Московский концертный зал «Зарядье» в новом сезоне приготовил слушателям немало интересного. Концерты симфонической и камерной музыки от барокко до песен кочевников, лекции и мастер-классы ведущих исполнителей, экскурсии для аудитории любого возраста — все это ожидает столичных слушателей в ближайшее время. На открытии сезона друг за другом выступили Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и оркестр musicAeterna во главе с Теодором Курентзисом. Впечатлениями поделилась музыкальный критик Надежда Травина.

Валерий Гергиев и его «Три чуда»

Открывал концертную программу, как и пять лет назад в только что распахнувшем свои двери «Зарядье», симфонический оркестр Мариинского театра. Подопечные Валерия Гергиева исполнили «сказочные» сочинения русских классиков XIX и XX века — Николая Римского-Корсакова и Родиона Щедрина. Оркестр Мариинки считается одним из наиболее точных интерпретаторов русской симфонической музыки — достаточно посмотреть репертуар и количество сыгранных опусов. Так, балет Щедрина «Конек-горбунок», написанный по одноименной сказке, Мариинский театр ставил дважды — в прошлом столетии и в нынешнем, а фрагменты музыки к балету Гергиев достаточно часто включает в свою программу. Вот и в «Зарядье» его музыканты вновь погрузили в это народное, веселое, остроумное действо, разворачивающееся с самых первых тактов партитуры. Здесь ощущалось не только мастерское владение композитора русской мелодикой, но и его пристрастие к русскому фольклору — к песням, танцам, обрядам. Эпическое повествование продолжилось симфонической сюитой «Шехеразада» Римского-Корсакова — колоритным, кинематографичным циклом. Оркестр Мариинки подарил слушателям целую вереницу запоминающихся образов: грозного царя Шахриара, Царевича Календара и Царевны, Синдбада, сражающегося с морской стихией. Последняя картина прозвучала наиболее явственно: фигурации виолончелей, аккомпанирующих томной мелодии скрипок, отчетливо напоминали движение корабля отважного морехода навстречу приключениям. А завершила эти музыкальные сказки симфоническая картина «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Первое чудо — танцующую в своем хрустальном домике белочку, — оркестр показал с долей юмора: флейта-пикколо, игравшая знаменитую песенку «Во саду ли, во городе», заставила невольно улыбнуться. Ансамбль медных духовых представил воинственный марш, под фанфары которого в зале «появились» тридцать три богатыря — второе чудо. А нежные переливы арфы и щемящий мотив соло гобоя дали понять, что настал черед третьего чуда — чудесного появления Царевны-лебедя. На концерте сказочную идиллию аккуратно нарушил прославленный бас Ильдар Абдразаков, который, впрочем, в какой-то степени олицетворял собой «линию чудес» — только уже вокальных. Под деликатный аккомпанемент оркестра прославленный бас спел знаменитые арии из опер Чайковского и арию «Алеко» из одноименной оперы Рахманинова.

Невероятные приключения Теодора Курентзиса и Петра Ильича Чайковского в Италии

На следующий день в «Зарядье» выступили другие петербургские гости — оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Словно в утешение всем тем, кто не может сегодня попасть заграницу (и вряд ли в ближайшее время попадет), дирижер приготовил щедрый подарок — путешествие в прекрасную Италию, да еще в компании Петра Ильича Чайковского. В программе прозвучали его сочинения, воспевающие культуру, искусство, природу и быт этой страны: симфонические фантазии «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», а также «Итальянское каприччио». Трагическую историю возлюбленных Франчески и Паоло из «Божественной комедии» Данте Чайковский превратил в драматическое, невероятно эмоциональное высказывание, близкое и по характеру, и по тематизму его же Шестой симфонии (правда, написанной годами позже). Курентзис прочувствал родство этих сочинений, трактовал одночастную «Франческую» сочинение как некий трехчастный цикл, отражающий невообразимые душевные страдания. И если идеальным пассажам скрипок, сыгранных в безумной темпе, изображающих адские вихри, уже не удивляешься — оркестр musicAetrna сможет достичь любого предела, — то выразительные соло инструментов в лирических эпизодах в этот раз прозвучали особенно проникновенно. В «рассказе Франчески» кларнетист Сергей Елецкий просто и задушевно исполнил выразительную мелодию, напоминающую больше песню Пахмутовой, нежели Чайковского. В увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта», созданной на сюжет знаменитой шекспировской трагедии, Курентзис добился от своих подопечных пианиссимо — настолько тихого звучания и оркестровых групп, и отдельных тембров, — что складывалось ощущение, будто исполнители признавались в любви этой музыке шепотом. Здесь словно ожил сам композитор — одинокий, несчастный романтический гений, вкладывающий всю душу в свои сочинения, в том числе, и в «Ромео и Джульетту», с ее красивейшей темой любви у секции духовых инструментов. И вот мы, наконец, оказались в самой Италии, на площади Сан-Марко, где разворачивалось карнавальное действо. В «Итальянском каприччио», написанным под впечатлением композитора от этой эффектной красочной процессии, танцевальные и песенные народные темы сменяли друг друга как разнообразные маски, вереницей мелькающие друг за другом. Курентзис и Чайковский подарили публике головокружительный праздник, на котором темпераментные мелодии вечного города, звучащие то в диалоге с фанфарами духовых, то с нежными колокольчиками будто где-то вдали, рождали ощущение присутствия в стране, которая сегодня так далеко. И спасибо маэстро за то, что благодаря великой музыке и роскошному ее исполнению это невозможное путешествие в Италию все-таки состоялось.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: