В Концертном зале «Зарядье» выступил Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан. Подопечные маэстро Александра Сладковского привезли в столицу одну из самых сложных симфоний Густава Малера — Седьмую, которую ранее они уже исполнили в Санкт-Петербурге и Казани. Это сочинение не только расширило репертуар ГАСО РТ, но и продолжило так называемое занимательное малероведение, которое с успехом проводит Сладковский: главный дирижер Госоркестра Республики Татарстан намерен представить все симфонии великого австрийского композитора (остались только Вторая и Третья). Концерт прошел в рамках цикла #малер — нового проекта зала «Зарядье», в котором столичные и региональные оркестры дарят публике свои интерпретации симфоний Малера. Надежда Травина посетила московский концерт и делится впечатлениями.
Седьмая симфония Малера неслучайно считается одной из самых трудных по замыслу и по исполнению. Если в предыдущих шести композитор выстраивал некий программный сюжет, помогающий и музыкантам, и слушателям, то здесь он отказывается от прямого воплощения содержания, текста, и в целом какого-либо нарратива — только музыка и ничего больше. Гигантский пятичастный цикл вновь показывает нам лирического героя, альтер-эго самого Малера, присутствующего во всех его симфониях. Здесь он, пожалуй, впервые сталкивается лицом к лицу с действительностью, но уже не рефлексирует по ней, как раньше, а открыто противостоит нападкам судьбы, которые, в итоге и преодолевает. Впрочем, эта победа в финале воспринимается двояко. «Герой словно закрывает глаза на враждебный мир, представший перед ним как остранённый, либо страшный мир», — утверждает музыковед Инна Барсова.
Сегодня Седьмая симфония звучит не так часто, да и многие именитые дирижеры предпочитают брать более популярные Первую и Четвертую. Но маэстро Сладковский не из тех, кто боится рисковать. Его оркестр исполнил почти всю «Вселенную» Малера, так что полная «коллекция» симфоний австрийского композитора, вне всяких сомнений, будет скоро собрана. Что касается Седьмой, то в ней худрук Госоркестра Республики Татарстан, по его словам, ощущает «невероятный сгусток боли и все-таки надежду на свет, очень ярко вспыхивающий в финале — какой-то космический взлет, воплощенный в звуках». Маэстро выстроил концепцию цикла от драматического бетховенского Allegro к гимническому победному финалу, как в вагнеровских «Мейстерзингерах» словно прославляющему силу искусства. Госоркестр Республики Татарстан звучал поистине с гигантским размахом, то сливаясь в густое tutti, то акцентируя ярко-характерные необычные тембры: композитор ввел в партитуру мандолину, гитару, прутья, пастушьи колокольчики, стальные бруски.
Одними из главных героев вечера можно назвать музыкантов группы медных духовых инструментов. Духовикам выпало немало исполнительских трудностей, много сольных монологов, с которыми они великолепно справились (выразительные темы у духовых — это «строительный элемент» всех малеровских симфоний). В маршевой первой части ГАСО РТ подчеркнул стремительную поступь главной темы, в которой словно сконцентрировалась вся энергия цикла. В побочной же обращали на себя внимание нежные, полные тончайших динамических нюансов фразы у секции струнных инструментов. Вторая и четвертая части Седьмой симфонии — ноктюрны, которые Госоркестр Республики Татарстан представил как ожившие живописные картины. В «Ночной музыке» первого ноктюрна возникли сцены уличного шествия, затем сумрачного леса, тишину которого нарушали звуки пастушьих колокольцев, голоса птиц. Во втором ноктюрне маэстро Сладковский обратил внимание на связь основной темы с интонациями австро-немецких песен, возможно, с вокальным циклом Малера «Волшебный рог мальчика». В интерпретации ГАСО РТ это был даже не ноктюрн, а самая настоящая лирическая серенада, воспевающая любовь и все прекрасное, что есть на земле: об этом отчетливо говорили сольные голоса кларнета, фагота, арфы, гитары.
Финал Седьмой симфонии был настоящим триумфальным апофеозом, напоминал гигантский водоворот, который разворачивался на сцене как неукротимая стихия. Ликующий До мажор, взмывающие фанфары медных духовых, гимническая тема, звучащая у каждой группы инструментов как заключительное торжественное слово, колокольный перезвон, заполняющий акустику «Зарядья» — это была без преувеличения грандиозная точка всего концерта. Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан вновь продемонстрировал свое мастерство воплощения невероятно сложных, концептуальных опусов, погрузил во Вселенную Густава Малера, и публика была им невероятно благодарна. Нескончаемые овации после того, как маэстро Сладковский опустил палочку — тому подтверждение.