Всероссийскому юношескому симфоническому оркестру исполнилось 10 лет. В 2012 году маэстро Юрий Башмет задумал создать молодежный коллектив, который объединил бы одаренных детей со всей России. Идея воплотилась в жизнь. По результатам первого отбора в команду Башмета были набраны юные музыканты от 10 до 22 лет — учащиеся детских школ искусств и студенты музыкальных колледжей. С тех пор Башмет устраивал такие смотры талантов ежегодно: прослушивания проходили во всех регионах страны, а состав нового оркестра неустанно обновлялся. За десять лет своего существования Всероссийский юношеский симфонический оркестр доказал, что по праву может равняться с взрослыми профессиональными артистами, за плечами которых — огромный сценический опыт. В Зале «Зарядье» этот факт в очередной раз подтвердился: ВЮСО продемонстрировал свои недетские успехи исполнением сложных партитур современных композиторов. Надежда Травина рассказывает о концерте.
Маэстро Башмет гордится своими подопечными, называя их выступления и гастроли «настоящей школой жизни». И это действительно так. Несмотря на сложные перелеты и переезды, постоянные репетиции и сценическое волнение, ребята взрослеют буквально на глазах — получают бесценные уроки профессии, которые обязательно пригодятся им в будущем. На сцену «Зарядья» вышли 216 музыкантов из 82 городов России — новый состав, набранный несколько дней назад. В программе праздничного концерта была заявлена, прежде всего, музыка современных, ныне живущих авторов, и далее, будто бы на закуску — Пятая симфония Бетховена. Такая концепция — не эксперимент и не случайность. Всероссийский юношеский симфонический оркестр едва ли не в каждом своем концерте играет современную партитуру (либо уже написанную, либо созданную специально для них). В диалоге с авангардом всегда звучит классика, тем самым, оркестр показывает свою стилистическую «всеядность», умение переключаться от одной эпохи к другой. Современная академическая музыка в принципе сложна для исполнения (и восприятия), ее качественно интерпретируют далеко не все оркестровые коллективы, и то, что ей бросают вызов фактически дети — говорит само за себя.
На юбилейном концерте Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета исполнил «Большую серенаду» Александра Чайковского и «Путешествие по оркестру» Кузьмы Бодрова — сочинения композиторов-друзей маэстро, в прошлом учителя и ученика, а ныне двух маститых авторов. В пьесе Чайковского восхищало то, как ВЮСО легко и непринужденно «пробирается» сквозь сложную мелодическую и ритмическую фактуру, подчеркивает приемы из арсенала новейшей музыки. Обращали на себя внимание и ансамблевая стройность, и выверенность каждой инструментальной группы, и диалоги тембров. Кстати, «Большую серенаду» предварил еще один торжественный момент. Александру Чайковскому вручили премию Дмитрия Шостаковича, отметив его достижения в области мирового искусства. Получив статуэтку из бронзы (руки, держащие скрипку), Александр Владимирович признался, что для него эта награда — огромная честь, поскольку он лично помнит Шостаковича.
«Путешествие по оркестру» — занимательный музыкальный квест, который знакомит с тембрами инструментов. Кузьма Бодров написал увлекательную бродилку по музыке прошлых эпох, понятную как знатокам, так и меломанам. Всероссийский юношеский симфонический оркестр акцентировал цитаты и аллюзии на Моцарта, Баха, Генделя, Малера, Паганини (чей 24-й Каприс и задал начало путешествию). Все эти слуховые «пасхалки» всплывали из звуковой массы так же незаметно, как и растворялись, оставляя место, собственно, авторской музыке: эти переходы коллектив исполнил весьма изящно и тонко. А завершила юбилейный вечер самая знаменитая симфония Бетховена — Пятая. Именно ее Всероссийский юношеский симфонический оркестр исполнил ровно десять лет назад. Жизнеутверждающий гимнический финал, венчающий победу света над мраком, был созвучен атмосфере концерта и воспринимался как торжественное напутствие молодым артистам на будущее.