В Казани в эти дни проходит XII международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной Concordia. Вот уже двенадцать лет по инициативе маэстро Александра Сладковского выдающиеся исполнители со всего мира не устают признаваться в любви Софии Асгатовне на ее же родине. Каждый год Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан представляет уникальные программы, в которых, помимо музыки самой Губайдулиной, оживают крупнейшие партитуры прошлого столетия и нашего времени. Первый фестиваль был приурочен к 80-летнему юбилею Софии Асгатовны — «виновница» торжеств эту идею благословила, и с тех пор незримо присутствует в Большом концертном зале имени Сайдашева (композитор много лет живет в Германии). Нынешний цикл концертов Concordia — это, по традиции, знакомство местной публики с виртуозными сложными сочинениями от классика советского авангарда Дмитрия Шостаковича до шлягеров кинокомпозиторов Андрея Петрова и Микаэла Таривердиева. На одном из таких вечеров ГАСО РТ выступил с легендарным эстонским дирижером Андресом Мустоненом, а солировал скрипач Даниил Коган. Надежда Травина делится впечатлениями.
С основателем ансамбля Hortus Musicus Андресом Мустоненом Софию Губайдулину объединяют не только творческие, но и дружеские связи: в одном интервью она даже называла его, Арво Пярта и Валентина Сильвестрова своими братьями. Эстонский маэстро, приехавший в Казань вопреки санкциям и прочим отменам зарубежных музыкантов, в свою очередь, говорит о Софии Асгатовне с благодарностью: «Я знаю Софию уже больше пятидесяти лет. Исполнять ее музыку для меня всегда большое счастье». В концертном зале имени Сайдашева артиста встретили нескончаемыми овациями (местная публика вообще щедра на комплименты), и эта теплая встреча была взаимной: «Я приезжаю в Казань как к себе домой», — поделился Мустонен перед началом концерта. — Здесь мои дорогие друзья, оркестр, с которым работать — настоящий праздник, мы наслаждаемся взаимодействием друг с другом». Это наверняка почувствовали и слушатели, для которых маэстро и Госоркестр Республики Татарстан приготовили программу, названную дирижером как «музыка друзей Губайдулиной»: прозвучали Пярт, Дмитрий Шостакович, Гия Канчели, фактически ее современники и коллеги по композиторскому цеху.
В «Поэме-сказке» Губайдулиной, первоначально созданной для детского радиоспектакля, композитор превратила историю о школьном мелке, который мечтает рисовать воздушные замки, но в конце концов ломается, в драматическое, едва ли не трагедийное высказывание. В этом сочинении обращали на себя внимание типичные губайдулинские трепетные, трепещущие звуки-соноры, растворявшиеся в финале словно в никуда. Госоркестр Республики Татарстан буквально плел кружевную ткань из этих звуков — восхищало как по-импрессионистски тонко звучали группы инструментов. Такую же ювелирную работу можно отметить и в «Коллаже на тему B-A-C-H» Пярта. Здесь автор хотел «вырастить один цветок самостоятельно» — то есть, взрастить свой музыкальный материал, опираясь на заимствованные цитаты из музыки Баха. Композитор искусно объединил, казалось бы, противоположное друг другу: возвышенную барочную музыку и авангардные кластеры, вторгающиеся в баховский тематизм как удар молнии. Исполнители под руководством Мустонена, соотечественника Пярта, чутко реагировали на каждый стилистический поворот, представив эту квази-барочную сюиту как оммаж вообще всей музыки прошлых столетий. В другом опусе эстонского композитора музыканты весьма точно подчеркнули то, что исследователи его творчества называют «сакральным минимализмом». «Лебединая песня» напоминала одновременно и молитву, и гимн, который Госоркестр Республики Татарстан пел с невероятным достоинством и благородством (казалось, что и зал наполняется каким-то особенным светом).
Интермедией к этим философским сочинениям стала пьеса Гии Канчели «Маленькая Данелиада», впервые прозвучавшая в Казани. Это некий поклон фильмам Георгия Данелии «Кин-дза-дза» и «Слезы капали», музыку к которым и написал Канчели. Здесь Мустонен позволил себе немного пошалить. Дирижер, взяв в руки скрипку, привел публику в восторг своими пластичными танцевальными движениями и выкриком знаменитого «Ку!» вместе с оркестром. Единую концепцию вечера как будто бы нарушило не менее знаменитое Адажиетто Малера из Пятой симфонии, и был риск, что эта красивейшая музыкальная зарисовка окажется здесь чужеродной. Но Госоркестр Республики Татарстан сыграл ее настолько изящно, чувственно, бережно, деликатно, что все сомнения в миг разрешились и время словно бы остановилось – хотелось не прерывать эти божественные длинноты, окутывающие пространство.
Во Втором скрипичном концерте Шостаковича солировал молодой скрипач, продолжатель музыкальной семейной династии Даниил Коган. «Я обожаю этот концерт», — признался он перед выступлением. — Жаль, что его у нас очень мало исполняют. Когда мне предложили выбрать любое сочинение, написанное после 1950 года, я, не раздумывая, выбрал Второй скрипичный концерт. С Госоркестром Республики Татарстан я играю впервые, и для меня это огромная честь, равно как и творческое взаимодействие с невероятным Андресом Мустоненом». Концерт Шостаковича неслучайно звучит столь редко, всему «виной» степень сложности музыкального языка и труднейшие исполнительские приемы, с которыми может справиться далеко не каждый скрипач. Впрочем, Когану удалось преодолеть эту звуковую лавину и блестяще дойти до самого финала. Стремительные темпы в крайних частях, аллюзии на танцевальные номера, буйство энергии и выразительные «разговоры» с духовыми — скрипка в руках Когана была словно живым инструментом, запечатлевшем мысли, эмоции, настроение музыки Шостаковича. А Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан в который раз подтвердил свой статус одного из лучших интерпретаторов его сочинений.