В Гостином дворе состоялась Десятая международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. В этом году свои картины, арт-объекты и инсталляции представили более 65 галерей, художники из США, Голландии, Испании, Италии, Франции, Эстонии, Китая, Южной Кореи и Японии (подробный гид о ярмарке вы можете прочитать здесь). На официальном открытии, под конец дня, состоялся концерт проекта Sound Up, в этот раз посвященный музыке минимализма. В огромном амфитеатре расположились шесть роялей и шесть пианистов, которые на несколько часов погрузили публику в медитативное состояние. Звучание паттернов, растворяющихся в пространстве, послушала Надежда Травина.

Те, кто пришел на концерт, могли также неспеша пройтись по белоснежным павильонам Cosmoscow, чтобы оценить работы современных художников. Пространство Гостиного Двора, архитектурного шедевра XVIII века, кажется совершенно бесконечным: здесь абсолютно легко потеряться. Впрочем, заботливые организаторы Sound Up этого не допустили: тебя встречают, надевают на запястье традиционный браслет, и пропускают вперед, навстречу очередному грандиозному перформансу.

Новый концерт проекта посвящен музыке минимализма — сочинениям, изменившим представления о том, каким может быть звучание фортепиано и как на нем можно играть. Как ни странно, но среди всех стилей современной академической музыки именно минималистские опусы вызывают наибольший интерес у публики. Стоит признать, что убаюкивающе-монотонное звучание, как и тридцать лет назад, по-прежнему в моде — и даже превращено в некий светский ритуал для избранных. Концерт Sound Up Piano Theatre это наглядно подтвердил — достаточно было одного взгляда на зрителей, чтобы понять, что большинство пришло не из-за «отца минимализма» Джона Кейджа. Впрочем, до конца досидели не все: уж слишком тяжело и непривычно было 55 раз подряд слушать один и тот же паттерн.

Пианисты Михаил Дубов, Владимир Иванов-Ракиевский, Мария Садурдинова, Павел Домбровский, Екатерина Хохлова и Ульяна Ловчикова воспроизводили сложнейшие партитуры каждый за своим роялем. 6 роялей, 12 рук, 258 клавиш — это был целый минималистский оркестр. Конечно же, большой восторг вызвало звучание игрушечного пианино (да и сам вид этого «малыша»). «Сюита» Джона Кейджа — возможно, первое сочинение для такого необычного инструмента, — напоминала упражнение на фортепиано для самых маленьких — что, на самом деле, обманчиво, поскольку исполнять ее было физически непросто. Интересно было сравнить пьесы двух лидеров европейского минимализма — Йеруна ван Веена и Симеона тен Хольта: если один все же сохранил романтический флер даже в остро-синкопированных ритмах (где, по его мнению, слышны «отголоски подавленной памяти»), то другой написал сурово-остинатный портрет «индустриального пейзажа морского порта в Роттердаме».

Невероятной по красоте оказалась пьеса «Face so Pale» Дэвида Лэнга, в которой композитор процитировал мелодию любовного мадригала XV века. Контрастом прозвучала дерзкая, эпатажная партитура «композитора-панка» Джулиуса Истмана с характерным названием «Evil nigger», заставившая резко вернуться из расслабленного состояния в привычную реальность. А в финале исполнители разместили на струнах различные мелкие предметы от фольги до шариков для пинг-понга. Таков был замысел композитора Кейт Мур, которая в своей пьесе для препарированного рояля таким образом исследовала «внутренности» инструмента. Большую часть вечера шесть роялей сливались в общем ансамбле, но стройность звучания не была нарушена. Восхищало, насколько уверенно и четко взаимодействовали друг с другом музыканты. Растворяющиеся в огромном пространстве мотивы и аккорды действовали как самый лучший антидепрессант — заставляли откинуть все мысли, закрыть глаза и вслушиваться в этот упорядоченный звуковой поток, уносящий куда-то далеко от нашей действительности. И уже только за это спасибо концерту Sound Up Piano Theatre.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: