В Московской филармонии выступил Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан. Подопечные Александра Сладковского привезли программу, подготовленную специально ко дню рождения Шостаковича. Коллектив исполнил редко звучащую Симфонию №12, посвященную Ленину, а также Концерт для скрипки с оркестром №1 (солист — Павел Милюков). Надежда Травина делится впечатлениями.
Вообще-то свой 57-й концертный сезон Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан должен был открыть на родине, в Казани. Однако накануне московского выступления в соцсетях оркестра появилась официальная информация о том, что казанский концерт отменен по причине ухудшения самочувствия главного дирижера. Поклонники маэстро не на шутку встревожились, но на сайте Московской филармонии утром следующего все оставалось по-прежнему. К счастью, концерт все же состоялся, а для тех слушателей, кто не смог его посетить, организаторы приготовили онлайн-трансляцию. Маэстро Александр Сладковский как ни в чем не бывало вновь встал за «штурвал» своего оркестра и блестяще провел концерт, вызывая этим мужественным поступком безусловное уважение.
Шостакович для ГАСО РТ — фигура знаковая. Оркестр записал все симфонии композитора на диске лейбла «Мелодия» и неоднократно включает его сочинения в свои программы. Коллектив уже не первый год доказывает, что по праву носит статус одних из лучших интерпретаторов музыки Шостаковича. А сегодня ее значение, месседж, общий характер, пожалуй, актуален как никогда. Дмитрий Дмитриевич в принципе воспринимается как «выразитель настроений эпохи», но кто бы мог подумать, что в 2022 году именно его трагические, экзистенциальные опусы окажутся созвучными атмосфере действительности. Неслучайно Сладковский называет его «композитором космического масштаба»: в музыке «великого страдальца XX века» словно запечатлены отголоски прошлого, боль настоящего и веяния призрачного будущего.
В Москве Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан представил нетривиальную монографическую программу — мрачно-экспрессивный Первый скрипичный концерт и редко исполняемую Двенадцатую симфонию с подзаголовком «1917 год». Концерт Шостакович создавал в один из самых суровых периодов своей жизни — за год до печально знаменитого постановления 1948 года, погруженный в горькие размышления и словно предчувствуя неминуемую беду. В этом сочинении невозможно услышать хоть какие-то просветленные эпизоды, и даже излюбленная композиторская ирония здесь словно приглушена. Солист Павел Милюков, казалось, кожей чувствовал каждую мелодическую линию или фразу. Его инструмент преимущественно «разговаривал» вполголоса, но сколько было эмоций в каждом слове (звуке)! Шостакович потребовал от солиста невероятных физический усилий, но и быстрые скачки, и двойные ноты в высокой тесситуре Милюков преодолевал бесстрашно — подобно тому, как герой цикла преодолевал жизненные обстоятельства. И ничто не остановило это чувственное высказывание — даже внезапно лопнувшая струна на скрипке (впрочем, Милюков, не растерявшись, заменил свой инструмент на инструмент концертмейстера). Госоркестр Республики Татарстан чутко подстраивался под агогику солиста, позволяя ему свободно выразить композиторскую мысль, а в финальной «Бурлеске» стремительно присоединился к этому мрачному апофеозу.
Свою Двенадцатую симфонию Шостакович посвятил Ленину, и еще при жизни получал по этому поводу немалую долю «хейта»: слишком «советская», слишком пафосная, словно приуроченная к очередной годовщине Октябрьской революции (собственно, ее исполняли фактически по этому поводу). Однако Шостакович был слишком умен и прозорлив, чтобы создавать открытую нарративность и уж тем более мыслить так прямолинейно. Симфония №12, как и ее более известная предшественница, ретроспективно отражает исторический путь страны от 1917 года до времени ее написания: образы, чувства, атмосферу, конкретные события (первая часть так и называется — «Революционный Петроград»). Этот поистине гигантский концептуальный цикл расшифровывать непросто, но только не для ГАСО РТ. Коллективу под управлением Александра Сладковского весьма точно удалось соблюсти баланс между нарочитой иллюстративностью в эпизодах («выстрел» ударных в части «Аврора», изображение духовыми гула революционной толпы) и общим развитием программной идеи. В экзальтированных кульминациях дирижер доводил звучание до невероятной экспрессии, которая словно накрывала с головой каждого сидящего в зале, а мощь медных духовых, многочисленные фанфары отчаянно прорезались сквозь звуковую пучину, как голоса из толпы. После такого, без преувеличения, грандиозного исполнения Госоркестр Республики Татарстан, казалось, должен был дать публике прийти в себя и вернуться в реальность. Однако после аплодисментов маэстро Сладковский вновь встал за пульт и музыканты лихо выдали на бис Танец Ломового из балета Шостаковича «Болт». Идеальный финал!