В зале «Зарядье» состоялся концерт, посвященный 90-летию легендарного дирижера Владимира Федосеева. Поздравить маэстро пришли пианист Денис Мацуев, сыгравший символическое сочинение «Время, вперед!» Свиридова, композитор Александр Чайковский, написавший пьесу-посвящение с музыкальной монограммой, и другие гости. На сцене весь вечер находился Большой симфонический оркестр имени Чайковского — главное «детище» юбиляра, а в финале к нему присоединились еще три коллектива: ансамбли «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы» и камерный оркестр Musica Viva. На праздничном концерте побывала Надежда Травина.
Имя Владимира Ивановича Федосеева не нуждается в особом представлении. Вот уже больше полувека он выходит на сцену, чтобы донести интерпретации его любимых Моцарта и Чайковского. И еще с десяток композиторов, музыку которых он открыл для слушателей в разные годы, начиная с далеких 70-х. Успев побывать главным дирижером оперного театра Цюриха, Миланского симфонического оркестра имени Джузеппе Верди и приглашенным дирижером Токийского симфонического оркестра, Владимир Федосеев остался верен своему БСО. И своей стране, в любви которой он признается со сцены, пронося через года миссию по возвышению русской музыки. Несмотря на солидный возраст и статус музыкальной легенды, Владимир Иванович бодр и полон оптимизма — дает интервью, посещает концерты, по-прежнему встает за дирижерский пульт.
Денис Мацуев, постоянный творческий партнер Федосеева и БСО, исполнил свою «коронку» — «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова, сотрясая зал энергичными синкопами и погружая в задушевную кантилену. Но на этом выступление знаменитого пианиста не закончилось. Мацуев снова сел за рояль, начал играть остинатные звуки, и мы вдруг оказались перед телевизором, в котором началась программа «Время» на Первом канале. Именно всем известный фрагмент сюиты «Время, вперед!» Свиридова прозвучал в качестве «биса»: отличное пожелание двигаться дальше и шагать в ногу с эпохой.
После антракта сцену заполнили целых четыре оркестра — ансамбли «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы», Большой симфонический оркестр и камерный оркестр Musica Viva. Именно такой состав указал в партитуре своего «Ноктюрна / Серенады №8 ре мажор» Моцарт. Эта легкая, почти что беззаботная музыка предназначалась для исполнения на всякого рода светских приемах и балах: эхо-переклички каждого оркестра словно изображали различные книксены, поклоны и прочие условности этикета того времени. При всей своей развлекательности, сочинение, тем не менее, содержало в себе немало трудностей для исполнения — особенно, это касалось элементарной координации и взаимодействия друг с другом на расстоянии. Впрочем, акустический пространственный эффект был достигнут сполна.
Кульминацией вечера стало исполнение мировой премьеры пьесы Александра Чайковского «Вариации на тему FEDOSEEV» также для четырех оркестров. Сочинение открылось темой-монограммой фамилии дирижера (в названии зашифрованы латинские обозначения звуков), которая по своей природе приобрела внезапно восточный оттенок. Этот томный мотив возникал неоднократно, как в лучших традициях симфонической музыки XIX века. Вообще, пьеса ассоциировалась с симфоническим творчеством Римского-Корсакова, ближе всего, с сюитой «Шехерезада»: те же пряные гармонии, богатая оркестровка, тип развития. Впрочем, в средней части «теме томления» пришла на смену музыка, напоминающая саундтрек к советской комедии (намек на эпоху, в которой произошло становление Федосеева-дирижера?). Лихую мелодию ксилофона и «унца-унца» низких струнных подхватывали и остальные инструментальные группы, заряжая публику разудалым, веселым настроением. А в коде Чайковский написал и вовсе целую оду или гимн юбиляру: широкая, монументальная тема в самой праздничной тональности До мажор звучала с поистине гигантским масштабом — со всей торжественностью, гордостью и любовью к 90-летнему маэстро.