипичный концерт соль мажор, Концерт для скрипки, органа и струнных ре минор и Концерт для скрипки, струнных и континуо фа мажор — истинное удовольствие для ценителей виртуозного исполнительства. La Serenissima не зря носят почетное звание одних из лучших интерпретаторов музыки Вивальди: не заигрывая с аффектами и не ударяясь в демонстрацию той самой пресловутой виртуозности, коллектив добивается четкого и слаженного звучания тутти и соло за счет практически идеального соблюдения нотных параметров. Солист Адриан Чендлер позволяет себе уйти от строгости, наделяет сольную партию откровенно романтическими, девичьими интонациями. Об уровне мастерства коллектива лишний раз говорить не приходится, но не будем забывать, что эти сложнейшие сочинения были написаны для юных девушек, только-только начинающих, как бы мы сейчас сказали, исполнительскую карьеру. Girls power!
Presto Music | Apple Music | Spotify
6. Romitelli: An Index of Metals
Linda Olah, Ensemble Miroirs Etedus, Fiona Monbet
Мультимедиа-опера «Индекс металлов» — последнее сочинение выдающегося и ни на кого не похожего композитора Фаусто Ромителли, чья жизнь оборвалась всего в 43 года. Для восприятия этой музыки мы рекомендуем не просто остаться в тишине и закрыть глаза, но внутренне подготовиться к погружению в свое бессознательное, чертоги разума и прочее, ведь именно такой спуск в «чистилище» предлагает нам композитор. «Это профанный (светский) ритуал, подобный световым шоу 1960-х годов или сегодняшним рейв-вечеринкам, в которых пространство приобретает монолитную форму за счет громкости звука и визуальной насыщенности, кажется распадающимся на тысячу анаморфоз (обманов восприятия)», — так по-музыковедчески заумно описывает концепцию сочинения автор, которая в действительности приобретает иной масштаб. Смешивая «плывущие» электронные и статичные акустические звуки, тексты из Жоржа Батая и The Doors, цитаты из Pink Floyds и техно-группы Pan Sonic, а также стон электрогитары, Ромителли формирует звуковой наркотический трип, из которого трудно освободиться. Ансамбль современной музыки Miroirs Etendus под управлением Фионы Монбет подхватывает этот галлюциногенный нерв, заставляет физически ощущать напряжение, пульсирующее в каждом аккорде. Солистка Линда Ола без труда ориентируется в сложнейшем маршруте своей партии, но эмоционально не дотягивает — не слышится в ее голосе того самого безумия, характеризующего наш мир, который так удивительно представил себе Ромителли. Впрочем, уже то, что Miroirs Etendus записали «Индекс металлов», достойно уважения: хорошая музыка обязательно должна остаться в истории.
Presto Music | Apple Music | Spotify
Популярная музыка
7. Will of the People
Muse
Девятый альбом легендарной британской рок-группы — если не концептуальный и стилистический итог, то квинтэссенция идей и экспериментов с жанрами, случившимися с этим трио за последние несколько лет. Манифесты об апокалипсисе, войне, антиутопии и мировом заговоре Muse облекают в непохожие причудливые формы, предлагая своим поклонникам несколько вариантов самих себя. Мы вряд ли услышим здесь тот отчаянно-романтический вокал Мэттью Беллами под его же фортепианный аккомпанемент, цитирующий Третий концерт Рахманинова и уж точно не найдем намеки на дабстеп, как в альбоме «The 2nd Law». Впрочем, Muse, как хорошее вино, с годами все лучше и лучше. Оставляя за собой фирменное и мгновенно узнаваемое звучание — виртуозные гитарные рифы и фальцет, энергичные басы и барабаны, — Мэттью Беллами, Крис Уолстенхом и Доминик Ховард спустя 28 лет все такие же выдающиеся, смелые, дерзкие музыканты. В безусловном хите нового альбома «You Make Me Feel Like It's Halloween» энергичная музыкальная «страшилка» приправлена назойливой мелодией органа-синтезатора; «Liberation» с излюбленными для Беллами романтическими аккордами и гармоническими модуляциями — настоящее приношение группе Queen; «Euphoria» радует аранжировкой в духе старых добрых Muse. Найдется здесь и совсем из ряда вон выходящее: в заглавном треке «Will of People» появляется дух Мика Джаггера, а в «Ghosts» Беллами вдруг превращается в Адель. Все эти безумные контрасты стали для группы в порядке вещей, ничего удивительного. Только одно лишь вызывает тревогу — беспросветный мрачный финал в заключительном треке с нецензурным названием. Такого у Muse никогда не было, но и его появление оправдано: музыканты, всегда высказывающиеся честно и прямо, просто посмотрели, что происходит вокруг.
8. Viva Las Vengeance
Panic! At the disco
Седьмой студийный альбом Panic! At the Disco переносит в далекий 2005 год, когда в России еще был MTV и по нему во всю крутили их нетленку «I Write Sins Not Tragedies». В новом альбоме — та же эстетика карнавальности и нарочитая театральность, забойные ритм-секции гитар и надрывный вокал солиста Брендона Ури, как будто и не было всех этих заигрываний с жанрами и экспериментов с аранжировками. И пусть от прежних эпатажных «паников» остался лишь, собственно, их фронтмен, в «Viva Las Vengeance» Ури приглашает нас поностальгировать, размышляя о славе, богатстве, любви и историях, которые музыканты пережили за годы взросления. Для усиления эффекта «олдскульности» заглавный трек был записан на магнитофонную пленку. Впрочем, в альбоме можно найти и более прямые аллюзии на музыку прошлых лет: «God Killed Rock and Roll» — это поклон группе Quenn и фальцету Фредди Меркьюри, а в «All by Yorself» солист явно пародирует почти одноименный хит Селин Дион. В целом, альбом получился зажигательным, эклектичным, объединил множество стилей — от глэм-рока до мюзикла, поданных под ярко-кричащим соусом. А сильный и узнаваемый с первых тактов голос Брендона Ури здесь раскрылся во всем многообразии — просто послушайте, скажем, трек «Don`t Let The Light Go Out».
9. Mercury — Act 2
Imagine Dragons
Вторая часть дилогии Imagine Dragons продолжает исследовать темы, которые так отчетливо прозвучали в первом альбоме. Рефлексия о жизни и о том, что будет после нее, разговор о прошлом, настоящем и будущем здесь уже не столь пессимистичны. «Mercury – Act 2» обращен к свету, а не к тьме — он о том, что, несмотря на большие потери, мы можем находить в себе силы двигаться дальше. «Горе всегда рядом, но жизнь продолжается. Все, что у вас есть после того, как вы потеряли кого-то близкого вам, это новая перспектива. Имеет значение каждая секунда», — утверждает солист Дэн Рейнольдс. После таких в хорошем смысле пафосных слов ожидаешь услышать что угодно, но не смесь r`n`b c рок- и поп-звучанием — как в треке «Blur» или в «Symphony». Впрочем, заигрывание с хип-хопом и легкий «вайб» здесь, скорее, выглядит как намеренный акцент на позитиве. Настоящее лирическое откровение ощущается в песне «Ferris Wheel», напоминающей серенаду, и, особенно, в «I wish» — монологе, обращенном к умершему другу героя. Вокал Рейнольдса словно пропитан светлой грустью, треки не иначе как душевными не назовешь — музыканты ведут слушателя от мрака к свету, но делают это ненавязчиво и легко.
10. Renaissance
Beyonce
Королева поп-музыки Бейонсе воспела ренессанс. Но не ту самую прекрасную эпоху, а возрождение духовное, нравственное. Обратиться к столь нетипичной теме певицу побудила…пандемия: «Со всеми ковидными изоляциями, я думаю, мы все готовы бежать, путешествовать, любить и смеяться снова. Я чувствую зарождающийся ренессанс, и я хочу быть частью этого побега». Свое так называемое «обнуление» певица решила разделить с единомышленниками из 1970-х и 80-х: в треке «Break My Soul» слышатся сэмплы из «Show Me Love» Robin S., а в «Summer Renaissance» — «Alien Superstar» и «I Feel Love» Донны Саммер. Вообще, от Бейонсе периода «Halo» здесь мало что осталось: шикарный вокал почему-то спрятан за модными аранжировками, которые тоже, впрочем, кажутся безликими. Это тот случай, когда за концепцией потерялась музыка — пусть и не ренессансная, но интересная, запоминающаяся, мелодичная, как прежде. Тексты о том, что все женщины — богини, это, конечно, замечательно, но как это резонирует с тем, что звучит? Остается надеяться, что такой эксперимент от Бейонсе — такой же временный, как пресловутая пандемия.
11. Культурный код
Васса Железнова
Попытки привить интерес к русскому музыкальному фольклору ведутся не одно десятилетие. Годами музыканты не устают доказывать, что народная музыка может звучать модно, молодежно, свежо, актуально: то соединяют попевки с техно, то используют голошение в припеве рэп-композиции, то устраивают целое фольклорное шоу с переодеваниями. Впрочем, молодую певицу Вассу Железнову последнее категорически не устраивает: «Я не разделяю тенденцию эксплуатировать традиционные образы и кокошники. Мне не хотелось превращать материал с колоссальным сознанием в костюмированную вечеринку и, тем более, запирать его в узкий жанр, отрезая от самого важного тех, кто далек от фолка и его атрибутов». Васса, она же Василина Иванова, взявшая в качестве псевдонима имя героини трагедии Горького, поет квази-народную музыку, но у нее как ни у кого больше эта музыка звучит притягивающе красиво, осмысленно, лирически откровенно. Разговор матери и сына, обращение к болеющему отцу, проблемы отцов и детей — кажется, эти темы, звучащие в альбоме Вассы Железновой, были, есть и будут всегда, они словно заложены в нашем подсознании как тот самый культурный код, вскрывающий нашу идентичность. Тихий, вкрадчивый и совсем не народный в привычном понимании голос исполнительницы обращен ко всем и каждому — слушая эти грустные треки, облаченные в фирмовые «вкусные» аранжировки, начинаешь чувствовать с ними какую-то связь.
Apple Music | Spotify | Яндекс Музыка | ВКонтакте