Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан выступил в Московской филармонии в рамках собственного абонемента, исполнив Вторую симфонию Густава Малера. Маэстро Александр Сладковский успешно продолжает свое занимательное малероведение: его подопечные представили фактически все симфонии австрийского композитора (теперь до полной коллекции остались лишь Третья и Десятая). Нынешний концерт носил характер посвящения великому дирижеру Марису Янсонсу, которого с худруком ГАСО РТ связывали дружеские творческие отношения. Вторая симфония Малера «Воскресение», прозвучавшая в Концертном зале Чайковского, оказалась сердечным памятным подарком ушедшему мастеру. Надежда Травина делится впечатлениями.
Музыка Малера занимала огромное место в деятельности Мариса Янсонса — симфонические опусы австрийца дирижер включал в большинство своих программ. Для Александра Сладковского именно его интерпретация Второй симфонии является эталонной: к счастью, ее можно послушать на записи оркестра Консертгебау. Именно это сочинение Янсонс привез в филармонию десять лет назад (меломаны хорошо помнят тот триумфальный вечер), поэтому выбор очередной малеровской симфонии на вечере-посвящении Марису Арвидовичу для Сладковского был очевиден. Госоркестр Республики Татарстан уже исполнил «Воскресение» в Казани, теперь пришел черед столицы. В концерте также приняли участие Академический большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей», солистки Анна Аглатова и Агунда Кулаева.
Симфонии Малера — это этапы жизненного пути лирического героя, своего рода, альтер-эго самого композитора. В каждой из них с ним случаются драматические коллизии, он страдает, ищет счастье, мучается философскими вопросами как типичный меланхолик эпохи романтизма. Во Второй симфонии Малер метафорически хоронит своего героя — и это после жизнеутверждающего финала Первой, в которой он, наконец, ощутил вкус жизни и радость слияния с природой. Впрочем, в пятой вокально-симфонической части Второй герой чудесным образом воскрешается, в его душе наступает просветление. Вторую симфонию можно назвать не столько лирико-драматической, сколько философской. Здесь впервые автор вводит в партитуру хор и партии солистов, которые выражают концепцию произведения («слово как носитель моей музыкальной идеи»). Масштабная симфония включает в себя также небольшой оркестр за сценой, создающий пространственный акустический эффект, символизирующий призыв «по ту сторону». Это сочинение, проникнутое христианской этической моралью, неким мистицизмом, позднеромантическим пафосным высказыванием, весьма непросто расшифровать (Малер не оставил четкой программой, задумку высказал лишь в письмах), а уж тем более, воспроизвести, но Госоркестр Республики Татарстан с этим справился блестяще.
«Почему ты жил? Почему страдал? Неужели все это — только огромная страшная шутка?.. В чьей жизни хоть однажды раздался этот призыв, — тот должен дать какой-нибудь ответ!», — писал Малер. Первая часть Второй симфонии в интерпретации ГАСО РТ напоминала повествование-рассказ от лица отчаявшегося человека, внутренне попрощавшегося с миром. Тихое, словно затаенное вступление у низких струнных, которое аккуратно подхватывали остальные группы инструментов, идеально передавали мысли, окончательно поселившиеся в душе героя. Впрочем, победно-героическая тема, излагаемая четко и непоколебимо оркестром, дала понять, что ничего еще не окончено — есть луч света в темном царстве. Маэстро Сладковский не стал устраивать открытую патетическую драму, а подчеркнул психологизм, заложенный в этих противоположных образных сферах, характерах тем, контрастных темпах и динамических оттенках. Госоркестр Республики Татарстан словно за руку вел слушателя по бессознательному героя, чей голос выразительно воспроизводила медь.
После такой «бури и натиска» в классических симфониях (а Вторая Малера явно тяготит к этому типу) всегда наступает передышка. Композитор и вовсе предложил сделать большую паузу перед второй частью, чтобы дать возможность публике переключиться в другое состояние. Эта пауза для ГАСО РТ послужила моментом для настройки инструментов, после чего зазвучал изящный лендлер. Продолжая следовать концепции, музыканты добавили нотку рефлексии в эти незатейливые мелодии австро-немецкого происхождения. Темы у струнных звучали широко, кантиленно-распевно, и даже резкое «вторжение» эпизода средней части не нарушило эту идиллию. «Ничем не омраченное воспоминание проникает Вам в душу как солнечный луч, — и Вы почти забываете, что произошло недавно».
Третью часть — оркестровое переложение «Проповеди Антония Падуанского рыбам» из вокального сборника Малера «Волшебный рог мальчика» — ГАСО РТ превратил в ироническое тонкое высказывание. Это был своего рода perpetuum mobile — непрерывное кружение струнных и духовых, легкий и полетный танец (кстати, тоже лендлер). Финальные же части Второй симфонии, объединенные присутствием женских голосов и хора (а также оркестра за сценой), воспринимались как отдельное эпическое сочинение, остановка действия. Впрочем, маэстро Сладковский сумел сохранить цельность замысла. Хоральные темы четвертой части, медленное размеренное движение и текст о просьбе к Богу послать свет, пропеваемый Агундой Кулаевой (увы, но слишком по-оперному драматично) — это и было настоящее исцеление героя. А потом возникло то самое Воскресение — величественное звучание хорала на стихи Фридриха Клопштока «Ты воскреснешь, да, воскреснешь ты после сна недолгого» в исполнении хора, солисток (голос Анны Аглатовой словно погружал, манил в блаженно-просветленное состояние), мощные фанфары и экзальтированные кульминации оркестра. На такой жизнеутверждающей ноте и закончился очередной грандиозный концерт Госоркестра Республики Татарстан, чье прочтение Второй симфонии Малера наверняка получило бы высокую оценку Мариса Янсонса.