В Москве уже в четвертый раз прошёл Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета. Публика стала свидетелем 14 концертных вечеров, которые состоялись на крупнейших театральных и концертных площадок города — Московской филармонии, Московской консерватории, «ГЭС-2», МХТ им. А.П. Чехова, Малом театре. В этом году участниками фестиваля стали ведущие российские и зарубежные артисты — сам маэстро Башмет и его коллективы, джазмен Игорь Бутман, итальянский вокальный ансамбль Tenores di Bitti, драматические актеры. Важнейшей темой фестиваля стало приношение бессмертным событиям Великой Отечественной войны. К 80-летию Сталинградской битвы в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя был показан музыкально-театральный спектакль «Живые и мертвые» по одноименному роману Константина Симонова, а на закрытии Зимнего фестиваля прозвучала знаменитая Ленинградская симфония Шостаковича, представленная прошлым летом в городе-герое к 80-летию ее первого исполнения. Надежда Травина посетила мемориальные концерты в рамках фестиваля Юрия Башмета и делится впечатлениями.
Солдатами не рождаются
Одним из ярких событий Зимнего фестиваля искусств стал спектакль «Живые и мертвые» в Театре имени Н.В. Гоголя (бывшем «Гоголь-центре»), в котором Юрий Башмет и его ансамбль «Солисты Москвы» приняли непосредственное участие. Это далеко не первый подобный опыт маэстро — коллаборация с драматическими театрами и актерами является настоящей визитной карточкой его проектов. Облачившись в военную форму и шапки-ушанки, музыканты сидели на ступеньках импровизированного советского Дома Культуры (сценограф — Мария Митрофанова), а сам Башмет, накинув на плечи генеральскую шинель, дирижировал партитурой Валерия Воронова, написавшего музыку к спектаклю. Композитор не пошел по пути стилизации, не использовал уместные цитаты песен военных лет; единственная цитата — «Фантазия» для двух фортепиано в исполнении Святослава Рихтера и Бенджамина Бриттена — звучит в самом конце, на фоне военной кинохроники. Воронов создал фактически неромантическое сочинение, поручив струнной группе выражать эмоции и чувства героев романа Константина Симонова. Режиссер Полина Агуреева остановилась на второй части трилогии – «Солдатами не рождаются», события которой разворачивались вокруг фигуры генерал-майора Федора Серпилина (актер Илья Шакунов). По сути, они подавались от его лица и постепенно рисовали психологический портрет мужественного, страдающего человека, потерявшего жену и товарищей, размышляющего о необходимости войны в принципе. Параллельно с этим режиссер акцентировала характер и личность второстепенных, но таких важных в истории тех лет людей: военного врача Овсянникову (Варя Насонова), командира батальона Синцова (Федор Малышев), замполита полка Левашова (Иван Добронравов), так и не заставших окончание Великой Отечественной. «Это спектакль о людях, ошибающихся и сильных духом, яростных и сомневающихся, о неразрывности трагического и героического. Спектакль о том, как осмыслить не факты сами по себе, не хронику войны, а духовное состояние людей в этом страшном испытании, человеческую основу их поступков, жизнь и смерть в их неразрывной связи на войне. Понять, какой ценой в условиях войны, где нет привычной человеческой логики, люди сохраняют в себе Человека», — считает Полина Агуреева. Фрагмент «Живых и мертвых» был показан в Волгограде к 80-летию Сталинградской битвы: полноценная же постановка на фестивале Башмета позволила вновь задуматься и осмыслить вечные актуальные темы, которые поднимает роман Симонова.
Посвящается городу-герою Ленинграду
Зимний фестиваль искусств завершился на самой пронзительной ноте. Маэстро Башмет и Всероссийский юношеский симфонический оркестр исполнили Седьмую симфонию Шостаковича — великий музыкальный памятник ленинградской блокаде и событиям Великой Отечественной войны. На сцену Большого зала консерватории вышли, по сути, совсем юные девушки и молодые люди, которые о том страшном времени знают лишь по воспоминаниям прадедушек; но что характерно, они представили Ленинградскую симфонию на уровне взрослых опытных музыкантов, переживших многие испытания. Подопечные Башмета уже смогли доказать это на масштабном концерте в честь 80-летия первого исполнения шедевра Шостаковича на стрелке Васильевского острова в августе прошлого года: теперь настал черед москвичей услышать эту недетскую интерпретацию. Маэстро Башмет выстроил четырехчастный цикл как драматическое повествование в духе «от мрака – к свету», от первых минут начала войны до победного шествия на Красной площади. Обращали на себя внимание контрастные темы частей, словно рисующие психологические состояния очевидцев того времени, тонкие динамические переходы, отражающие целую палитру эмоций. Особенно точным получился переход от заключительной темы первой части к знаменитой «теме нашествия», которая постепенно приобретала ясные очертания и разрослась до яростно-ядовитого вражеского гимна. Поразило, с какой искренностью и самоотдачей музыканты поочередно подхватывали эту незатейливую мелодию, сопровождаемую безжалостным остинато малого барабана, равно и с какой энергией обрушивали на нее «тему сопротивления». Третья часть симфонии напоминала трагический реквием, который звучал с ораторской патетикой, заставлял вслушиваться в эту пронзительную речь — коллективную и индивидуальную одновременно. Финал же был ни чем иным как апофеозом, триумфом, символизирующим торжество добра над злом во все времена. Широкая тема в искрящемся до мажоре, окутывающая акустику зала, утверждала победу, давшуюся страшной ценой — и об этом нам в очередной раз напомнили Шостакович, Башмет и юные артисты.